Анализ российского и регионального опыта управления профессиональным образованием показывает, что идет поиск моделей структурно-функциональной интеграции учреждений профессионального образования и предприятий отрасли: по уровням образования путем объединения близких по профилю учреждений одного уровня и путем создания многопрофильных образовательных комплексов; объединения научных и образовательных учреждений.
В рамках формирования единого образовательного пространства Курской области в период с 2001 г. по 2010 г. проведена структурно-содержательная модернизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования в направлении удовлетворения потребностей личности и рынка труда области квалифицированными кадрами, оптимизации расходования бюджетных средств и сокращения неэффективных расходов.
В течение 2010 года произошло слияние ряда учреждений НПО с присоединением одних к другим в качестве филиалов, создание нового учреждения СПО на основе слияния учреждений начального, среднего и дополнительного профессионального образования.
За анализируемый период пять учреждений НПО преобразованы в учреждения СПО с сохранением подготовки по профессиям начального профессионального образования. Таким образом были созданы ФГОУ СПО "Курский государственный политехнический колледж", ОГОУ СПО "Железногорский политехнический колледж", ОГОУ СПО "Обоянский аграрно-технический техникум", ОГОУ СПО "Железногорский техникум сервиса и коммерции", ОГОУ СПО "Курский автотехнический колледж". Внесены изменения в структуру подготовки рабочих кадров, пересмотрен перечень профессий, по которым ведется обучение рабочих и специалистов.
Реорганизация учреждений позволят осуществить непрерывное профессиональное образование для наиболее подготовленных выпускников НПО по сокращенным программам СПО соответствующего профиля, обеспечить специалистами предприятия промышленного и строительного профиля. Это дает возможность образовательному учреждению реализовать профессиональные образовательные программы по сложным, наукоемким профессиям, обеспечить рабочими повышенного уровня квалификации предприятия отрасли связи, а также предприятия радиотехнического и радиоэлектронного профилей как одного из экономических кластеров региона.
В рамках структурно-содержательной модернизации сети учреждений профессионального образования будут создаваться новые сетевые объединения научно-исследовательских и учебно-производственных направлений, объединяющие в себе многоуровневую систему подготовки кадров. В 2009 году были созданы региональные образовательные ресурсные центры для совершенствования подготовки специалистов в области высокотехнологичных производств на основе социального партнерства на базе ФГОУ СПО "Курский государственный политехнический колледж" и ОГОУ СПО "Железногорский политехнический колледж". В качестве социальных партнеров выступили филиал концерна "Росэнергоатом" "Курская атомная станция", ОАО "Михайловский ГОК". Осуществлено материально-техническое оснащение указанных учреждений, необходимое для обеспечения их уставной деятельности.
Организация переподготовки специалистов - важнейший фактор, в котором кластер промышленности наиболее заинтересован. Учреждения среднего и высшего профессионального образования в настоящее время обладают серьезной материально-технической базой и педагогическим потенциалом, так что обучение взрослых людей находится в их компетенции.
Отдельная проблема в этом ряду - подготовка трудовых ресурсов из числа мигрантов из ближнего зарубежья. По данным комитета по труду и занятости Курской области, количество привлекаемых к трудовой деятельности иностранных граждан, начиная с 2008 года, неуклонно снижается. Так, если в 2008 году работодатели планировали привлекать к трудовой деятельности 5342 иностранных гражданина, то в 2011 году - только 1598. Начиная с 2009 года Правительство РФ уменьшает заявленную регионами потребность в иностранных работниках на 15 - 20%, создавая возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки и переподготовки безработных граждан, незанятого населения, высвобожденных работников.
По профессионально-квалификационному составу большинство привлекаемых иностранных работников являются квалифицированными специалистами, имеющими среднеспециальное образование. Количество неквалифицированных рабочих за период с 2007 по 2010 снизилось с 5,3% до 0,6% в структуре привлечения в Курскую область иностранной рабочей силы.
В вопросах развития высшей школы основным вектором является регионализация государственной политики в сфере высшего профессионального образования. Происходит оптимизация сети высших учебных заведений. За 2 последних года количество образовательных учреждений уменьшилось на 7 (с 31 до 24). Закрыты 1 филиал ГОУ ВПО "Орловский юридический институт МВД РФ", 3 негосударственных вуза - "Медицинский институт" и "Гуманитарно-технический институт", "Академия бизнеса и предпринимательства" (г. Железногорск), 3 филиала НОУ ВПО г. Москвы: Льговский и Курчатовский филиалы СГА, Курский филиала Московского регионального института высшего социально-экономического образования как невостребованные региональным рынком труда и населением области.
Сегодня в вузах города Курска сосредоточена большая часть интеллектуального потенциала, которая реализуется в научных и научно-технических программах, разработках, направленных на развитие Курской области. В регионе действует 116 научных школ, ведутся научные исследования более чем по 1 тыс. тем и 138 направлениям, разрабатывается 173 научно-практических проекта.
Среди основных мероприятий, получивших финансовую поддержку Администрации Курской области, - Соглашение между Российским гуманитарным научным фондом и Правительством Курской области по проведению регионального научного конкурса в области гуманитарных наук "Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее", которое реализуется с 2006 года. Соглашение позволило активизировать научную деятельность высших учебных заведений.
