ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
21.12.94 N 150
О концепции аграрной политики
Пермской области
(с изменениями на 6 февраля 1997 года)
Законодательное Собрание Пермской области Р Е Ш А Е Т:
1. Принять и опубликовать в областной печати концепцию аграрной политики Пермской области (приложение 1).
2. Принять примерный перечень нормативных актов (приложения 2, 3), предлагаемых к разработке, и предложить администрации области разработать областные законы и программы обеспечивающие реализацию концепции аграрной политики Пермской области.
Губернатор
Пермской области Б.Ю.Кузнецов
Приложение 1
к решению Законодательного
Собрания Пермской области
от 21.12.94 N 150
КОНЦЕПЦИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
(с изменениями на 6 февраля 1997 года)
Концепция аграрной политики Пермской области разработана на основании решения Законодательного Собрания области. В разработке принимали участие депутаты, специалисты агропромышленного комплекса и научных учреждений.
I. ВВЕДЕНИЕ
Аграрная политика в Пермской области представляет собой систему деятельности органов государственной власти области с целью:
- обеспечения условий для эффективного ведения хозяйства сельскохозяйственными товаропроизводителями, пищевой, перерабатывающей промышленностью и производственной инфраструктурой АПК всех форм собственности;
- повышения уровня жизни жителей сельской местности;
- рационального использования природных и других ресурсов производства собственниками земли и органами местного самоуправления.
Одной из программных задач аграрной политики области является насыщение рынка продовольствием и сельскохозяйственным сырьем.
Аграрная политика в области является составной частью аграрной политики, проводимой в Российской Федерации, но имеет самостоятельное значение в рамках законодательных и административных полномочий Законодательного Собрания и администрации области.
Аграрную политику в Пермской области определяют и реализуют:
Законодательное Собрание;
администрация области;
органы местного самоуправления.
Законодательное Собрание устанавливает приоритеты бюджетного финансирования, налогообложения, условий природопользования, направления инвестиций, форм собственности, форм контроля, форм социальной защиты, форм обмена и другие в рамках своих полномочий,
Администрация области разрабатывает и реализует направления аграрной политики, используя нормативную базу, бюджетные и внебюджетные средства, формируя схему управления агропромышленным сектором экономики и расставляя кадры управления в государственном секторе.
Управление сельского хозяйства администрации Пермской области решает вопросы финансового, правового, организационного, кадрового, научного и информационного обеспечения производственной деятельности в агропромышленном секторе. Другие комитеты и управления администрации решают эти же вопросы относительно условий функционирования соответствующих систем жизнеобеспечения сельского населения в т.ч. несельскохозяйственных отраслей.
Органы местного самоуправления непосредственно обеспечивают реализацию нормативных актов, вводимых в развитие выработанной аграрной политики, и координируют деятельность участников программ развития и инвестиционных проектов на территории.
Концепция аграрной политики является:
- обоснованием приоритетов в аграрной сфере;
- основой планирования нормотворческой работы субъектов аграрной политики;
- основой программ деятельности администрации области в аграрной сфере.
II.ХАРЕКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В АГРАРНОЙ
СФЕРЕ.
Отказ от системы централизованного директивного планирования, коммерциализация, земельная реформа, приватизация и другие преобразования, направленные на формирование многоукладной рыночной экономики, не привели к коренным изменениям отношений собственности на землю и средства производства к повышению эффективности сельского хозяйства.
Наиболее активно частный собственник формировался в сфере обращения (в торговле и финансовой деятельности). В сфере производства происходит затухание деловой активности под влиянием целого ряда экономических факторов:
диспаритет цен;
взаимные неплатежи;
снижение платежеспособного спроса населения;
недостаточная государственная поддержка;
отсутствие механизмов привлечения негосударственных инвестиций.
