Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Комплексное развитие профессионального образования Курской области на 2011 - 2015 годы" (с изменениями на 18 октября 2013 года)

1.3. Проблема привлекательности программ профессионального
образования, востребованных на региональном рынке труда


Значительное количество учебных заведений НПО и СПО, их достаточно равномерное размещение по территории Курской области, относительно краткие сроки и невысокие затраты на обучение обусловливают гибкость и мобильность системы профессионального образования, играющего важную роль не только в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы, но и в удовлетворении образовательных потребностей населения с ограниченными экономическими возможностями. Однако отсутствие эффективной системы территориально-отраслевой организации ресурсов профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных работодателей, и не соответствующий реальному положению на региональных рынках труда характер профориентационных установок молодежи и их родителей влияют на состояние престижа рабочих профессий.

Введение в действие новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС) ставит перед общеобразовательной школой в качестве одной из важных целей общего образования - подготовить к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с ситуацией на рынке труда. В этих условиях перед системой образования области стоит сложная задача создания комплексной системы организации профориентационной работы.

Указанный спрос изучен пока в недостаточном объеме. Как следствие, система профессионального образования, во-первых, отстает от требований рынка труда, во-вторых, ориентируясь на существующую конъюнктуру профессий и специальностей, создает избыток выпускников по некоторым из них, не готовя при этом нужных специалистов. Начальное профессиональное образование характеризуется наименьшей востребованностью среди населения по сравнению со средним специальным и высшим. За период с 2000 по 2009 год прием в учебные заведения системы НПО Курской области сократился в 1,25 раза, выпуск квалифицированных рабочих - 1,1 раза. Уже в самое ближайшее время острый дефицит рабочих кадров может стать тормозом развития экономики.

В рамках реализации Программы необходимо сформировать и внедрить методику прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах региона в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Курской области на период до 2020 г.

Особое значение имеет расширение возможностей для работающей части населения удовлетворять свои потребности в получении высшего (в том числе второго) и среднего профессионального образования. В последние годы произошло резкое увеличение объемов подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослого и незанятого населения за счет средств работодателей, органов по труду и занятости населения, а также собственных средств. Образовательные учреждения и структурные подразделения системы дополнительного профессионального образования осуществляют свою деятельность в условиях постоянно изменяющихся и возрастающих требований к профессионализму и компетентности специалистов всех уровней, переобучению и переквалификации высвобождаемых работников, оказания содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования и др. В связи с этим, особую значимость в системе дополнительного профессионального образования приобретает реализация принципа непрерывности обучения, обеспечивающего удовлетворение потребности в повышении квалификации и переподготовке различных социальных групп и категорий работников.

Все вышесказанное свидетельствует о необычайной актуальности на современном этапе профориентационной работы, направленной на повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда.

На профессиональный выбор старшеклассников большое воздействие оказывают средства массовой информации, формируя зачастую искаженные образы профессий. Поэтому решающим фактором становится популярность в массовом сознании определенных примеров профессиональной деятельности. Сегодня требуется сломить существующие стереотипы в отношении определенной группы профессий. Это требует организации и проведения комплекса мероприятий по пропаганде рабочих профессий с привлечением представителей СМИ.

В области реализуется межотраслевой план мероприятий, направленный на повышение престижа рабочих специальностей, предусматривающий просчет отраслевых потребностей в специалистах с профессиональным образованием, проведение конкурсов по профессии, организацию информационной поддержки мероприятий плана и т.д.

В регионе реализуются мероприятия в виде ярмарки вакансий, направленные на содействие трудоустройству выпускников учебных заведений, организуемые комитетом по труду и занятости населения в сотрудничестве с работодателями, образовательными учреждениями и негосударственными биржами труда. С использованием современных технологий создан целый ряд информационных ресурсов, позволяющих ориентироваться в сфере образовательных услуг. Ярким образцом является федеральный портал "Российское образование" (www.edu.ru). Аналогичные по назначению информационные ресурсы создаются в масштабе области. В частности, существует ряд интернет-ресурсов, связанных перекрестными ссылками: сайт информационно-аналитического центра Курской области http://www.iac46.ru/, сайт комитета образования и науки Курской области (http://www.komobr46.ru/), сайты образовательных учреждений и др. Такие ресурсы позволяют определить, где и на каких условиях можно пройти обучение требуемой специальности, а также где можно "заказать" необходимых специалистов.

