Р Е Ш Е Н И Е

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ


21.12.94                                            N 150

О концепции аграрной политики
Пермской области
(с изменениями на 6 февраля 1997 года)


Законодательное Собрание Пермской области Р Е Ш А Е Т:

1. Принять и опубликовать в областной печати концепцию аграрной политики Пермской области (приложение 1).

2. Принять примерный перечень нормативных актов (приложения 2, 3), предлагаемых к разработке, и предложить администрации области разработать областные законы и программы обеспечивающие реализацию концепции аграрной политики Пермской области.


Губернатор
Пермской области                                        Б.Ю.Кузнецов

Приложение 1
к решению Законодательного
Собрания Пермской области
от 21.12.94  N 150


КОНЦЕПЦИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
(с изменениями на 6 февраля 1997 года)

Концепция аграрной политики Пермской области разработана на основании решения Законодательного Собрания области. В разработке принимали участие депутаты, специалисты агропромышленного комплекса и научных учреждений.

I. ВВЕДЕНИЕ

Аграрная политика в Пермской области представляет собой систему деятельности органов государственной власти области с целью:

- обеспечения условий для эффективного ведения хозяйства сельскохозяйственными товаропроизводителями, пищевой, перерабатывающей промышленностью и производственной инфраструктурой АПК всех форм собственности;

- повышения уровня жизни жителей сельской местности;

- рационального использования природных и других ресурсов производства собственниками земли и органами местного самоуправления.

Одной из программных задач аграрной политики области является насыщение рынка продовольствием и сельскохозяйственным сырьем.

Аграрная политика в области является составной частью аграрной политики, проводимой в Российской Федерации, но имеет самостоятельное значение в рамках законодательных и административных полномочий Законодательного Собрания и администрации области.

Аграрную политику в Пермской области определяют и реализуют:

Законодательное Собрание;

администрация области;

органы местного самоуправления.

Законодательное Собрание устанавливает приоритеты бюджетного финансирования, налогообложения, условий природопользования, направления инвестиций, форм собственности, форм контроля, форм социальной защиты, форм обмена и другие в рамках своих полномочий,

Администрация области разрабатывает и реализует направления аграрной политики, используя нормативную базу, бюджетные и внебюджетные средства, формируя схему управления агропромышленным сектором экономики и расставляя кадры управления в государственном секторе.

Управление сельского хозяйства администрации Пермской области решает вопросы финансового, правового, организационного, кадрового, научного и информационного обеспечения производственной деятельности в агропромышленном секторе. Другие комитеты и управления администрации решают эти же вопросы относительно условий функционирования соответствующих систем жизнеобеспечения сельского населения в т.ч. несельскохозяйственных отраслей.

Органы местного самоуправления непосредственно обеспечивают реализацию нормативных актов, вводимых в развитие выработанной аграрной политики, и координируют деятельность участников программ развития и инвестиционных проектов на территории.

Концепция аграрной политики является:

- обоснованием приоритетов в аграрной сфере;

- основой планирования нормотворческой работы субъектов аграрной политики;

- основой программ деятельности администрации области в аграрной сфере.

      II.ХАРЕКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В АГРАРНОЙ
         СФЕРЕ.

Отказ от системы централизованного директивного планирования, коммерциализация, земельная реформа, приватизация и другие преобразования, направленные на формирование многоукладной рыночной экономики, не привели к коренным изменениям отношений собственности на землю и средства производства к повышению эффективности сельского хозяйства.

Наиболее активно частный собственник формировался в сфере обращения (в торговле и финансовой деятельности). В сфере производства происходит затухание деловой активности под влиянием целого ряда экономических факторов:

диспаритет цен;

взаимные неплатежи;

снижение платежеспособного спроса населения;

недостаточная государственная поддержка;

отсутствие механизмов привлечения негосударственных инвестиций.