В 1993 году объем валового производства сельскохозяйственной продукции снизился по сравнению с 1990 годом на 13 процентов. Посевная площадь, занятая сельхозкультурами, за этот период сократилась на 235 тысяч гектаров, поголовье крупного рогатого скота - на 13,2%, в том числе коров на 2,4%. Продолжается снижение производственного потенциала агропромышленного комплекса, определяющее его развитие на долгосрочную перспективу. Стареют производственные фонды. В 1993 году выбытие основных фондов превысило их ввод в 11 раз, объем инвестиций за три года сократился более чем в 7 раз. Значительно сократилось количество покупаемой техники, а более половины оставшейся выработало амортизационный срок. Снижается плодородие земель. В 1994 году объем внесения органических и минеральных удобрений по сравнению с 1990 годом сократился в 3 раза, известкования и фосфоритования почв - в 6 раз. Приходит в упадок селекционная работа, разрушаются семеноводческие и племенные хозяйства, племенной скот реализуется за пределы области и на мясо.
Динамика воспроизводства показателей агропромышленного сектора указывает на устойчивую тенденцию сокращения объемов товарного производства и переход к самообеспечению сельского населения (и части городского) традиционными продуктами питания (картофель, овощи, молоко, мясо).
III. СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ СЕЛА.
В условиях Пермской области агросфера определяет социальное экономическое положение не менее 1/3 населения и входит в число важных составляющих экономики области.
Территория области относится к староосвоенным, поэтому сельская система расселения имеет глубокие исторические корни и обуславливает образ жизни не только сельского населения, но и значительной части городского.
Климатические и почвенные условия ведения сельского хозяйства позволяют гарантированно производить молоко и мясо, обеспечивая 75-78% потребления области, картофель овощи и яйцо - 100%, а при повышении плодородия почв выращивать зерно, обеспечивая 50-60% потребности.
Для устойчивого воспроизводства потенциала в социальной сфере, производственной инфраструктуре агропромышленного сектора и поддержания достаточного уровня жизни населения необходимо создать условия обеспечивающие занятость трудоспособного населения на предприятиях, выпускающих рентабельную продукцию.
Достижение необходимого уровня рентабельности производства в условиях рынка и при высоких темпах инфляции возможно, если на основе согласования экономических интересов выстраивать товаропроводящую сеть от производства до потребителя, рационально организовывать финансовые потоки, привлекать инвесторов и материальные ресурсы других отраслей и регионов, применять ресурсосберегающие технологии, повышать качество продукции и расширять ее ассортимент.
Решение этих задач требует переподготовки управленческого персонала, создания системы учреждений рыночной инфраструктуры и нормативной базы, обеспечивающей регулирование отношений между всеми участниками агропромышленного сектора экономики. В условиях переходного периода, когда собственник на средства производства еще только формируется, решение проблем кадрового обеспечения реформ и создания условий для рыночной кооперации должны взять на себя органы государственной власти.
В ходе аграрной реформы формируются государственный, кооперативный, коллективный, акционерный, фермерский и мелкотоварный секторы аграрной экономики, подсобные хозяйства промышленных предприятий, личное подворье.
Государственные предприятия обеспечивают проведение государственной политики в работе с землей, семеноводстве и племенном деле; внедрение передовых технологий; проведение научных исследований и подготовку кадров; осуществление карантинно-ветеринарных и других государственных мероприятий.
Предприятия коллективного сектора оганизуют свою деятельность на основе совместной (коллективной) собственности на землю, средства и продукцию.
Кооперативный сектор включает предприятия, созданные путем добровольного объединения на основе членства сельскохозяйственных товаропроизводителей (граждан и юридических лиц независимо от форм собственности) и формирования общего имущества с целью обеспечения своих хозяйственных потребностей или совместного производства. Кооперативы могут быть производственные, обслуживающие, кредитные, страховые.
Акционерный сектор АПК представляют предприятия, созданные на основе объединения вкладов участников акционерного общества с целью осуществления производственной деятельности и извлечения прибыли.
Фермерский сектор создается путем безвозмездной передачи аренды и продажи земли и имущества крестьянам.
Личные подсобные хозяйства являются экономически самостоятельной, равноправной формой хозяйствования. Они могут быть формой вторичной занятости населения или основным (единственным) местом работы.
