ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 17 февраля 2011 г. N 74-рп



ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"


1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Комплексное развитие профессионального образования Курской области на 2011 - 2015 годы".

2. Определить государственным заказчиком областной целевой программы "Комплексное развитие профессионального образования Курской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) комитет образования и науки Курской области.

3. Установить, что прогнозный объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 198319,0 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Комитету образования и науки Курской области (А.Н. Худин) в месячный срок обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Курской области.

Первый заместитель Губернатора -
Председатель Правительства
Курской области
А.С.ЗУБАРЕВ

     



Утверждена
распоряжением
Правительства Курской области
от 17 февраля 2011 г. N 74-рп

     
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

     

1. Анализ проблемы и причины ее возникновения


Система профессионального образования является приоритетным направлением государственного управления. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина <1>.

--------------------------------

<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года".

За последнее десятилетие впервые обозначены серьезные проблемы в вопросах развития профессионального образования. 31 августа 2010 г. состоялось совместное заседание Государственного Совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России по вопросу модернизации профессионального образования. Приоритетами в развитии профессионального образования были определены принципы, направленные на комплексную модернизацию, обуславливающую "... опережающий характер, выражающийся наряду с подготовкой кадров на перспективу, развитие исследовательского сектора, ориентированного на развитие инновационной экономики, создание и внедрение перспективных наукоемких технологий" <2>.

--------------------------------

<2> Доклад Президента Российской Федерации Д.А. Медведева "Приоритеты развития профессионального образования в России" на совместном заседании Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России по вопросу модернизации профессионального образования 31.08.2010.

Актуальность данной проблемы обусловлена неполным соответствием состояния профессионального образования перспективным потребностям инновационной экономики, повышением его роли в ускорении процессов модернизации российского общества, в наращивании и совершенствовании инновационного потенциала, его эффективной реализации как необходимой предпосылке выхода российской и региональной экономики на передовые технологические позиции в мировом сообществе.

Оценивая состояние системы образования Курской области, необходимо учитывать общеэкономическую ситуацию, которая определяется процессами, связанными с восстановлением экономической активности в различных сферах экономики, что позволяет предполагать увеличение реальных объемов валового регионального продукта.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Курской областной Думы от 24 мая 2007 г. N 381-IV ОД, ведущими отраслями, обеспечивающими основной объем валового регионального продукта Курской области, являются промышленность, сельское хозяйство, торговля и коммерческая деятельность по реализации товаров и услуг, строительство, транспорт и связь. В структуре экономики преобладающую роль играют предприятия по добыче полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство.

Наблюдается значительная корпоративная концентрация производства в основных отраслях промышленности: черной металлургии, металлообработке и машиностроении, приборостроении и электротехнической промышленности, химической, нефтехимической и медицинской промышленности, деревообрабатывающей, легкой, текстильной промышленности, энергетике, добыче полезных ископаемых.

В отраслевой структуре промышленного производства области доминирующее положение занимают приоритетные отрасли - электроэнергетика и черная металлургия. В целом, ведущие отрасли, обеспечивающие основной объем ВРП в регионе, обеспечены учебными заведениями профессионального образования в вопросе подготовки кадров для организации производства.

Существующая региональная система профессионального образования характеризуется как развивающаяся единая система с полным сектором разноуровневых образовательных программ (от профессиональной подготовки до высшего образования).

В настоящее время сеть учреждений начального профессионального образования (далее - учреждения НПО) представлена 23 профессиональными училищами (из них 4 учреждения - профессиональные лицеи) с контингентом более 6,0 тыс. обучающихся. Учреждения НПО осуществляют профессиональную подготовку и повышение квалификации рабочих кадров по 78 профессиям для промышленности, агропромышленного комплекса, транспорта, связи, строительства, сферы обслуживания. 10 учреждений промышленного профиля расположены в городах области, 13 учреждений сельскохозяйственного профиля размещены в сельской местности, поселках и районных городах. Ежегодный выпуск получивших профессиональное образование в учреждениях НПО в среднем составляет 2800 человек.

Среднее профессиональное образование по сравнению с начальным профессиональным образованием является сегодня более востребованным и мобильным. Фактически среднее профессиональное образование разделяет с высшей школой ведущее место в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы. Система среднего профессионального образования Курской области включает в себя 36 учреждений и 5 филиалов, где обучаются более 20 тысяч студентов. Наряду со средним специальным образованием большинство студентов получают смежную рабочую профессию. Обучение ведется по 83 специальностям и направлениям. В структуре подготовки специалистов среднего звена наибольший удельный вес занимают экономические специальности (экономика и бухгалтерский учет, менеджмент, финансы, государственное и муниципальное управление, коммерция, товароведение, банковское дело). На долю учащихся, обучающихся по этим специальностям в 2009/10 учебном году, приходилось более 20% общей численности студентов, что свидетельствует об их востребованности у населения. Образование по медицинским и педагогическим специальностям получал каждый пятый студент. В последние годы возросло количество обучающихся по укрупненным группам специальностей: архитектура и строительство, энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, приборостроение и оптотехника.

