ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 сентября 2011 г. N 406-рп



ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2012 - 2020 ГОДЫ"


1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Развитие лесного хозяйства Курской области на 2012 - 2020 годы".

2. Определить государственным заказчиком областной целевой программы "Развитие лесного хозяйства Курской области на 2012 - 2020 годы" (далее - Программа) комитет лесного хозяйства Курской области.

3. Установить, что прогнозный объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 113256,0 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Комитету лесного хозяйства Курской области (В.Д. Выводцев) обеспечить разработку проекта Программы до 01.10.2011 и внесение его в установленном порядке в Правительство Курской области.

Первый заместитель Губернатора -
Председатель Правительства
Курской области
А.С.ЗУБАРЕВ

          


Утверждена
распоряжением
Правительства Курской области
от 14 сентября 2011 г. N 406-рп

     
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2020 ГОДЫ"

     

1. Анализ проблемы и причины ее возникновения


Леса оказывают огромное воздействие на состояние природных комплексов, выполняя такие биоэкологические функции, как регулирование и фильтрация водного стока, предотвращение эрозии почв, сохранение и повышение плодородия почв, сохранение биологического разнообразия, обогащение атмосферы кислородом, благоприятное влияние на формирование климата и предотвращение загрязнения воздушного бассейна.

Лес представляет собой ценнейший возобновляемый природный ресурс, играющий важную роль в экономике государства и оказывающий огромное влияние на создание благоприятной среды для проживания людей. Социальная ценность лесов заключается в наличии редких видов растений и животных, мест для отдыха людей, продуктов леса, заготавливаемых местным населением.

Развитие экономики Курской области предусматривает рост благосостояния населения, а также сохранение среды обитания, в т.ч. за счет сохранения средообразующих функций лесов.

Средообразующие функции лесов имеют тенденцию к снижению в связи с неблагоприятными воздействиями вредных выбросов промышленных предприятий и изменением климата.

В настоящее время в лесном хозяйстве накопились проблемы, от решения которых зависит сохранение глобальной экологической значимости леса.

К полномочиям органов государственной власти субъектов в области лесных отношений относятся организация использования лесов, их охрана (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защита, воспроизводство лесов на землях лесного фонда, ведение государственного лесного реестра, осуществление государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах.

Основными задачами, стоящими перед лесным хозяйством области, являются:

сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека;

многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей общества в древесине и другой лесной продукции;

рациональное использование земель лесного фонда;

воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, сбережение, охрана и защита лесов;

сохранение биологического разнообразия, объектов историко-культурного и природного наследия.

Решение указанных задач требует проведения скоординированных мероприятий на основе единой долгосрочной программы.

Настоящая Программа будет разработана в соответствии с основными положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Лесного плана Курской области и лесохозяйственных регламентов лесничеств и будет содержать комплекс системных мероприятий, реализация которых позволит обеспечить устойчивое развитие лесного хозяйства области, существенное улучшение состояния лесов, увеличение поступления платежей за использование лесов в бюджеты всех уровней.

Метеорологические факторы, природная пожарная опасность лесов, социально-экономические условия создают предпосылки к возникновению лесных пожаров в течение всего пожароопасного сезона, продолжительность которого в среднем 6 месяцев.

Средний класс пожарной опасности в лесах Курской области - 3,8 ед.

Большую пожарную опасность представляют хвойные насаждения, произрастающие на площади около 30 тыс. га, из них свыше 500 га - расположенные в непосредственной близости к Курской атомной станции.

Таблица N 1

     
Динамика лесных пожаров на территории лесного фонда
Курской области

Годы        

Количество  
лесных    
пожаров   

Площадь   
лесных   
пожаров, га

Площадь   
земель    
лесного   
фонда,    
погибшая от
пожара, га  

Ущерб   
всего, тыс.
руб.    

2006                

49      

33,6    

14       

508,1   

2007                

2      

0,8    

0,4     

4,2   

2008                

9      

66,02   

66       

7668,1   

2009                

6      

11,2    

2       

73,6   

2010                

22      

122,19   

48       

3506,5   

6 месяцев 2011      

-      

-      

-       

-     


За предшествующие 5 лет (с 2006 г.) по настоящее время общая площадь лесов, пройденная лесными пожарами, составила 233,8 га, площадь земель лесного фонда, погибшая от пожара, - 130,4 га, сумма причиненного ущерба - 11760,5 тыс. рублей.

Наличие значительного количества населенных пунктов, расположенных непосредственно вблизи границ земель лесного фонда, расширяющееся дачное и загородное строительство, высокая плотность населения создают рекреационную нагрузку на леса, повышают опасность возникновения в них пожаров.

Основными причинами возникновения лесных пожаров являются неосторожное обращение с огнем местного населения и несанкционированное сжигание сухой стерни и травы на полях и лугах.

Поэтому большое значение имеет проведение предупредительных противопожарных мероприятий, направленных на предотвращение распространения пожаров в лесных массивах.

Лесной фонд лесничеств обустроен в противопожарном отношении недостаточно.

Лесопожарные службы слабо оснащены как средствами пожаротушения, транспорта и связи, так и обученными группами пожаротушения для борьбы с крупными лесными пожарами. Имеющиеся пожарно-химические станции не обеспечены типовыми помещениями для размещения технического оснащения и производственных команд.

Главным препятствием организации эффективной охраны лесов от пожаров является недостаточный уровень технического оснащения областных государственных унитарных предприятий, на которые постановлением Администрации Курской области от 09.11.2007 N 245 "О реорганизации областных государственных учреждений (лесхозов)" возложены обязанности по осуществлению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Масштабные природные пожары в субъектах РФ в 2010 году повлекли внесение изменений в статью 53 Лесного кодекса (Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), областные государственные унитарные предприятия будут преобразованы в специализированные автономные учреждения, осуществляющие работы по охране лесов от пожаров на основании государственного задания.

