ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 7 октября 2011 г. N 464-рп



ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"КОМПЛЕКСНАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2012 - 2014 ГОДЫ"


1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Комплексная межведомственная программа по профилактике преступлений и иных правонарушений в Курской области на 2012 - 2014 годы".

2. Определить:

государственными заказчиками областной целевой программы "Комплексная межведомственная программа по профилактике преступлений и иных правонарушений в Курской области на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) - Администрацию Курской области; комитет по физической культуре и спорту Курской области; комитет строительства и архитектуры Курской области; комитет социального обеспечения Курской области; комитет по делам молодежи и туризму Курской области;

государственным заказчиком-координатором Программы - Администрацию Курской области (административно-правовой комитет Администрации Курской области);

исполнителем-координатором Программы - административно-правовой комитет Администрации Курской области.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 77660 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Административно-правовому комитету Администрации Курской области обеспечить в срок до 15 октября текущего года разработку проекта Программы и представить согласованный в установленном порядке проект Программы в Правительство Курской области.

Первый заместитель Губернатора -
Председатель Правительства
Курской области
А.С.ЗУБАРЕВ

               

Утверждена
распоряжением
Правительства Курской области
от 7 октября 2011 г. N 464-рп

     
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ
ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ИНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2014 ГОДЫ"

     

I. Анализ проблемы за последние 3 - 5 лет
и причины ее возникновения


Концепция областной целевой программы "Комплексная межведомственная программа по профилактике преступлений и иных правонарушений в Курской области на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) ориентирована на дальнейшее развитие и совершенствование целенаправленной скоординированной работы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Курской области по реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений.

Комплекс целей и задач, распределение прогнозного предельного объема финансирования областной целевой программы "Комплексная межведомственная программа по профилактике преступлений и иных правонарушений в Курской области на 2012 - 2014 годы" сформированы с учетом результатов реализации областных целевых программ "Комплексная программа по профилактике преступлений и иных правонарушений в Курской области на 2009 - 2011 годы" и "Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы" на 2011 - 2014 гг., предварительные итоги которых показали, что задачи, поставленные при их утверждении, в целом достигаются.

Целенаправленная организация работы по созданию и функционированию в области государственной системы профилактики правонарушений как одного из важнейших направлений Комплексной программы по профилактике преступлений и иных правонарушений в Курской области на 2009 - 2011 годы позволила добиться снижения общей преступности за период 2008 - 2011 годов на 19,2% (с 22659 до 18315). За 7 месяцев 2011 общее число зарегистрированных преступлений сократилось на 6,9% (с 11322 до 10539), в том числе на 6,7% - тяжких и особо тяжких. На 8,2% уменьшилось количество фактов причинения тяжкого вреда здоровью, на 37,2% - разбойных нападений, на 26,9% - грабежей. Количество краж в целом снизилось на 2,5%, в том числе из квартир, домов - на 12,6%. Количество убийств осталось на уровне аналогичного периода прошлого года (44).

Количество преступлений на 10 тыс. населения в целом по области по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в результате реализации областных целевых программ уменьшилось с 98,6 до 91,8.

Комплекс принимаемых профилактических мер, предусмотренных вышеуказанными областными целевыми программами, позволил добиться сокращения на 3,8% (с 317 до 305) числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, их удельный вес составил 5,5%.

Приведенные данные свидетельствуют о стабильном улучшении ситуации с преступностью в Курской области, что обусловлено в том числе и повышением качества профилактической работы.

Вместе с тем уровень подростковой преступности превышает среднероссийский показатель - 5,0%. Число тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличилось на 27,4% (с 84 до 107).

Особого внимания требует продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем. В состоянии алкогольного опьянения совершено 1238 преступлений, что на 112,3% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Доля преступлений данного вида от общего числа расследованных увеличилась с 9,2% до 22,5%.

Одной из серьезных проблем обеспечения правопорядка продолжает оставаться состояние уличной преступности. Количество преступлений, совершенных в общественных местах, возросло на 52,3% (с 1301 до 1981), в том числе 11,7% (с 1042 до 1164) на улицах. Причиной совершения деяний данного вида, как правило, является недостаточно эффективная профилактическая работа в муниципальных образованиях.

Оценивая оперативную обстановку, можно предположить рост преступлений, совершенных ранее их совершавшими лицами, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также относящихся к категории тяжких и особо тяжких.

В этих условиях потребуется усиление взаимодействия правоохранительных органов с органами исполнительной власти Курской области, использование в профилактике преступлений и иных правонарушений возможностей общественных организаций и населения, средств массовой информации.

Возможности для реализации системы мер по борьбе с преступностью и организации профилактической работы по ее предупреждению в Курской области имеются. Развиваются межведомственное взаимодействие и международное сотрудничество по борьбе с преступностью. Вместе с тем требуется совершенствование комплексного подхода и координации действий в этом направлении.

