Действующий

Об организационных мерах по реализации программы "Урал-ГУЛАГ"

Приложение  1
к постановлению
главы администрации
области  _________
08.10.93 N 156

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ "УРАЛ-ГУЛАГ"
ПО СОХРАНЕНИЮ И МУЗЕЕФИКАЦИИ БЫВШИХ
ПЕРМСКИХ ПОЛИТЛАГЕРЕЙ ВС-389/35 и ВС-389/36

На протяжении последних 20 лет, с 1972 по 1991 годы, пермские лагеря ВС-389/35, ВС-389/37 являлись главными и практически единственными колониями, в которых содержались политические заключенные, лица, осужденные по статье 70 УК РСФСР и аналогичным статьям УК республик бывшего СССР. Среди них были практически все активисты правозащитного движения, члены хельсинских групп и комитетов, авторы и читатели самиздата и многие другие из тех, кто боролся с тоталитаризмом, отстаивал идею демократизации общества. Их имена сегодня известны каждому россиянину и всему миру: Владимир Буковский, Сергей и Иван Ковалевы, Юрий Орлов, Натан Щаранский, Глеб Якунин, Василь Стус, Сергей Григорьянц, Анатолий Марченко, Валерий Сендеров, Степан Хмара, Юрий Шиханович, Фелико Серебров и сотни других.

Историческое значение пермских политлагерей заключается прежде всего в том, что их возникновение и развитие знаменовало последний и самый напряженный этап борьбы нарождающегося демократического движения с советским тоталитаризмом и последней ответной попыткой репрессивных органов искоренить инакомыслие в СССР.

Первые пермские политлагеря, известные под названием "Пермь-35" и "Пермь-36" возникли тогда, когда в СССР окончательно оформилась система застоя и вследствие этого активизировалась сопротивление ей. Ставшей широко известной всему миру волне политических репрессий начала 80-х гг. предшествовало расширение пермских политлагерей, основание колонии ВС-389/37 и строительство барака особого режима в колонии ВС-389/36. Создание печально известного "пермского треугольника" было завершено.