В последнее десятилетие криминогенная обстановка в Российской Федерации обострилась из-за расширения форм и способов совершения преступлений, что сказалось на увеличении всех видов судебно-медицинских экспертиз. В этих условиях особое значение придается качеству, информативности и научному обоснованию заключений судебных экспертов, срокам их исполнения.
Судебно-медицинская экспертиза в Российской Федерации представляет собой особый медико-правовой вид деятельности, направленный на обеспечение органов дознания, следствия и суда результатами специальных исследований, полученных с соблюдением правовых норм, осуществляемый экспертами или врачами, привлеченными для производства экспертизы, лицензируемый как отдельный вид медицинской деятельности.
В Курской области данный вид деятельности осуществляет областное бюджетное учреждение здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы" комитета здравоохранения Курской области (далее - ОБУЗ "Бюро СМЭ").
Следует отметить, что судебно-медицинская экспертная деятельность не ограничивается только обеспечением интересов судебно-следственных органов в рамках проведения экспертиз по уголовным и гражданским делам.
Судебно-медицинские экспертные учреждения осуществляют важную функцию по определению причин и сущности дефектов в оказании медицинской помощи, способствуя повышению ее качества. При неблагоприятном или летальном исходе исключительно результаты судебно-медицинской экспертизы позволяют объективно оценить качество оказанной медицинской помощи пациенту. В случае же судебного разбирательства только заключение комиссионной судебно-медицинской экспертизы рассматривается как доказательство вины или невиновности медработника.
Незаменима также роль судебных медиков в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций - стихийных бедствий, техногенных катастроф, террористических актов, повлекших массовую гибель людей, дорожно-транспортных происшествий. В условиях массового одномоментного появления неопознанных погибших чрезвычайно важно провести полноценное их судебно-медицинское исследование, идентификацию личности, что в современных условиях наиболее эффективно достигается применением молекулярно-генетического метода исследования.
Кроме того, Федеральным законом от 3 декабря 2008 года N 242-ФЗ "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации" на учреждения судебно-медицинской экспертизы, входящие в государственную систему здравоохранения, возлагается обязанность по осуществлению геномной регистрации, что невозможно сделать в связи с отсутствием в структуре ОБУЗ "БЮРО СМЭ" медико-генетической лаборатории.
Другое не менее важное направление деятельности бюро судебно-медицинской экспертизы - производство судебно-химических и химико-токсикологических исследований, необходимых для реализации постановления Губернатора Курской области от 21.05.2010 N 214-пг "О проведении постоянного мониторинга наркоситуации в Курской области" и предоставления достоверной информации о количестве лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, а также лиц, умерших от отравления наркотическими средствами и психотропными веществами.
Однако современное состояние судебно-медицинской службы в Курской, области в целом характеризуется недостаточным уровнем материально-технического оснащения (отделения ОБУЗ "Бюро СМЭ" располагаются в приспособленных помещениях (часть из них в аварийном состоянии), имеют неудовлетворительную аппаратно-техническую базу (износ оборудования более 80%). Имеющееся в распоряжении бюро специальное оборудование не в полной мере отвечает современным требованиям. В лабораториях бюро в связи с отсутствием необходимого материально-технического оснащения не используются новые лабораторные технологии.
Так, в судебно-химическом отделении из-за отсутствия современной токсикологической аппаратуры невозможно количественное определение наркотических и лекарственных средств в биологических объектах. В биологическом и медико-криминалистическом отделениях из-за отсутствия оборудования, облегчающего и ускоряющего труд персонала, сроки проведения экспертиз превышают рекомендованные. Отсутствие материально-технической базы не позволяет организовать проведение молекулярно-генетических исследований.
Изношенность автотранспорта не позволяет оперативно доставлять объекты исследований из межрайонных отделений в судебно-медицинскую лабораторию, выезжать на места для оказания помощи судебно-следственным органам, доставлять трупы граждан, умерших во внебольничных условиях, из районов области.
Без осуществления ремонта структурных подразделений и оснащения их необходимым оборудованием улучшить качество оказываемых судебно-медицинских экспертиз не представляется возможным.
Отсутствие современного оборудования ведет к невозможности исполнения некоторых экспертиз либо к исполнению назначенных экспертиз в неполном объеме, что в свою очередь может ввести в заблуждение следствие, поскольку заключение эксперта является одним из основных доказательств по уголовным делам, и как итог всего этого - возможное необоснованное решение судов.