Терроризм и экстремизм в современных условиях стали основными источниками угроз для населения нашей страны, в том числе и для жителей Курской области.

В этой связи государственная политика в сфере борьбы с этими опасными социальными явлениями является важным звеном в системе мер, направленных на обеспечение национальной безопасности России.

Правоохранительным органам, заинтересованным ведомствам и организациям удается в значительной степени не допускать актов терроризма на территории региона. Однако в настоящее время уровень террористической опасности остается достаточно высоким, поэтому указанные проблемы требуют повышенного внимания со стороны правоохранительных структур, органов исполнительной власти Курской области, органов местного самоуправления, а также активного участия общественных, религиозных объединений, средств массовой информации и иных заинтересованных структур. Вместе с тем материально-техническое обеспечение антитеррористической деятельности на многих из объектов учреждений образования, здравоохранения, культуры, торговли и досуга явно недостаточно.

В учреждениях образования, здравоохранения, культуры, физкультурно-оздоровительных и торгово-развлекательных комплексах следует отметить отсутствие надежного контрольно-пропускного режима, инженерно-технических средств контроля за прилегающей территорией, навыков поведения обучающихся, педагогического и медицинского персонала, посетителей и сотрудников в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных террористическими актами и пожарами.

Государством уделяется большое внимание мерам по усилению борьбы с преступностью и предупреждению рецидива, поэтому проблема социальной адаптации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, приобретает особую значимость.

На протяжении 2007 - 2010 годов в Курской области увеличивалась численность лиц, освободившихся из учреждений отбывания наказания в виде лишения свободы, в том числе не имеющих места жительства или средств к существованию и возможности трудоустройства.

Количество освободившихся осужденных,
из них:                

2006
г.  

2007
г.  

2008
г.  

2009
г.  

2010
г.  

2029

2202

2406

2595

2341

не имеющих места жительства           

29

14

27

48

33

в том   
числе в
возрасте

до 18 лет                    

0

0

0

0

0

мужчины от 18 до 60 лет      

16

14

27

47

31

мужчины старше 60 лет        

3

0

0

1

2

женщины от 18 до 55 лет      

0

0

0

0

0

женщины старше 55 лет        

0

0

0

0

0

не имевших средств к существованию и  
возможности трудоустройства           

19

9

19

21

18

в том   
числе в
возрасте

до 18 лет                    

0

0

0

0

0

мужчины от 18 до 60 лет      

16

9

17

16

18

мужчины старше 60 лет        

3

0

0

2

0

женщины от 18 до 55 лет      

0

0

2

3

0

женщины старше 55 лет        

0

0

0

0

0


За время отбывания наказания осужденные утрачивают социально-полезные связи, не готовы решать проблемы в изменившемся обществе. Для социализации человека в общество, а также в целях предупреждения рецидива преступности важно оказать поддержку лицу, освободившемуся из мест лишения свободы, в виде психологической, юридической, медицинской, материальной и иной помощи, необходимой для его полноправного участия в жизни общества.

В течение 2010 года на учетах уголовно-исполнительных инспекций области состояло 5632 осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества.

К отрицательным факторам, толкающим осужденных к совершению повторных преступлений, относятся: отсутствие работы и соответствующих документов для трудоустройства, незанятость трудом либо учебой, психологические проблемы, разногласия с семьей, обществом, отсутствие места жительства, алкогольная и наркотическая зависимости и т.п.

По имеющимся статистическим данным за 2010 год не были заняты трудом либо учебой 2039 осужденных - 36,2% от общего числа состоявших на учете (аналогичный период 2009 года - 1907 чел. - 30,2%). Прослеживается тенденция увеличения числа осужденных, не занятых трудом либо учебой.

Как правило, лица данной категории имеют недостаточный профессиональный уровень, низкую мотивацию к труду, неудовлетворительное состояние здоровья, склонность к неадекватному поведению и нарушению трудовой дисциплины. Поэтому они менее востребованы работодателями, чаще подвержены риску увольнения и дискриминации при приеме на работу.

В настоящее время в социальной помощи нуждаются 609 осужденных - 17,4% от состоящих на учете инспекций.

Определенная часть граждан, освободившихся из мест лишения свободы, не имеет постоянного места жительства и нуждается в социальной реабилитации в специализированных учреждениях, основывающейся на специальных методиках и подходах. Число данной категории граждан, освободившихся из исправительных учреждений Курской области, составило: в 2007 году - 14 чел.; в 2008 году - 27 чел.; в 2009 г. - 48 чел. За последние три года число граждан, освободившихся из мест лишения свободы, не имеющих постоянного места жительства и нуждающихся в социальной реабилитации в спецучреждениях увеличилось в 3,4 раза.

Отсутствие жилья, средств к существованию вынуждают их, находясь на свободе, заниматься бродяжничеством, попрошайничеством, толкают на совершение новых преступлений.

