Действующий

Об утверждении Концепции областной целевой программы "Комплексное развитие профессионального образования Курской области на 2011 - 2015 годы"

1. Анализ проблемы и причины ее возникновения


Система профессионального образования является приоритетным направлением государственного управления. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина <1>.

--------------------------------

<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года".

За последнее десятилетие впервые обозначены серьезные проблемы в вопросах развития профессионального образования. 31 августа 2010 г. состоялось совместное заседание Государственного Совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России по вопросу модернизации профессионального образования. Приоритетами в развитии профессионального образования были определены принципы, направленные на комплексную модернизацию, обуславливающую "... опережающий характер, выражающийся наряду с подготовкой кадров на перспективу, развитие исследовательского сектора, ориентированного на развитие инновационной экономики, создание и внедрение перспективных наукоемких технологий" <2>.

--------------------------------

<2> Доклад Президента Российской Федерации Д.А. Медведева "Приоритеты развития профессионального образования в России" на совместном заседании Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России по вопросу модернизации профессионального образования 31.08.2010.

Актуальность данной проблемы обусловлена неполным соответствием состояния профессионального образования перспективным потребностям инновационной экономики, повышением его роли в ускорении процессов модернизации российского общества, в наращивании и совершенствовании инновационного потенциала, его эффективной реализации как необходимой предпосылке выхода российской и региональной экономики на передовые технологические позиции в мировом сообществе.

Оценивая состояние системы образования Курской области, необходимо учитывать общеэкономическую ситуацию, которая определяется процессами, связанными с восстановлением экономической активности в различных сферах экономики, что позволяет предполагать увеличение реальных объемов валового регионального продукта.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Курской областной Думы от 24 мая 2007 г. N 381-IV ОД, ведущими отраслями, обеспечивающими основной объем валового регионального продукта Курской области, являются промышленность, сельское хозяйство, торговля и коммерческая деятельность по реализации товаров и услуг, строительство, транспорт и связь. В структуре экономики преобладающую роль играют предприятия по добыче полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство.

Наблюдается значительная корпоративная концентрация производства в основных отраслях промышленности: черной металлургии, металлообработке и машиностроении, приборостроении и электротехнической промышленности, химической, нефтехимической и медицинской промышленности, деревообрабатывающей, легкой, текстильной промышленности, энергетике, добыче полезных ископаемых.

В отраслевой структуре промышленного производства области доминирующее положение занимают приоритетные отрасли - электроэнергетика и черная металлургия. В целом, ведущие отрасли, обеспечивающие основной объем ВРП в регионе, обеспечены учебными заведениями профессионального образования в вопросе подготовки кадров для организации производства.

Существующая региональная система профессионального образования характеризуется как развивающаяся единая система с полным сектором разноуровневых образовательных программ (от профессиональной подготовки до высшего образования).

В настоящее время сеть учреждений начального профессионального образования (далее - учреждения НПО) представлена 23 профессиональными училищами (из них 4 учреждения - профессиональные лицеи) с контингентом более 6,0 тыс. обучающихся. Учреждения НПО осуществляют профессиональную подготовку и повышение квалификации рабочих кадров по 78 профессиям для промышленности, агропромышленного комплекса, транспорта, связи, строительства, сферы обслуживания. 10 учреждений промышленного профиля расположены в городах области, 13 учреждений сельскохозяйственного профиля размещены в сельской местности, поселках и районных городах. Ежегодный выпуск получивших профессиональное образование в учреждениях НПО в среднем составляет 2800 человек.

Среднее профессиональное образование по сравнению с начальным профессиональным образованием является сегодня более востребованным и мобильным. Фактически среднее профессиональное образование разделяет с высшей школой ведущее место в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы. Система среднего профессионального образования Курской области включает в себя 36 учреждений и 5 филиалов, где обучаются более 20 тысяч студентов. Наряду со средним специальным образованием большинство студентов получают смежную рабочую профессию. Обучение ведется по 83 специальностям и направлениям. В структуре подготовки специалистов среднего звена наибольший удельный вес занимают экономические специальности (экономика и бухгалтерский учет, менеджмент, финансы, государственное и муниципальное управление, коммерция, товароведение, банковское дело). На долю учащихся, обучающихся по этим специальностям в 2009/10 учебном году, приходилось более 20% общей численности студентов, что свидетельствует об их востребованности у населения. Образование по медицинским и педагогическим специальностям получал каждый пятый студент. В последние годы возросло количество обучающихся по укрупненным группам специальностей: архитектура и строительство, энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, приборостроение и оптотехника.

Высшее профессиональное образование представлено 24 учреждениями, из них: 7 - государственных бюджетных образовательных учреждений и филиалов, 16 - негосударственных образовательных учреждений и филиалов и 1 - автономное образовательное учреждение. Обучение студентов ведется более чем по 50 направлениям подготовки бакалавров, 170 специальностям и 72 направлениям магистратуры. Подготовка в аспирантуре осуществляется по 150 специальностям. Количество студентов, обучающихся в данных образовательных учреждениях по всем формам обучения, составляет 59074 человека (увеличилось с 2001 года на 17 тысяч человек).

