КОНЦЕПЦИЯ
развития и деятельности киносети столицы
на переходный период (1996-1999 годы)
1. Введение
В связи с развитием электронных средств кинопоказа, в конце 60-х годов в Москве, как и в других городах страны, наметилась тенденция к спаду кинопосещаемости.
Престиж кинотеатра, переставшего быть единственным местом просмотра кинофильмов, в дальнейшем неуклонно падал.
Бурное развитие многоканального телевизионного кинопоказа, появление видеосалонов и возможности просмотра фильмов с видеомагнитофонов, находящихся в личном пользовании, все больше сдвигали культурный досуг в сторону домашнего кино.
После 1990 года произошел обвальный спад посещаемости кинотеатров. За последние 5 лет она снизилась примерно в 20 раз, что объясняется также резким переходом отечественного кинематографа к рыночным отношениям.
Предлагаемая концепция разработана как концепция переходного периода с учетом проектов Союза кинематографистов России и Роскомкино по возрождению отечественного кинематографа и социологических исследований реальной и потенциальной зрительской аудитории.
Цель концепции - определение пути и средств для достижения к 1999 году увеличения посещаемости кинотеатров, необходимой для рентабельного функционирования киносети и удовлетворения спроса на кинообслуживание.
Главная задача концепции - обеспечить московской киносети условия для перехода к новой модели функционирования, учитывающей современные социально-экономические реалии города и страны в целом.
При самых оптимистических прогнозах возврат зрителей в кинотеатры не может произойти также быстро, как их потеря. Обратный процесс более длителен, но он может быть ускорен при условии научно обоснованной увязки структуры киносети, а также форм и методов ее деятельности с реальными запросами населения.
2. Структура киносети
С учетом современных условий требуется пересмотр структуры киносети и соответствующие формы регулирования и координации ее деятельности.
В новой структуре кинотеатры столицы следует организационно сформировать в виде нескольких групп; кинотеатры общегородского значения, кинотеатры, входящие в унитарное предприятие "Московский кинопоказ" и кинотеатры окружного значения (см.схему).
Кинотеатры общегородского значения, как и создаваемое предприятие "Московский кинопоказ", подведомственны Комитету по культуре Москвы.
Комитету по культуре Москвы также подведомственны:
- МГП "Киновидеопрокат";
- кинопроизводственная мастерская;
- Городская дирекция школьного и передвижного кино (ГДШиПК);
- билетная база.
Кинотеатры окружного значения передать префектам округов.
В схеме предусмотрены также кинотеатры, входящие в акционерные общества и частные кинотеатры.
Таким образом, киносеть Москвы будет представлена объединением альтернативных систем кинопоказа, равномерно охватывающих всю территорию города, и каждая из которых имеет свой особый статус и приоритетную специализацию.
Для регулирования и координации деятельности кинопредприятий города необходимо подразделение, которое может быть создано в структуре Комитета по культуре Москвы.
При формировании новой структуры киносети следует предусмотреть вывод из состава киносети кинотеатров, не имеющих перспективы развития основной деятельности.
Здания и помещения этих кинотеатров целесообразно использовать для других учреждений культуры и иных услуг, на которые имеется спрос населения, или реализовать по конкурсу для привлечения средств в интересах киносети.