Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, обеспечивающих достижение конкретной цели и решение задач, стоящих перед системой профессионального образования Курской области на 2011 - 2015 годы. Настоящая Программа отражает комплексный подход в планировании и реализации политики в системе образования Курской области, базирующейся на следующих принципах:
консолидированное участие в решении задач развития профессионального образования всех заинтересованных в этом граждан, государственных и муниципальных органов исполнительной власти, организаций и предприятий города независимо от типа, вида, формы собственности и статуса;
применение проектных и командных методов реализации, обеспечивающих адресность, системность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования государственных средств в реализацию государственной политики в сфере образования;
учет при реализации данной Программы особенностей и перспектив социально-экономического развития региона, существующих и формирующихся территориально-экономических кластеров;
финансовое, материально-техническое, нормативно-правовое и кадровое обеспечение мероприятий, достаточное для выполнения данной Программы в полном объеме;
конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике.
Программа обладает свойствами самоорганизации и саморазвития, позволяющими получить результат по критерию "стоимость - эффективность" более высокий, чем при обычном "затратном" планировании. Применение программно-целевого метода дает возможность оптимизировать действия разных ведомств, что позволит, с одной стороны, устранить дублирование и создать единые стандарты в системе профессионального образования, а с другой, сделать услуги в сфере образования объединяющими усилия различных органов исполнительной власти. Мероприятия Программы носят комплексный характер, обеспечивают общие подходы и взаимосвязь целей и задач, оптимизируют сроки и ресурсы, необходимые для ее осуществления. Использование программно-целевого метода при решении существующих проблем в системе профессионального образования обеспечивает определение и использование финансовых и организационных механизмов контроля за промежуточными и конечными результатами реализации Программы. При этом мероприятия Программы определены на основе приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Курской области.
Для обеспечения реализации Программы разрабатываются и принимаются правовые акты Губернатора Курской области, Администрации Курской области и Правительства Курской области. Для обеспечения правовых оснований совместных действий комитета образования и науки Курской области и организаций - представителей работодателей по реализации Программы разрабатываются соответствующие соглашения.
Результаты анализа современного состояния системы профессионального образования Курской области свидетельствуют о том, что она, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия. К их числу относится большое количество преподавателей пенсионного возраста, нестабильность демографической ситуации и др. Образовательные учреждения среднего профессионального образования будут сохранять свой кадровый потенциал в основном за счет слияния с образовательными учреждениями начального профессионального образования и вузами. Государственный заказ на получение высшего образования должен учитывать потребности инновационной составляющей экономики развития региона. Это может послужить основой для возникновения определенных рисков при реализации Программы.
Решение поставленных Программой задач программно-целевым методом позволит минимизировать риски, возникновение которых вероятно при применении иных методов программирования. В частности, минимизирован риск неэффективного использования финансовых средств, маловероятен риск экстенсивного развития системы профессионального образования, сведен к нулю риск снижения качества образования и его соответствия потребностям экономики региона.
Необходимо отметить, что применение программно-целевого метода при определенных условиях также имеет определенные риски при реализации Программы. К числу условий, определяющих эффективность реализации Программы, относятся:
достаточность финансирования мероприятий Программы;
современное обеспечение Программы нормативно-правовой базой;
постоянная координация всех участников реализации Программы;
своевременное принятие управленческих решений по конкретным мероприятиям Программы.
Учет данных индикаторов исполнителями Программы позволит минимизировать риски, которые могут возникнуть в процессе ее реализации. Одним из рисков - недостаточное финансирование Программы - приведет к утрате ее комплексности и, как следствие, снижению ожидаемых эффектов от ее реализации. Кроме того, невыполнение отдельных задач Программы может существенно снизить положительные эффекты, полученные на предыдущих этапах ее реализации. Следующим риском реализации Программы программно-целевым методом может стать сложность в ее управлении, что обусловлено большим количеством исполнителей и сложностью объекта управления. В данном случае большую роль играет своевременное принятие управленческих решений и обеспечение мероприятий Программы нормативно-правовой базой. Возникновение риска неэффективного управления Программой может привести как к экономическим потерям, так и к негативным социальным последствиям, а также к невыполнению основных задач, поставленных перед системой профессионального образования региона.
Особое внимание следует уделить рискам, связанным с последствиями реализации Программы, которые должны быть ясны и понятны как образовательному сообществу, так и обществу в целом. Важным фактором снижения этого риска является своевременная разъяснительная работа, регулярное информирование населения о целях, задачах и ходе реализации Программы.
В этих условиях необходимы меры по изменению сети образовательных учреждений на всех уровнях системы образования, развитие межвузовской кооперации, обмен ресурсами, повышению академической мобильности студентов и преподавателей как в Российской Федерации, так и за рубежом.
В случае отказа от программно-целевого метода сохранится несоответствие учебно-материальной базы учреждений НПО, СПО И ВПО Курской области к уровню технического оснащения современных производств в области промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, малого и среднего бизнеса, сохранится разрыв между спросом и возможностями подготовки специалистов, возникнут затруднения в переходе на двухуровневое образование по образовательным программам высшего образования; развитие академической мобильности студентов и преподавателей; расширение спектра оказываемых вузами услуг дополнительного образования, что затруднит с 1 января 2011 г. внедрение новых двухуровневых федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования в высших учебных заведениях. Необходимо оснащение учебных лабораторий, зданий учебных корпусов.
Реализация Программы позволит добиться максимального сближения начального профессионального и среднего профессионального образования, в том числе путем развития системы многоуровневых учреждений профессионального образования, соответствующих требованиям развития экономики области, и позволит создать траектории непрерывного профессионального образования как важнейшей составляющей образования в течение всей жизни.
В условиях отсутствия программно-целевых действий будет усиливаться неравенство доступа к качественному образованию, что станет одним из факторов, усугубляющих отставание профессионального образования от потребностей развития экономики региона.
Без решения проблемы программно-целевым методом противоречия в системе профессионального образовании сохранятся, замедляя социально-экономическое развитие Курской области.
Значительно сократится численность работников высшего профессионального образования, что повысит уровень безработицы, а значит и нанесет серьезный урон кадровому потенциалу отечественного образования.
Отсутствие системного обновления сети образовательных учреждений профессионального образования негативным образом повлияет на качество образования, а соответственно и на уровень подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования.
Важнейшим фактором снижения имеющихся рисков будет являться ряд мероприятий, заложенных в Программе, в частности:
регулярный сбор достоверной информации о ходе реализации Программы;
мониторинг реализации мероприятий Программы;
регулярный комплексный анализ выполнения Программы, включая промежуточные этапы;