Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ" (с изменениями на: 21.11.2013)

Инвестиции в основной капитал

 Показатель           

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Инвестиции в основной капитал (в
фактически действовавших ценах),
млн. рублей                     

23241,1

33523,1

46751,9

41183,0

44835,9

Темп роста инвестиций в основной
капитал в сопоставимых ценах (%
к предыдущему периоду)          

 116,4

 118,2

 117,2

 84,9

 108,9


Сохранились проблемы, которые сдерживали приток инвестиций, - среди них:

недостаток собственных инвестиционных ресурсов и сложность привлечения заемных средств, в первую очередь, банковского капитала;

ограниченность средств областного бюджета, направляемых на оказание мер государственной поддержки;

незначительное число новых инновационных проектов, которые были бы направлены на модернизацию экономики и ее диверсификацию;

недостаточная самостоятельность руководителей предприятий, собственниками которых являются крупные холдинговые компании, в проведении экономической политики и принятии решений, касающихся модернизации производства.

Кризис показал, что нужны новые идеи, новые проекты, которые помогут предприятиям удержать свои позиции на рынке. Нужна новая, конкурентоспособная продукция. Многие предприятия до сих пор не приняли решения о возобновлении реализации ранее отложенных проектов и рассматривают целесообразность их реализации в существующих условиях. Это связано с тем, что принятие решения по какому-либо проекту связано с общей политикой компании-собственника как внутри России, так и на внешнем рынке.

Сложнее стало привлекать заемные средства. После кризиса 2008 года банки значительно повысили требования к заемщикам, в первую очередь, по предоставлению ликвидного обеспечения по получаемым кредитам. В 2010 году доля кредитов банков в структуре инвестиций в основной капитал составила 21,3%, тогда как в 2008 году она составляла 25%.

Возросли требования к степени проработанности проекта. В настоящее время без наличия проработанного бизнес-плана трудно вести разговор о привлечении заемных средств или стороннего инвестора к реализации какого-либо проекта. В то же время только крупные предприятия области имеют квалифицированных специалистов, способных разработать бизнес-план. Предприятиям, не имеющим в штате соответствующих специалистов, приходится обращаться в консалтинговые организации или в Курскую торгово-промышленную палату, которая, представляя интересы регионального бизнеса, располагает специалистами, способными разработать и провести экспертизу бизнес-планов.

В свою очередь, значительно сократились возможности со стороны областного бюджета по оказанию мер государственной поддержки инвесторам. Как и раньше, помощь оказывается, в основном, сельскохозяйственным предприятиям. Это связано с тем, что без оказания помощи сельхозтоваропроизводителям нельзя рассчитывать на получение помощи за счет средств федерального бюджета. В 2005 - 2007 годах сельхозтоваропроизводителям области - победителям конкурсных отборов наиболее эффективных инвестиционных проектов были предоставлены государственные гарантии Курской области на сумму 3,5 млрд. рублей. Но уже в 2008 - 2010 гг. государственные гарантии Курской области инвесторам не предоставлялись. Основной формой поддержки стало предоставление имущества залогового фонда Курской области для обеспечения обязательств инвесторов по привлекаемым кредитам. В 2009 - 2010 гг. победителям конкурсов наиболее эффективных инвестиционных проектов было предложено имущество залогового фонда в сумме 1 млрд. рублей.

В связи с недостатком средств областного бюджета не развивалось такое, довольно широко используемое в других регионах, направление привлечения инвесторов, как создание промышленных парков с готовой инфраструктурой. Под промышленным парком подразумевается один или нескольких земельных участков, расположенных в непосредственной близости друг от друга и связанных единой инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктурой.

Создание промышленных парков обусловлено тем, что для привлечения инвестора уже недостаточно иметь законодательно закрепленные льготы и преференции. Это есть практически в каждом регионе. Сейчас на первый план выходит совместное с инвесторами участие в реализации крупных инвестиционных проектов, связанных со строительством новых предприятий. В целях снижения нагрузки на бизнес, ускорения работы и разделения рисков государство в лице органов исполнительной власти регионов вносит свой вклад в реализацию будущих инвестиционных проектов, предлагая инвесторам инвестиционные площадки в промышленных парках.

