Удельный вес работников, занятых в условиях труда,
не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам
(по данным Росстата)
Территория | Годы | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Российская Федерация | 23,4 | 24,9 | 26,2 | 27,5 | 29,0 |
Центральный федеральный округ | 25,4 | 18,7 | 19,4 | 20,5 | 32,1 |
Курская область | 24,9 | 24,9 | 26,5 | 27,2 | 30,5 |
На предприятиях отдельных видов экономической деятельности этот показатель ещё выше. Причем, основной рост данных показателей произошел в 2010 году.
Аналогичная ситуация складывается и в целом по Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии с которой намечено сокращение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В Курской области число пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2010 году по сравнению с 2008 годом (380 человек) уменьшилось на 23,2 % и составило 292 человека (в 2009 году - 297 человек). Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2010 году по сравнению с 2008 годом (28 человек) уменьшилась на 71,4 % и составила 8 человек (в 2009 году – 18 человек). Коэффициент частоты производственного травматизма по сравнению с 2008 годом (1,9) уменьшился на 15,8 % и достиг в 2010 году значения 1,6 (в 2009 году – 1,6). Коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом по сравнению с 2008 годом (0,139) уменьшился на 68 % и достиг в 2010 году значения 0,045 (в 2009 году – 0,098).
Основной задачей в области охраны труда в настоящее время является переход от реагирования на страховые случаи к управлению рисками повреждения здоровья работников.
Создание системы выявления и управления профессиональными рисками предусмотрено Программой действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 23 октября 2008 г. № 586.
Эффективность работы по реализации Программы, как одного из основных направлений государственной политики в области охраны труда, определяется действием системы управления охраной труда на основе нормативной правовой базы по охране труда в Курской области.
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Программы на уровне Курской области с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Программы социально-экономического развития Курской области на 2011-2015 годыявляется социальная значимость данной проблемы в части повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения Курской области.
Одним из приоритетных направлений деятельности в улучшении здоровья и сокращении смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.
II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации,
а также целевые индикаторы и показатели, характеризующие
эффективность реализации Программы
Целью Программы является улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории Курской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории Курской области;
совершенствование нормативной правовой базы охраны труда;
непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;
совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения Курской области.
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2012-2015 годов в один этап.
Целевыми индикаторами и показателями Программы, характеризующими эффективность реализации Программы, являются:
численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих;
численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих;
численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчёте на 10 тыс. работающих;
численность первично вышедших на инвалидность по трудовому увечью в расчёте на 10 тыс. работающих;
удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, к общей численности занятых в экономике Курской области;
удельный вес работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, от общего количества занятых в экономике Курской области;
количество организаций, расположенных на территории Курской области, имеющих декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
В результате реализации Программы ожидается снижение общего количества пострадавших от несчастных случаев на производстве на 15 % к уровню 2008 г. (380 человек) (за период реализации Программы на 3%).
Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей Программы, характеризующие эффективность реализации Программы, приведены в приложении № 1 к настоящей Программе.
III. Перечень программных мероприятий, сроки их реализации,
и объемы финансирования