В течение десятилетия основными негативными факторами, влияющими на состояние лесных насаждений Курской области, являлись лесные пожары и болезни. Под воздействием их происходило постоянное нарушение устойчивости лесов и, как следствие, ухудшение санитарного и лесопатологического состояния насаждений.

Таблица N 2

     
Погибло лесных насаждений, га

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Итого   

от пожаров                          

14   

28   

63   

48,2  

153,2   

от болезней                          

24   

3,9  

27,9   

Итого     

24   

14   

-    

28   

63   

52,1  

181,1   


Основная задача лесозащиты - предупреждение (профилактика) вспышек массового размножения и распространения вредных насекомых и болезней, способных вызвать гибель насаждений или резкое падение прироста древесины и снижение ее деловых качеств.

С этой целью в лесах Курской области проводится комплекс работ, включающих санитарно-оздоровительные мероприятия и лесопатологический мониторинг.

Санитарно-оздоровительные мероприятия в лесах области проводятся в виде выборочных, сплошных санитарных рубок и уборки захламленности как наиболее действенный и быстрый способ, позволяющий улучшить санитарное состояние насаждений и уменьшить потери древесины в результате гибели древостоя. Локализация и ликвидация очагов вредных организмов проводится по мере необходимости.

Заготовка древесины в лесах Курской области осуществляется при рубке спелых, перестойных, погибших и поврежденных лесных насаждений, при рубках ухода за лесами, а также при рубках, связанных с расчисткой лесных площадей для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработке полезных ископаемых, использования водохранилищ и других искусственных сооружений, строительства и реконструкции линейных объектов. Заготовка древесины по всем видам рубок за 2010 г. составила 121,1 тыс. м3.

При этом на долю рубки средневозрастных, приспевающих, спелых и перестойных насаждений, при вырубке поврежденных и погибших насаждений (санитарных рубок) приходится - 17,9%, рубки средневозрастных, приспевающих при рубках ухода, а также рубки спелых и перестойных насаждений при рубках ухода - 79,2%, на рубку лесных насаждений всех возрастов при расчистках, строительстве и реконструкции объектов (прочие рубки) - 2,9%.

Все пройденные рубкой участки леса необходимо своевременно восстанавливать.

Основным способом лесовосстановления на территории Курской области является искусственное.

Площади лесов искусственного происхождения на сегодня составляют в Курской области 70,1 тыс. га.

Качество лесных культур и сохранность во многом зависят от агротехнических и лесоводственных уходов за ними в процессе создания.

Программой намечен ряд мероприятий, направленных на качественное лесовосстановление не покрытых лесом площадей.

Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы государственного лесного контроля и надзора, пожарного надзора в лесах.

Для эффективного исполнения переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений необходимо обеспечить качественное и своевременное повышение квалификации работников (специалистов).

Реализация Программы позволит:

обеспечить устойчивое управление лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического состояния;

снизить ущерб, причиненный лесными пожарами, болезнями леса, нарушениями лесного законодательства;

эффективно и целенаправленно использовать средства бюджета области, средства субвенций из федерального бюджета и внебюджетных источников в решении вопросов развития лесного хозяйства Курской области.

Прогнозируемые значения предлагаемых целевых индикаторов и показателей Программы, позволяющих оценить эффективность реализации Программы, приведены в приложении N 1 к настоящей Концепции.

2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития области и стратегии развития области


Обозначенные Концепцией цели разрабатываемой Программы соответствуют целям, определенным в стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года.

Соответствие решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации и Курской области неоднократно подтверждено документами федерального и регионального уровня.

На фоне незначительной лесистости области (9%), при оптимальном показателе для региона 15 - 17%, когда леса наиболее полно выполняют водоохранные, водорегулирующие, почвозащитные, санитарно-гигиенические и климаторегулирующие функции, особое значение приобретает их:

охрана, предупреждение возникновения, своевременность обнаружения, ограничение распространения и оперативное тушение лесных пожаров в начальной стадии;

защита лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов;

воспроизводство лесов и лесоразведение;

обеспечение использования лесов, государственного лесного реестра, государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах.

Основная цель развития лесного хозяйства области заключается в удовлетворении потребностей общества в древесине и других видах пользования лесом с одновременным сохранением и усилением способностей леса выполнять разнообразные функции, обусловленные ролью леса в качестве важнейшего компонента биосферы.

Система программных мероприятий, взаимоувязанных по срокам, исполнителям и финансовым ресурсам, позволит решить задачи, направленные на достижение поставленных целей, с учетом сложившихся в Курской области экономических условий.

3. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом


Программный способ решения проблемы предполагает комплексный подход к реализации мероприятий в области лесных отношений, ориентированных на достижение поставленной цели через решение сформулированных конкретных задач.

Решение обозначенных задач требует проведения скоординированных мероприятий на основе единой долгосрочной программы.

Программно-целевой метод доказал свою эффективность при реализации действующих программ по охране, защите, воспроизводству лесов в других регионах и реализации областной целевой программы "Охрана лесов от пожаров на территории Курской области на период 2011 - 2015 годы".

4. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом


Концепцией предполагается определить сроки реализации Программы с 2012 по 2020 годы. Сроки реализации конкретных программных мероприятий могут быть различны - от краткосрочных до длительных, продолжающихся в течение всего действия Программы.

Предполагаемые этапы реализации Программы:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»