Кроме того, особого внимания требует работа по снижению профессиональной заболеваемости судебно-медицинских экспертов, а также внедрению в работу бюро методов посмертного выявления у трупов граждан, умерших во внебольничных условиях, прижизненных инфекционных заболеваний.
По данным ФГУ "Российский центр судебно-медицинских экспертиз" заболеваемость сотрудников судебно-медицинских учреждений вирусными гепатитами "B" и "C" превышает общую заболеваемость по стране в среднем в 25 раз, в отдельные годы в 55 раз. Заболеваемость экспертов туберкулезом также превышает общероссийские показатели в 15 - 20 раз. При этом рассчитанные линии тренда заболеваемости судебных медиков вирусными гепатитами и туберкулезом прогнозируют ее дальнейшее увеличение, в то время как в целом по Российской Федерации эта заболеваемость имеет тенденцию к стабилизации.
Факторами, способствующими профессиональному заражению вирусными инфекциями, являются наличие достаточно высокой вероятности заражения судебно-медицинского эксперта вирусными гепатитами "B" и "C", ВИЧ и туберкулезом при контакте с инфицированными объектами исследования (трупами граждан, трупным материалом и живыми лицами), а также несоответствие помещений ОБУЗ "Бюро СМЭ" санитарным требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Также в последние годы все более острой становится проблема доставки в морг бюро судебно-медицинской экспертизы трупов лиц, умерших насильственной смертью или при подозрении на нее, вне лечебных учреждений (дома, на улице, в общественных местах и др.), из районов области.
На сегодняшний день из 28 районов Курской области на постоянной основе такие виды судебно-медицинских работ, как экспертиза трупов граждан и живых лиц осуществляются только в 16 - на базе 6 межрайонных отделений ОБУЗ "Бюро СМЭ", расположенных в п. Горшечное, городах Щигры, Дмитриев, Железногорск, Рыльск, Суджа. Ни одно помещение районных отделений бюро не соответствует требованиям как по площади, так и по набору помещений - ни в одном здании нет необходимых, предусмотренных санитарными нормами помещений для вскрытия инфицированных трупов граждан, фиксационной, комнат для хранения чистого и грязного белья, регистратуры, кабинетов заведующего и среднего медперсонала и др.
В течение многих лет капитальный ремонт зданий и коммуникаций не проводился. В результате этого здания требуют ремонта несущих конструкций, крыши, замены окон и дверей, полной замены коммуникаций. В связи с вышеизложенным на настоящий момент ни одно из межрайонных отделений не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Такие районы области, как Золотухинский, Курчатовский, Медвенский, Обоянский, Октябрьский, Поныровский, Пристенский, Солнцевский, Фатежский, Льговский, Курский не имеют по объективным причинам отделений судебно-медицинской службы (из-за отсутствия соответствующих помещений, дефицита кадров судебно-медицинских экспертов). Все виды судебно-медицинских работ в этих районах проводятся на базе подразделений ОБУЗ "Бюро СМЭ", расположенных в г. Курске.
Ежегодно из этих районов (а также и из других районов области во время болезни или отпуска эксперта) в Курск доставляется 1100 - 1200 тел умерших.
Если в г. Курске проблема перевозки трупов граждан с мест обнаружения в морг решена (функционирует специализированная служба муниципального управления медицинского автотранспорта), то практически во всех районах области она решается стихийно - в большинстве случаев трупы граждан доставляются неорганизованно родственниками или сотрудниками правоохранительных органов, а иногда и просто посторонними людьми - случайным автотранспортом, не приспособленным для транспортировки тел умерших, с нарушением этических норм и санитарно-эпидемиологических требований, что не только наносит дополнительную моральную травму родственникам и окружающим, требует от них дополнительных затрат. Кроме того, существующее положение дел может привести к распространению инфекционных заболеваний, в том числе и особо опасных.
Реализация мероприятий данной Программы даст возможность внедрить новые методы исследований и сократить сроки проведения экспертиз, позволит проводить судебно-медицинские экспертизы в требуемом объеме, что в конечном счете скажется на эффективности борьбы с наиболее опасными и тяжелыми преступлениями против личности, улучшит качество медицинских услуг населению Курской области, снизит уровень профессиональной заболеваемости, обеспечит проведение постоянного мониторинга наркоситуации в Курской области.
Таким образом, с учетом возрастающих требований правоохранительных органов к сокращению сроков производства судебно-медицинских экспертиз, повышению их качества, уровня доказательности исследований сегодня очевидна необходимость проведения мероприятия по перспективному развитию службы судебно-медицинской экспертизы на территории Курской области.