В 1993 году объем валового производства сельскохозяйственной продукции снизился по сравнению с 1990 годом на 13 процентов. Посевная площадь, занятая сельхозкультурами, за этот период сократилась на 235 тысяч гектаров, поголовье крупного рогатого скота - на 13,2%, в том числе коров на 2,4%. Продолжается снижение производственного потенциала агропромышленного комплекса, определяющее его развитие на долгосрочную перспективу. Стареют производственные фонды. В 1993 году выбытие основных фондов превысило их ввод в 11 раз, объем инвестиций за три года сократился более чем в 7 раз. Значительно сократилось количество покупаемой техники, а более половины оставшейся выработало амортизационный срок. Снижается плодородие земель. В 1994 году объем внесения органических и минеральных удобрений по сравнению с 1990 годом сократился в 3 раза, известкования и фосфоритования почв - в 6 раз. Приходит в упадок селекционная работа, разрушаются семеноводческие и племенные хозяйства, племенной скот реализуется за пределы области и на мясо.

Динамика воспроизводства показателей агропромышленного сектора указывает на устойчивую тенденцию сокращения объемов товарного производства и переход к самообеспечению сельского населения (и части городского) традиционными продуктами питания (картофель, овощи, молоко, мясо).

      III. СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
           РАЗВИТИЯ СЕЛА.

В условиях Пермской области агросфера определяет социальное экономическое положение не менее 1/3 населения и входит в число важных составляющих экономики области.

Территория области относится к староосвоенным, поэтому сельская система расселения имеет глубокие исторические корни и обуславливает образ жизни не только сельского населения, но и значительной части городского.

Климатические и почвенные условия ведения сельского хозяйства позволяют гарантированно производить молоко и мясо, обеспечивая 75-78% потребления области, картофель овощи и яйцо - 100%, а при повышении плодородия почв выращивать зерно, обеспечивая 50-60% потребности.

Для устойчивого воспроизводства потенциала в социальной сфере, производственной инфраструктуре агропромышленного сектора и поддержания достаточного уровня жизни населения необходимо создать условия обеспечивающие занятость трудоспособного населения на предприятиях, выпускающих рентабельную продукцию.

Достижение необходимого уровня рентабельности производства в условиях рынка и при высоких темпах инфляции возможно, если на основе согласования экономических интересов выстраивать товаропроводящую сеть от производства до потребителя, рационально организовывать финансовые потоки, привлекать инвесторов и материальные ресурсы других отраслей и регионов, применять ресурсосберегающие технологии, повышать качество продукции и расширять ее ассортимент.

Решение этих задач требует переподготовки управленческого персонала, создания системы учреждений рыночной инфраструктуры и нормативной базы, обеспечивающей регулирование отношений между всеми участниками агропромышленного сектора экономики. В условиях переходного периода, когда собственник на средства производства еще только формируется, решение проблем кадрового обеспечения реформ и создания условий для рыночной кооперации должны взять на себя органы государственной власти.

IV. СТРУКТУРНЫЕ  ИЗМЕНЕНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ СЕКТОРЕ.

В ходе аграрной реформы формируются государственный, кооперативный, коллективный, акционерный, фермерский и мелкотоварный секторы аграрной экономики, подсобные хозяйства промышленных предприятий, личное подворье.

Государственные предприятия обеспечивают проведение государственной политики в работе с землей, семеноводстве и племенном деле; внедрение передовых технологий; проведение научных исследований и подготовку кадров; осуществление карантинно-ветеринарных и других государственных мероприятий.

Предприятия коллективного сектора оганизуют свою деятельность на основе совместной (коллективной) собственности на землю, средства и продукцию.

Кооперативный сектор включает предприятия, созданные путем добровольного объединения на основе членства сельскохозяйственных товаропроизводителей (граждан и юридических лиц независимо от форм собственности) и формирования общего имущества с целью обеспечения своих хозяйственных потребностей или совместного производства. Кооперативы могут быть производственные, обслуживающие, кредитные, страховые.

Акционерный сектор АПК представляют предприятия, созданные на основе объединения вкладов участников акционерного общества с целью осуществления производственной деятельности и извлечения прибыли.

Фермерский сектор создается путем безвозмездной передачи аренды и продажи земли и имущества крестьянам.

Личные подсобные хозяйства являются экономически самостоятельной, равноправной формой хозяйствования. Они могут быть формой вторичной занятости населения или основным (единственным) местом работы.