Однако процесс профессиональной ориентации учащейся молодежи ведется бессистемно: учреждения общего образования и учреждения профессионального образования всех уровней ведут работу как отдельные подсистемы образования, не имеющие общих целевых установок и мотиваций.

Практика профориентации показывает, что основная роль в ее реализации отводится системе общего образования. Главный образовательный результат при этом - формирование потребности в упорядочении, систематизации информации о мире профессий и послешкольном образовании, моделировании своих правил, начало диалога с трудовой и профессиональной культурой. На достижение этого результата направлено профильное обучение на старшей ступени общего образования. Оно должно способствовать тому, чтобы подросток увидел привычный школьный предмет через призму социально востребованной человеческой деятельности (в первую очередь - профессиональной), спроектировал версии продолжения образования. Приоритетным критерием успешности профориентационной работы общеобразовательной школы считается количество поступивших в вуз выпускников без учета отрасли и востребованности выбранной профессии (специальности).

Необходимо, чтобы школа сформировала у подростка принципиальную способность осваивать любые компетентности, с которыми придется встретиться в жизни. Эффективная реализация профильной подготовки должна активно использовать ресурсы не только вузов, заинтересованных в максимально раннем подборе будущих абитуриентов, но также и возможности социокультурного и профессионально-производственного окружения.

Важнейшими составляющими регулирования в сфере профессионального образования являются анализ и прогнозирование кадровой ситуации в регионе с последующим информированием всех заинтересованных сторон. Аналитическая и прогностическая информация, подготовленная ответственными за это государственными службами и учреждениями, должна стать достоянием широкой общественности и предметом совместного обсуждения субъектов профобразования. Результаты опроса работодателей, проведенные комитетом по труду и занятости населения Курской области (2009, опрошено 265 чел.), показывают, что последние не спешат делать прогноз в рабочих кадрах даже на ближайшие три года, ссылаясь на условия деятельности своих предприятий, характеризующиеся неустойчивостью и непредсказуемостью. Такое положение свидетельствует, что кадровая политика не является приоритетным направлением работы большинства предприятий и учреждений Курской области.

Совершенствование качества этих процессов может произойти за счет сотрудничества с научными сообществами (на условиях привлечения или аутсорсинга).

Наиболее слабым местом в формировании готовности выпускников школ к выбору профессии и формированию индивидуальных карьерных траекторий остается информирование потенциальных абитуриентов о кадровых потребностях и спектре соответствующих образовательных предложений в регионе. Согласно областной целевой программе "Содействие занятости населения Курской области на 2008 - 2010 годы" профориентационными услугами за этот период охвачено свыше тридцати тысяч человек. 30% пользователей данной услуги - это молодежь в возрасте от 16 до 30 лет. При этом сложившаяся система профориентации слабо учитывает специфику предпочтений современных подростков и юношей в вопросах выбора коммуникативных каналов получения информации. Среди рекламной продукции преобладают печатные издания. В целях информирования и профессионального консультирования подготовлены и опубликованы более 100 информационных материалов в средствах массовой информации, выпущено более трех тысяч экземпляров брошюр и буклетов. Не отличаются разнообразием, содержательностью и актуальностью размещаемой информации сайты профориентационных организаций и образовательных учреждений. Отсутствуют заказы со стороны отраслевых комитетов области, работодателей на подготовку видеопродукции, фильмов, пропагандирующих позитивные образы современного трудящегося человека.

Отсюда вполне предсказуемый результат - востребованные региональной экономикой программы начального и среднего профессионального образования крайне редко становятся объектом осознанного выбора для выпускников общеобразовательных учреждений.