В государственных вузах обучается 44659 человек, что составляет около 75% от общего количества обучающихся.

Распределение обучающихся по укрупненным группам специальностей свидетельствует, что по-прежнему абитуриентами наиболее востребованы специальности экономической, управленческой и гуманитарной направленности. Прием по этим специальностям составляет 52% от общей численности обучающихся. Из них по специальностям гуманитарной направленности обучаются 16,7%, по специальностям экономической и управленческой направленности - 35,3%, в то время как специальности технической направленности выбирают всего 8,8%, педагогической - 6,8%, сельскохозяйственной - 7,2% поступивших в вузы.

По очной форме обучения получают образование около 26 тыс. человек (или 44%), ежегодный выпуск студентов очной формы обучения составляет около 5,6 тыс. человек

Данный анализ свидетельствует о диспропорции между реальными потребностями экономики региона и структурой подготовки кадров, сформировавшейся в образовательных учреждениях профессионального образования Курской области, когда наиболее востребованными на предприятиях области сегодня являются представители рабочих специальностей строительного, сельскохозяйственного профилей, транспорта, торговли, сферы услуг населения.

В условиях отсутствия обоснованного государственного заказа на подготовку кадров реальная структура подготовки, в частности, рабочих кадров, во многом формируется на основе востребованности населением образовательных услуг учреждений НПО и учреждений СПО, которые далеко не всегда соответствуют состоянию и перспективам развития в области экономики и социальной сферы. Необходимы обоснованные прогнозы потребности экономики области в рабочих кадрах и специалистах среднего звена. Причем прогнозы как текущие, так и перспективные.

Сохраняется нерациональное использование специалистов со средним профессиональным образованием, низкая цена труда молодого специалиста. Остро стоит проблема развития кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования. Существующий кадровый потенциал (мастера производственного обучения, преподаватели специальных дисциплин) не в состоянии обеспечить уровень качества образования, соответствующий инновационному развитию экономики. Для увеличения доли педагогов и мастеров, занятых внедрением в учебный процесс новых образовательных, инновационных технологий, необходимо привлечение в качестве преподавателей специалистов реального сектора экономики, реорганизация региональной системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с требованиями Стратегии социально-экономического развития региона.

Анализ российского и регионального опыта управления профессиональным образованием показывает, что идет поиск моделей структурно-функциональной интеграции учреждений профессионального образования и предприятий отрасли: по уровням образования путем объединения близких по профилю учреждений одного уровня и путем создания многопрофильных образовательных комплексов; посредством объединения научных и образовательных учреждений.

В рамках формирования единого образовательного пространства Курской области в период с 2001 г. по 2010 г. проведена структурно-содержательная модернизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования в направлении удовлетворения потребностей личности и рынка труда области квалифицированными кадрами, оптимизации расходования бюджетных средств и сокращения неэффективных расходов.

В течение 2010 года произошла реорганизация ряда учреждений НПО в форме присоединения одних к другим в качестве филиалов, создание нового учреждения СПО на основе слияния учреждений начального, среднего и дополнительного профессионального образования. Число учреждений НПО сократилось с 36 в 2001 г. до 23 в 2010 г.

За анализируемый период пять учреждений НПО преобразованы в учреждения СПО с сохранением подготовки по профессиям начального профессионального образования. Таким образом были созданы ФГОУ СПО "Курский политехнический колледж", ОГОУ СПО "Железногорский политехнический колледж", ОГОУ СПО "Обоянский аграрно-технический техникум", ОГОУ СПО "Железногорский техникум сервиса и коммерции", ОГОУ СПО "Курский автотехнический колледж". Внесены изменения в структуру подготовки рабочих кадров, пересмотрен перечень профессий, по которым ведется обучение рабочих и специалистов.

В соответствии с потребностями экономики Курской области в период с 2001 года по настоящее время в образовательных учреждениях начального профессионального образования были открыты 11 востребованных профессий. Ориентация профилей обучения на потребительский спрос способствовали росту востребованности выпускников. Уровень их трудоустройства вырос с 72,4% в 2001 году до 94,2% в 2010 году.

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2007 - 2009 годах в конкурсном отборе инновационных образовательных программ учреждений начального и среднего профессионального образования государственную поддержку получили ФГОУ СПО "Железногорский горно-металлургический колледж" и ОГОУ СПО "Железногорский политехнический колледж".

Наличие современной учебно-материальной базы, высококвалифицированных специалистов дало возможность ФГОУ СПО "Курский государственный политехнический колледж" дважды победить в конкурсном отборе инновационных образовательных программ.