Экономическое развитие предприятий любой формы собственности связано с системой агропромышленной интеграции, которая позволяет за счет специализации сократить затраты на единицу продукции, углубить переработку и повысить качество продукции.

Агропромышленная интеграция может быть обеспечена только на основе согласования экономических интересов сельскохозяйственного производства, переработки, торговли и предприятий, обслуживающих цепочку "производитель-потребитель", включая финансовые учреждения. Формы агропромышленных кооперационных связей могут быть различны.

Дальнейшее реформирование и приватизация предприятий АПК должна предусматривать:

- формирование новых производственных структур, в наибольшей степени отвечающих условиям рыночной экономики;

- оказание помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в создании кооперативных связей с предприятими переработки сельхозпродукции, обслуживания и торговли;

- преобразование низкорентабельных хозяйств на добровольной основе в и другие формирования, в том числе более мелкие крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства с представлением на эти цели финансовой помощи и обеспечением социальной защищенности.

Согласование интересов участников товаропроводящей цепочки "производитель - потребитель" обеспечивается:

- расширением льгот на покупку акций приватизированных предприятий переработки и агросервиса сельскохозяйственными товаропроизводителями;

- преобразованием перерабатывающих и обслуживающих предприятий в кооперативные, агрофирмы, казенные и другие;

- сохранением профиля и объема предприятий перерабатывающей промышленности и торговли, занимающихся реализацией продовольственных товаров;

- инвестированием сельскохозяйственных товаропроизводителей на развитие собственной переработки и торговли.

V. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ.

Концепция аграрной политики является основой программно-организационных мер, осуществляемых управлением сельского хозяйства и комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. Разрабатываемые программы должны согласовывать уже действующие проекты по созданию системы оптовых продовольственных рынков, созданию земельного банка, развитию выставочного центра, развитию маркетингового центра и информационно-аналитической сети по изучению номенклатуры рынка средств производства и продовольствия, а также включать разработку проектов создания конкретных производственно-финансовых объединений и других инвестиционных проектов.

В соответствии с принятыми программами необходимо предусматривать меры по переподготовке кадров, участвующих в их реализации.

Настоящая концепция подлежит уточнению при рассмотрении и принятии областных законов по реализации аграрной политики, а также по мере разработки программ, затрагивающих проблемы села.

5.1. Формирование продовольственного рынка области

Формирование рынка продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья осуществляется, в основном, за счет собственного производства. Товары, не производящиеся на территории области (ранние овощи, фрукты, бахчевые культуры, растительные масла и другие), завозятся из других регионов Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Для удовлетворения потребности социальной сферы в продовольствии формируется областной фонд основных видов сельскохозяйственной продукции (зерно, картофель, овощи, мясо, молоко, яйцо).

5.2. Развитие рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе

Развитие рыночной инфраструктуры в АПК осуществляется на:

- кооперативной основе за счет расширения базы фирменной торговли, создания системы торгово-закупочных фирм с индустрией сортировки, охлаждения, упаковки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции в районах ее производства и потребления, формирования оптово-продовольственных рынков, товарных бирж сельскохозяйственного сырья, обеспечения сельскохозяйственным товаропроизводителям беспрепятственного выхода на рынок, создания и применения автоматизированных информационных систем;

- создании в крупных городах, промышленных центрах региональных, городских оптовых рынков по торговле скоропортящейся продукцией, а также районных и сельских специализированных продовольственных рынков, осуществляющих торговлю сельскохозяйственной продукцией и заключающих форвардные и фьючерские контракты на поставку продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

5.3. Земельные отношения в сельском хозяйстве

Регулирование земельных отношений в сельском хозяйстве предусматривает:

- передачу государством земли гражданам, коллективным предприятиям, акционерным обществам, товариществам, производственным сельскохозяйственным кооперативам, другим юридическим лицам, непосредственно занятым сельскохозяйственным производством;

- перераспределение земель и юридическое закрепление прав на владения, распоряжения и пользования землей;

- введение залога земель сельскохозяйственного назначения с целью получения заемных средств для сельских товаропроизводителей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»