На современном этапе развития экономики транспортный комплекс играет важнейшую роль в обеспечении экономического роста и социального развития региона.
Курская область характеризуется развитой транспортной инфраструктурой. По густоте автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием - 243 км на 1000 кв. км территории - Курская область занимает 4-е место среди регионов Центрального федерального округа.
Широкая сеть автомобильных дорог имеет выход на магистральные транспортные потоки областного и федерального значения. Объездные автодороги обеспечивают транзит транспортного потока, минуя крупные населенные пункты.
Все районы и города области связаны с областным центром - городом Курском автомобильными дорогами с твердым покрытием.
Развивается маршрутная сеть автомобильного транспорта общего пользования в сельской местности. Сокращается количество населенных пунктов, не имеющих регулярного автобусного или железнодорожного сообщения.
За последние годы автомобильный транспорт в Курской области выполняет более 40% перевозок пассажиров с тенденцией дальнейшего увеличения этого показателя.
В настоящее время перевозка пассажиров по областным автобусным маршрутам в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется 25 предприятиями автомобильного транспорта, перевозку пассажиров трамваями и троллейбусами в областном центре осуществляет муниципальное унитарное предприятие "Курскэлектротранс". В последние годы увеличился объем перевозок пассажиров на транспорте индивидуальных предпринимателей.
В области насчитывается более 7 тысяч автобусов, более 225 тысяч легковых автомобилей, 103 трамвайных вагона и 74 троллейбуса. Значительное развитие получил легковой автотранспорт. За последние 10 лет парк легковых автомобилей увеличился в 1,5 раза.
По состоянию на 1 января 2011 года на территории Курской области зарегистрировано 570 маршрутов, в том числе 555 автобусных, 9 троллейбусных и 6 трамвайных.
Перевозки льготных категорий граждан организованы по 387 маршрутам регулярных перевозок.
В целом функционирующая на территории области транспортная система обеспечивает потребности хозяйствующих субъектов и населения в транспортных услугах.
Осуществляется комплекс мер государственной поддержки, направленных на поддержание и развитие транспортного комплекса региона.
В ходе реализации областных целевых программ развития пассажирских перевозок в Курской области осуществлялось обновление парка транспортных средств на общественных и социально значимых маршрутах.
За 2006 - 2010 годы автотранспортными предприятиями приобретено 193 единицы подвижного состава, открыто 56 новых маршрутов.
В целях реализации Федерального закона "О навигационной деятельности", для осуществления контроля и повышения безопасности городских, пригородных и междугородних пассажирских перевозок на территории Курской области более 1200 автобусов индивидуальных предпринимателей и автотранспортных предприятий подключено к системе ГЛОНАСС/GPS.
Для улучшения транспортного обслуживания населения реализуется Закон Курской области "О маршрутных пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Курской области", осуществлялись мероприятия областных целевых программ: "Развитие пассажирских перевозок в Курской области в 2010 - 2012 годах", "Повышение безопасности дорожного движения в Курской области в 2009 - 2012 годах".
За 2006 - 2010 годы из бюджетов всех уровней на поддержку автомобильного и городского электротранспорта направлено 1198,3 млн. рублей.
Сохранено право проезда в транспорте общего пользования по единому социальному месячному проездному билету 26 категориям граждан, предусмотрен бесплатный проезд для детей, проезд по льготному проездному билету студентов.
Осуществляются сезонные перевозки пассажиров к садово-огородным участкам на 41 маршруте, где также действует право проезда по единому социальному месячному проездному билету.
В то же время развитие автомобильного транспорта в области сталкивается с определенными проблемами, требующими решения. К ним, в первую очередь, следует отнести:
состояние нормативно-правовой базы;
значительное снижение роли таких важнейших регуляторов в осуществлении государственной политики на автотранспорте, как лицензирование и сертификация услуг;
рост транспортных издержек;
значительный износ парка городских и пригородных автобусов, городского электрического транспорта;
достигнутый уровень развития инфраструктуры, включая, в первую очередь, дорожную сеть, значительно отстает от темпов автомобилизации и не соответствует современным нормам и условиям эффективного функционирования автомобильного транспорта;
увеличение на маршрутах количества автобусов малой вместимости;
недостаточное финансирование содержания и развития транспортной инфраструктуры;
отсутствие эффективных механизмов финансовой компенсации перевозок льготных категорий пассажиров, что приводит к значительным убыткам транспортных организаций.
Приоритетными направлениями в решении основных проблем развития автомобильного пассажирского транспорта на период до 2015 года являются: