Областная целевая программа "Комплексная межведомственная программа по профилактике преступлений и иных правонарушений в Курской области на 2012 - 2015 годы" ориентирована на дальнейшее развитие и совершенствование целенаправленной скоординированной работы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Курской области по реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений.
(в ред. постановления Администрации Курской области от 22.10.2012 N 927-па)
Комплекс целей и задач, распределение прогнозного предельного объема финансирования областной целевой программы "Комплексная межведомственная программа по профилактике преступлений и иных правонарушений в Курской области на 2012 - 2015 годы" сформированы с учетом результатов реализации областных целевых программ "Комплексная программа по профилактике преступлений и иных правонарушений в Курской области на 2009 - 2011 годы" и "Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы" на 2011 - 2014 гг., предварительные итоги которых показали, что задачи, поставленные при их утверждении, в целом достигаются.
(в ред. постановления Администрации Курской области от 22.10.2012 N 927-па)
Целенаправленная организация работы по созданию и функционированию в области государственной системы профилактики правонарушений как одного из важнейших направлений реализации областной целевой программы "Комплексная программа по профилактике преступлений и иных правонарушений в Курской области на 2009 - 2011 годы" позволила добиться снижения общей преступности за период 2008 - 2011 годов на 19,2% (с 22659 до 18315). За 7 месяцев 2011 общее число зарегистрированных преступлений сократилось на 6,9% (с 11322 до 10539), в том числе на 6,7% - тяжких и особо тяжких. На 8,2% уменьшилось количество фактов причинения тяжкого вреда здоровью, на 37,2% - разбойных нападений, на 26,9% - грабежей. Количество краж в целом снизилось на 2,5%, в том числе из квартир, домов - на 12,6%. Количество убийств осталось на уровне аналогичного периода прошлого года (44).
Количество преступлений на 10 тыс. населения в целом по области по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в результате реализации областных целевых программ уменьшилось с 98,6 до 91,8.
Комплекс принимаемых профилактических мер, предусмотренных вышеуказанными областными целевыми программами, позволил добиться сокращения на 3,8% (с 317 до 305) числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, их удельный вес составил 5,5%.
Приведенные данные свидетельствуют о стабильном улучшении ситуации с преступностью в Курской области, что обусловлено, в том числе, и повышением качества профилактической работы.
Вместе с тем уровень подростковой преступности превышает среднероссийский показатель - 5,0%. Число тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличилось на 27,4% (с 84 до 107).
Особого внимания требует продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем. В состоянии алкогольного опьянения совершено 1238 преступлений, что на 112,3% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Доля преступлений данного вида от общего числа расследованных увеличилась с 9,2% до 22,5%.
Одной из серьезных проблем обеспечения правопорядка продолжает оставаться состояние уличной преступности. Количество преступлений, совершенных в общественных местах, возросло на 52,3% (с 1301 до 1981), в том числе 11,7% (с 1042 до 1164) на улицах. Причиной совершения деяний данного вида, как правило, является недостаточно эффективная профилактическая работа в муниципальных образованиях.
Оценивая оперативную обстановку, можно предположить рост преступлений, совершенных ранее их совершавшими лицами, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также относящихся к категории тяжких и особо тяжких.
В этих условиях потребуется усиление взаимодействия правоохранительных органов с органами исполнительной власти Курской области, использование в профилактике преступлений и иных правонарушений возможностей общественных организаций и населения, средств массовой информации.
Возможности для реализации системы мер по борьбе с преступностью и организации профилактической работы по ее предупреждению в Курской области имеются. Развиваются межведомственное взаимодействие и международное сотрудничество по борьбе с преступностью. Вместе с тем требуется совершенствование комплексного подхода и координация действий в этом направлении.
Терроризм и экстремизм в современных условиях стали основными источниками угроз для населения нашей страны, в том числе и для жителей Курской области.
В этой связи государственная политика в сфере борьбы с этими опасными социальными явлениями является важным звеном в системе мер, направленных на обеспечение национальной безопасности России.
Правоохранительным органам, заинтересованным ведомствам и организациям удается в значительной степени не допускать актов терроризма на территории региона. Однако в настоящее время уровень террористической опасности остается достаточно высоким, поэтому указанные проблемы требуют повышенного внимания со стороны правоохранительных структур, органов исполнительной власти Курской области, органов местного самоуправления, а также активного участия общественных, религиозных объединений, средств массовой информации и иных заинтересованных структур. Вместе с тем, материально-техническое обеспечение антитеррористической деятельности на многих из объектов учреждений образования, здравоохранения, культуры, торговли и досуга явно недостаточно.
В учреждениях образования, здравоохранения, культуры, физкультурно-оздоровительных и торгово-развлекательных комплексах следует отметить отсутствие надежного контрольно-пропускного режима, инженерно-технических средств контроля за прилегающей территорией, навыков поведения обучающихся, педагогического и медицинского персонала, посетителей и сотрудников в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных террористическими актами и пожарами.
Государством уделяется большое внимание мерам по усилению борьбы с преступностью и предупреждению рецидива, поэтому проблема социальной адаптации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, приобретает особую значимость.
На протяжении 2007 - 2010 годов в Курской области увеличивалась численность лиц, освободившихся из учреждений отбывания наказания в виде лишения свободы, в том числе не имеющих места жительства или средств к существованию и возможности трудоустройства.
Количество освободившихся осужденных, из них: | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
2029 | 2202 | 2406 | 2595 | 2341 | ||
не имеющих места жительства | 29 | 14 | 27 | 48 | 33 | |
в том числе в возрасте | до 18 лет | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
мужчины от 18 до 60 лет | 26 | 14 | 27 | 47 | 31 | |
мужчины старше 60 лет | 3 | 0 | 0 | 1 | 2 | |
женщины от 18 до 55 лет | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
женщины старше 55 лет | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
не имевших средств к существованию и возможности трудоустройства | 19 | 9 | 19 | 21 | 18 | |
в том числе в возрасте | до 18 лет | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
мужчины от 18 до 60 лет | 16 | 9 | 17 | 16 | 18 | |
мужчины старше 60 лет | 3 | 0 | 0 | 2 | 0 | |
женщины от 18 до 55 лет | 0 | 0 | 2 | 3 | 0 | |
женщины старше 55 лет | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
За время отбывания наказания осужденные утрачивают социально-полезные связи, не готовы решать проблемы в изменившемся обществе. Для социализации человека в общество, а также в целях предупреждения рецидива преступности важно оказать поддержку лицу, освободившемуся из мест лишения свободы, в виде психологической, юридической, медицинской, материальной и иной помощи, необходимой для его полноправного участия в жизни общества.
В течение 2010 года на учетах уголовно-исполнительных инспекций области состояло 5632 осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества.
К отрицательным факторам, толкающим осужденных к совершению повторных преступлений, относятся: отсутствие работы и соответствующих документов для трудоустройства, незанятость трудом либо учебой, психологические проблемы, разногласия с семьей, обществом, отсутствие места жительства, алкогольная и наркотическая зависимость и т.п.
По имеющимся статистическим данным за 2010 год не были заняты трудом либо учебой 2039 осужденных - 36,2% от общего числа состоявших на учете (аналогичный период 2009 года - 1907 чел. - 30,2%). Прослеживается тенденция увеличения числа осужденных, не занятых трудом либо учебой.
Как правило, лица данной категории имеют недостаточный профессиональный уровень, низкую мотивацию к труду, неудовлетворительное состояние здоровья, склонность к неадекватному поведению и нарушению трудовой дисциплины. Поэтому они менее востребованы работодателями, чаще подвержены риску увольнения и дискриминации при приеме на работу.