Основным направлением системной интеграции инновационных процессов и создания региональной инновационной экономики Курской области является создание на базе:
Юго-Западного государственного университета - технопарка, Курского государственного университета - инновационной корпорации подготовки конкурентоспособных кадров на основе интерактивного взаимодействия со стратегическими партнерами,
Курской государственной сельскохозяйственной академии - агропромышленного учебно-научного центра и агротехнопарка,
Курского государственного медицинского университета - центра медицинских технологий.
В рамках Стратегии социально-экономического развития региона планируется создание технопарка, в рамках которого будут реализовываться следующие приоритетные проекты: "Космические технологии" (разработка и ведение электронных навигационных карт для мониторинга и автономной навигации транспортных средств по территории Курской области), "Стратегические информационные технологии" (создание систем универсального обмена данными в гетерогенных сетях, создание в Курске производства пластиковых смарт-карт с чипами, разработка, внедрение и организация тиражирования автоматизированных систем сбора, обработки, хранения и отображения информации), "Энергоэффективность и энергосбережение" (производство источников электрической энергии на основе твердофазного растворения переходных металлов в наноструктурированном графите, выключателей с наноструктурированными поверхностями контактных пар, низкочастотных акустических расходомеров-счетчиков газа), "Медицинские технологии" (разработка, организация производства и внедрение в клиническую практику инновационного класса лекарственных препаратов для направленной фармакологической коррекции патологии сердечно-сосудистой системы, плазменной установки для обезвреживания и утилизации отходов медицинских технологий, программируемого микроманипулятора с пьезоэлектрическими приводами с дистанционным управлением для медицинских приложений).
В регионе в последние годы уделяется пристальное внимание поиску эффективных организационно-управленческих форм, направленных на качественное улучшение системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов: создаются модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений разных типов и уровней, развиваются механизмы государственно-частного партнерства, формируется многоканальная система финансирования.
Инфраструктура профессионального образования должна обеспечивать возможность воспроизводства квалифицированных рабочих и специалистов в соответствии с состоянием и перспективами социально-экономического развития Курской области. При постановке задач и разработке мероприятий по созданию инфраструктуры профессионального образования необходимо руководствоваться, в первую очередь, основными параметрами Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Курской областной Думы от 24 мая 2007 г. N 381-IV ОД.
Способствовать этому призваны новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
ФГОС третьего поколения предусматривают две составляющие: инвариантную и вариативную. Первая призвана способствовать сохранению единого образовательного пространства России. Вторая составляющая должна учитывать требования регионального рынка труда и отдельных работодателей.
Ценность человеческого капитала определяется как уровнем востребованности, так и уровнем мобильности самих работников. Умение ориентироваться на рынке труда, активность, умение находить работу являются одними из важных индикаторов увеличения человеческого капитала.
В настоящее время в области проводятся мероприятия по переходу на новый стандарт с привлечением работодателей. Проведен анализ участия работодателей в подготовке специалистов по рабочим специальностям. На сегодняшний день в образовательных учреждениях профессионального образования области вклад работодателей по отдельным профессиям и специальностям составляет от 5 до 25%. В качестве примера можно привести сотрудничество в подготовке кадров ОГОУ СПО "Железногорский политехнический техникум", ФГОУ СПО "Железногорский горно-металлургический колледж" и ОАО "Михайловский ГОК", ОГОУ НПО ПУ N 4 г. Курска и Курского филиала "Почта России", ФГОУ СПО "Курский государственный политехнический колледж" и филиала концерна "Росэнергоатом" "Курская атомная станция".
В образовательных учреждениях организованы педагогические научно-практические конференции, в частности, на тему "Модель "Профессиональный стандарт специалиста": проблемы реализации". Состоялись семинары-совещания руководителей учреждений профессионального образования по вопросам "Использование инновационных форм и методов организации профессионального обучения с учетом требований работодателей и ФГОС НПО", "круглый стол" с участием представителей отраслевых комитетов по проблеме "Работа учреждений профессионального образования по реализации Перечня поручений Президента РФ от 09.09.2010 N Пр-2663".
При формировании контрольных цифр приема в образовательные учреждения профессионального образования обучающихся учитываются результаты трудоустройства выпускников.
Совместно с комитетом по труду и занятости населения Курской области реализуются мероприятия, направленные на опережающее обучение работников, имеющих риск попасть под сокращение, ускоренная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работающих и ищущих работу граждан. В соответствии с региональной программой, предусматривающей дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда, в 2010 году в образовательных учреждениях профессионального образования проводилась ускоренная подготовка рабочих и специалистов, обучение по ускоренным программам профессиональной подготовки по востребованным профессиям, опережающему профессиональному обучению. Так, в учреждения профессионального образования службой занятости были направлены по всем видам ускоренной подготовки 1398 человек, по заявкам предприятий в рамках опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, направлены 166 человек.
С целью приобретения опыта работы выпускниками учреждений профессионального образования заключены договоры с 280 предприятиями и организациями на стажировку 1019 выпускников учреждений профобразования и 367 наставниками.
В целом система высшего профессионального образования Курской области способна удовлетворить потребности регионального рынка труда всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, медицины, образования, культуры, бизнеса.