Экономическое развитие предприятий любой формы собственности связано с системой агропромышленной интеграции, которая позволяет за счет специализации сократить затраты на единицу продукции, углубить переработку и повысить качество продукции.
Агропромышленная интеграция может быть обеспечена только на основе согласования экономических интересов сельскохозяйственного производства, переработки, торговли и предприятий, обслуживающих цепочку "производитель-потребитель", включая финансовые учреждения. Формы агропромышленных кооперационных связей могут быть различны.
Дальнейшее реформирование и приватизация предприятий АПК должна предусматривать:
- формирование новых производственных структур, в наибольшей степени отвечающих условиям рыночной экономики;
- оказание помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в создании кооперативных связей с предприятими переработки сельхозпродукции, обслуживания и торговли;
- преобразование низкорентабельных хозяйств на добровольной основе в и другие формирования, в том числе более мелкие крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства с представлением на эти цели финансовой помощи и обеспечением социальной защищенности.
Согласование интересов участников товаропроводящей цепочки "производитель - потребитель" обеспечивается:
- расширением льгот на покупку акций приватизированных предприятий переработки и агросервиса сельскохозяйственными товаропроизводителями;
- преобразованием перерабатывающих и обслуживающих предприятий в кооперативные, агрофирмы, казенные и другие;
- сохранением профиля и объема предприятий перерабатывающей промышленности и торговли, занимающихся реализацией продовольственных товаров;
- инвестированием сельскохозяйственных товаропроизводителей на развитие собственной переработки и торговли.
Концепция аграрной политики является основой программно-организационных мер, осуществляемых управлением сельского хозяйства и комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. Разрабатываемые программы должны согласовывать уже действующие проекты по созданию системы оптовых продовольственных рынков, созданию земельного банка, развитию выставочного центра, развитию маркетингового центра и информационно-аналитической сети по изучению номенклатуры рынка средств производства и продовольствия, а также включать разработку проектов создания конкретных производственно-финансовых объединений и других инвестиционных проектов.
В соответствии с принятыми программами необходимо предусматривать меры по переподготовке кадров, участвующих в их реализации.
Настоящая концепция подлежит уточнению при рассмотрении и принятии областных законов по реализации аграрной политики, а также по мере разработки программ, затрагивающих проблемы села.
5.1. Формирование продовольственного рынка области
Формирование рынка продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья осуществляется, в основном, за счет собственного производства. Товары, не производящиеся на территории области (ранние овощи, фрукты, бахчевые культуры, растительные масла и другие), завозятся из других регионов Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья.
Для удовлетворения потребности социальной сферы в продовольствии формируется областной фонд основных видов сельскохозяйственной продукции (зерно, картофель, овощи, мясо, молоко, яйцо).
5.2. Развитие рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе
Развитие рыночной инфраструктуры в АПК осуществляется на:
- кооперативной основе за счет расширения базы фирменной торговли, создания системы торгово-закупочных фирм с индустрией сортировки, охлаждения, упаковки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции в районах ее производства и потребления, формирования оптово-продовольственных рынков, товарных бирж сельскохозяйственного сырья, обеспечения сельскохозяйственным товаропроизводителям беспрепятственного выхода на рынок, создания и применения автоматизированных информационных систем;
- создании в крупных городах, промышленных центрах региональных, городских оптовых рынков по торговле скоропортящейся продукцией, а также районных и сельских специализированных продовольственных рынков, осуществляющих торговлю сельскохозяйственной продукцией и заключающих форвардные и фьючерские контракты на поставку продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
5.3. Земельные отношения в сельском хозяйстве
Регулирование земельных отношений в сельском хозяйстве предусматривает:
- передачу государством земли гражданам, коллективным предприятиям, акционерным обществам, товариществам, производственным сельскохозяйственным кооперативам, другим юридическим лицам, непосредственно занятым сельскохозяйственным производством;
- перераспределение земель и юридическое закрепление прав на владения, распоряжения и пользования землей;
- введение залога земель сельскохозяйственного назначения с целью получения заемных средств для сельских товаропроизводителей;