Так, в Калужской области было создано несколько промышленных парков: "Грабцево", "Ворсино", "Калуга-Юг". Основными резидентами индустриальных парков являются ООО "Фольксваген Груп Рус", ООО "Нестле Россия", ООО "Самсунг Электроникс Рус Калуга", ООО "Кей Ти Эн Джи Рус", ЗАО "Л Ореаль", ЗАО "Вольво-Восток". На создание инфраструктуры промышленных парков были направлены значительные средства. При формировании промышленного парка "Грабцево" (площадь 800 га) расходы бюджета Калужской области в 2006 - 2008 годах составили 2,3 млрд. рублей, которые были направлены на выкуп земли, оформление участка в областную собственность, обеспечение потребностей в водоснабжении и водоотведении, газоснабжении, на строительство подъездных дорог и железнодорожных путей.

Также с использованием региональных бюджетных средств создавалась особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Липецк". Только на первом этапе на создание инфраструктуры (строительство электрической подстанции, теплотрассы, газовых сетей, водопровода и пр.) было потрачено 2,6 млрд. рублей, в том числе 1,3 млрд. рублей - средства бюджета Липецкой области.

В Белгородской области с целью развития малого бизнеса создается промышленный парк "Северный". Общая площадь парка составляет 25,5 га. Из 600 млн. рублей, направляемых на создание инфраструктуры парка, средства бюджета Белгородской области составят более 150 млн. рублей.

Организация новых производств позволяет создать дополнительные рабочие места, снизить напряженность на рынке труда, получить дополнительные доходы в региональный бюджет. Целесообразность таких расходов подтверждается тем, что на один рубль бюджетных средств привлекается 5 - 6 рублей частных инвестиций.

Создание промышленных парков в Курской области может стать наиболее эффективной формой привлечения инвесторов.

(в ред. постановления Администрации Курской области от 11.09.2013 N 642-па)

Абзац исключен. - Постановление Администрации Курской области от 11.09.2013 N 642-па.

В 2014 - 2015 годах планируется создание двух промышленных парков в муниципальных районах области площадью от 60 до 100 га с обустроенной инфраструктурой для предложения потенциальным инвесторам с целью строительства на ней новых предприятий, в которых нуждается экономика области.

(в ред. постановления Администрации Курской области от 11.09.2013 N 642-па)

Анализ наличия в Курской области земельных участков, на которых могли бы быть созданы промышленные парки, показал, что такие участки имеются. В Дмитриевском районе - это площадка бывшего Дерюгинского сахарного завода, в Мантуровском районе - земли, которые могут быть переведены в категорию земель промышленности для строительства цементного завода, в Льговском районе - земли для строительства кирпичного завода. Имеются свободные участки в г. Курске, причем во всех трех городских округах, что несомненно будет интересно для потенциальных инвесторов.

По итогам 2010 года основная часть инвестиций (более 78%) приходится на города Курск, Железногорск и Курчатов. Среди районов области наилучшие показатели у Фатежского, Кореневского, Беловского, Глушковского районов. Наибольший объем инвестиций в Фатежском районе - больше 1 млрд. рублей. Меньше всего в Конышевском, Хомутовском и Солнцевском районах - 6,0, 6,8, 8,6 млн. рублей соответственно (данные Курскстата по крупным и средним организациям без учета параметров неформальной деятельности).

В подавляющем большинстве муниципальных районов отсутствуют нормативные муниципальные акты, направленные на стимулирование инвестиционной деятельности. И хотя практически во всех районах области работают инвестиционные компании, влияние их на экономику районов разное. Если в Кореневском районе работают 4 компании и привлеченные ими в экономику района средства в 2010 году составили 2,3 млрд. рублей, то в Солнцевском районе работала 1 компания и сумма привлеченных средств составила 19 млн. рублей.

Сдерживает рост инвестиций и отсутствие у Курской области международного и национального кредитных рейтингов Курской области по классификации международных рейтинговых агентств. Кроме повышения инвестиционной привлекательности для инвесторов, наличие такого рейтинга позволяет привлекать инвестиционные ресурсы на более выгодных условиях.

(в ред. постановления Администрации Курской области от 12.10.2012 N 854-па)