Важнейшим инструментом региональной политики и механизмом влияния на социально-экономическое развитие территорий, эффективность деятельности органов местного самоуправления являются межбюджетные трансферты из вышестоящих бюджетов бюджетам муниципальных образований.
В условиях перехода к среднесрочному планированию областного бюджета и местных бюджетов повышается значимость прозрачности и прогнозируемости распределения межбюджетных трансфертов.
В рамках оказания областным бюджетом финансовой помощи местным бюджетам особое значение имеет предоставление бюджетам муниципальных образований дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Это связано с тем, что в сложившихся экономических условиях развитие межбюджетных отношений должно быть ориентировано на повышение стимулов к увеличению доходной базы бюджетов муниципальных образований, усиление роли собственных средств в обеспечении деятельности муниципалитетов.
Кроме того, сбалансированность местных бюджетов является важным условием стабильного функционирования муниципальных образований и осуществления полномочий органами местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований направлено на выравнивание доходных возможностей муниципальных образований с учетом территориальной дифференциации расходных потребностей.
В соответствии с Законом Курской области от 26 апреля 2010 года N 26-ЗКО "О преобразовании некоторых муниципальных образований и внесении изменений в отдельные законодательные акты Курской области" на территории Курской области находятся 355 муниципальных образований, в том числе 5 городских округов, 28 муниципальных районов и 322 поселения (295 сельских и 27 городских).
Неравномерность распределения налоговой базы по муниципальным образованиям Курской области, связанная с различиями муниципальных образований Курской области по уровню социально-экономического развития, территориальному расположению, демографической ситуации и ряду других объективных факторов, обуславливает существенные диспропорции в бюджетной обеспеченности муниципальных образований Курской области.
Данная проблема требует активных действий органов государственной власти Курской области по созданию равных финансовых возможностей для органов местного самоуправления по эффективному осуществлению ими полномочий по решению вопросов местного значения. Важным фактором решения проблемы обеспеченности местных бюджетов финансовыми ресурсами является повышение самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления муниципальных районов Курской области в оказании финансовой поддержки бюджетам поселений по решению вопросов местного значения. Так, в 2012 году органам местного самоуправления муниципальных районов будет представлена возможность предоставлять за счет субсидии из областного бюджета и собственных средств иные межбюджетные трансферты бюджетам поселений на оказание финансовой поддержки по решению вопросов местного значения.
(абзац в ред., введенной в действие постановлением Правительства Курской области от 20 февраля 2012 года № 149-па, - см. предыдущую редакцию)
Решение вопроса выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 37 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Общие принципы осуществления выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований установлены статьями 60 и 61 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также статьями 137 и 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Основные положения, регулирующие предоставление дотации местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, установлены статьей 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Порядок и методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) утверждаются законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Порядок (методика) распределения дотаций из областного бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, при формировании которых сложился недостаток доходов на финансовое обеспечение расходных обязательств, утверждается законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Правила распределения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, при исполнении которых сложился недостаток доходов на финансовое обеспечение расходных обязательств, утверждаются Администрацией Курской области.
(абзац введен в ред., введенной в действие постановлением Администрации Курской области от 30 июля 2012 года № 659-па)
Порядок (методика) расчета органами местного самоуправления муниципальных районов Курской области размера дотаций поселениям на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет средств областного бюджета утверждены Законом Курской области от 4 сентября 2008 года N 57-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Курской области отдельными государственными полномочиями Курской области по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет средств областного бюджета".
Субсидии бюджетам муниципальных районов на предоставление финансовой поддержки бюджетам поселений распределяются в соответствии с Правилами, установленными в приложении N 5 к настоящей Программе.
(абзац введен в ред., введенной в действие постановлением Правительства Курской области от 20 февраля 2012 года № 149-па)
Настоящая Программа направлена на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления по реализации их полномочий и качества управления муниципальными финансами и будет способствовать наиболее полному удовлетворению спроса граждан на бюджетные услуги с учетом объективных различий в потребностях населения и особенностей социально-экономического развития территорий.