Нерешенность проблем указанной категории граждан негативно влияет на состояние криминогенной и эпидемиологической ситуаций на территории области.

Социальная адаптация этих граждан, которые являются жителями Курской области, невозможна без оказания им соответствующей помощи со стороны органов социального обеспечения, службы занятости населения, общественных организаций. Прежде всего, необходимо, чтобы осужденные после освобождения имели соответствующий правовой и социальный статус, который обеспечил бы им нормальный с точки зрения общества образ жизни.

Среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы, определенную долю составляют несовершеннолетние граждане.

В настоящее время на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Курской области состоят 1044 подростка, находящихся в социально опасном положении, в том числе 2 - освобожденных из мест лишения свободы, 10 - условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, 4 - вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, 83 - условно осужденных.

За 8 месяцев 2011 года несовершеннолетними, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности, было совершено 25 преступлений (в 2007 году - 116, в 2008 году - 87, в 2009 году - 90, в 2010 году - 80), что составляет 0,4% от общего количества расследованных преступлений (6262). На территории Курской области отмечено снижение количества преступлений, совершенных подростками, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности, на 60,9% (с 64 в 2010 году до 25 в 2011 году). Число указанного вида преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений (325), совершенных несовершеннолетними, составляет 7,7%.

Также в рамках Программы предполагается решить аналогичные проблемы граждан, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества (более 5,6 тыс. человек), и лиц без определенного места жительства, статистических данных по которым не имеется.

Разработка Программы обусловлена необходимостью интеграции усилий органов исполнительной власти Курской области и правоохранительных органов в целях поддержания постоянного взаимодействия между ними по вопросам разработки и реализации эффективных мер предупреждения преступлений, согласованного противодействия преступности, снижения ее уровня, а также устранение факторов, оказывающих негативное влияние на криминогенную обстановку.

Предусмотренные Концепцией меры основаны на изучении главных криминологических тенденций на территории Курской области, на прогнозируемых оценках их дальнейшего развития, сложившейся практике и опыте борьбы с преступностью, в том числе на основе применения ранее действовавших на территории Курской области аналогичных программных документов.

Решение обозначенных проблем невозможно без серьезной поддержки органов государственной власти Курской области, объединения усилий правоохранительных органов, различных ведомств, органов местного самоуправления.

Концепция подготовлена с учетом опыта работы правоохранительных органов и органов исполнительной власти Курской области. В ее содержание включены положения, требующие межведомственного взаимодействия. Предполагается, что мероприятия внутриведомственного характера будут отражены в соответствующих планах отдельных правоохранительных органов и исполнительных органов государственной власти Курской области.

Реализация Программы позволит обеспечить надлежащий уровень профилактики правонарушений, антитеррористической безопасности населения и уязвимой инфраструктуры региона, будет способствовать развитию принципов толерантности у населения области, сохранению стабильности в сфере межэтнических и тесно связанных с ними межконфессиональных отношений, стабилизирует наркоситуацию, а также позволит развивать систему конституционных гарантий, направленных на обеспечение прав и свобод граждан. Будет способствовать повышению эффективности социальной, медицинской, правовой и иной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, восстановлению ими утраченных и нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, интеграции в общество, профилактике рецидивной преступности.

II. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития области и стратегии развития области


Основными целями Программы являются:

обеспечение общественной безопасности и безопасности граждан на территории Курской области;

совершенствование структуры системы государственного и общественного воздействия на причины и условия, способствующие совершению правонарушений и преступлений на территории Курской области;

повышение качества и эффективности работы системы профилактики преступлений и иных правонарушений в отношении определенных категорий лиц и по отдельным видам противоправной деятельности;

совершенствование системы социально-психологической и профессиональной реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства;

повышение доверия общества к правоохранительным органам.

Введение в действие предлагаемой Программы позволит:

обеспечить надлежащий уровень профилактики правонарушений;

снизить социальную напряженность в обществе в связи с улучшением криминогенной ситуации на территории Курской области;

учесть современные направления в политике Российской Федерации по укреплению законности, правопорядка, обеспечению общественной и личной безопасности;

привести существующую систему профилактики преступлений и иных правонарушений в соответствие с новейшими инновационными технологиями решения проблем профилактики и предупреждения преступлений и иных правонарушений;

укрепить позитивную тенденцию декриминализации общества; возвратить значительную часть правонарушителей в поле правопослушного поведения;

создать благополучные условия для адаптации лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе освободившихся из мест лишения свободы и т.д.

Таким образом, данная Концепция Программы в полной мере отвечает основной цели Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года (одобренной постановлением Курской областной Думы от 24 мая 2007 года N 381-IV ОД), Программы социально-экономического развития Курской области на 2011 - 2015 годы (утверждена Законом Курской области от 28 февраля 2011 г. N 15-ЗКО), а именно созданию условий для повышения уровня и качества жизни граждан, проживающих на территории Курской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»