Высшее профессиональное образование представлено 24 учреждениями, из них: 7 - государственных бюджетных образовательных учреждений и филиалов, 16 - негосударственных образовательных учреждений и филиалов и 1 - автономное образовательное учреждение. Обучение студентов ведется более чем по 50 направлениям подготовки бакалавров, 170 специальностям и 72 направлениям магистратуры. Подготовка в аспирантуре осуществляется по 150 специальностям. Количество студентов, обучающихся в данных образовательных учреждениях по всем формам обучения, составляет 59074 человека (увеличилось с 2001 года на 17 тысяч человек).

В государственных вузах обучается 44659 человек, что составляет около 75% от общего количества обучающихся.

Распределение обучающихся по укрупненным группам специальностей свидетельствует, что по-прежнему абитуриентами наиболее востребованы специальности экономической, управленческой и гуманитарной направленности. Прием по этим специальностям составляет 52% от общей численности обучающихся. Из них по специальностям гуманитарной направленности обучаются 16,7%, по специальностям экономической и управленческой направленности - 35,3%, в то время как специальности технической направленности выбирают всего 8,8%, педагогической - 6,8%, сельскохозяйственной - 7,2% поступивших в вузы.

По очной форме обучения получают образование около 26 тыс. человек (или 44%), ежегодный выпуск студентов очной формы обучения составляет около 5,6 тыс. человек

Данный анализ свидетельствует о диспропорции между реальными потребностями экономики региона и структурой подготовки кадров, сформировавшейся в образовательных учреждениях профессионального образования Курской области, когда наиболее востребованными на предприятиях области сегодня являются представители рабочих специальностей строительного, сельскохозяйственного профилей, транспорта, торговли, сферы услуг населения.

В условиях отсутствия обоснованного государственного заказа на подготовку кадров реальная структура подготовки, в частности, рабочих кадров, во многом формируется на основе востребованности населением образовательных услуг учреждений НПО и учреждений СПО, которые далеко не всегда соответствуют состоянию и перспективам развития в области экономики и социальной сферы. Необходимы обоснованные прогнозы потребности экономики области в рабочих кадрах и специалистах среднего звена. Причем прогнозы как текущие, так и перспективные.

Сохраняется нерациональное использование специалистов со средним профессиональным образованием, низкая цена труда молодого специалиста. Остро стоит проблема развития кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования. Существующий кадровый потенциал (мастера производственного обучения, преподаватели специальных дисциплин) не в состоянии обеспечить уровень качества образования, соответствующий инновационному развитию экономики. Для увеличения доли педагогов и мастеров, занятых внедрением в учебный процесс новых образовательных, инновационных технологий, необходимо привлечение в качестве преподавателей специалистов реального сектора экономики, реорганизация региональной системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с требованиями Стратегии социально-экономического развития региона.

Анализ российского и регионального опыта управления профессиональным образованием показывает, что идет поиск моделей структурно-функциональной интеграции учреждений профессионального образования и предприятий отрасли: по уровням образования путем объединения близких по профилю учреждений одного уровня и путем создания многопрофильных образовательных комплексов; посредством объединения научных и образовательных учреждений.

В рамках формирования единого образовательного пространства Курской области в период с 2001 г. по 2010 г. проведена структурно-содержательная модернизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования в направлении удовлетворения потребностей личности и рынка труда области квалифицированными кадрами, оптимизации расходования бюджетных средств и сокращения неэффективных расходов.

В течение 2010 года произошла реорганизация ряда учреждений НПО в форме присоединения одних к другим в качестве филиалов, создание нового учреждения СПО на основе слияния учреждений начального, среднего и дополнительного профессионального образования. Число учреждений НПО сократилось с 36 в 2001 г. до 23 в 2010 г.

За анализируемый период пять учреждений НПО преобразованы в учреждения СПО с сохранением подготовки по профессиям начального профессионального образования. Таким образом были созданы ФГОУ СПО "Курский политехнический колледж", ОГОУ СПО "Железногорский политехнический колледж", ОГОУ СПО "Обоянский аграрно-технический техникум", ОГОУ СПО "Железногорский техникум сервиса и коммерции", ОГОУ СПО "Курский автотехнический колледж". Внесены изменения в структуру подготовки рабочих кадров, пересмотрен перечень профессий, по которым ведется обучение рабочих и специалистов.

В соответствии с потребностями экономики Курской области в период с 2001 года по настоящее время в образовательных учреждениях начального профессионального образования были открыты 11 востребованных профессий. Ориентация профилей обучения на потребительский спрос способствовали росту востребованности выпускников. Уровень их трудоустройства вырос с 72,4% в 2001 году до 94,2% в 2010 году.

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2007 - 2009 годах в конкурсном отборе инновационных образовательных программ учреждений начального и среднего профессионального образования государственную поддержку получили ФГОУ СПО "Железногорский горно-металлургический колледж" и ОГОУ СПО "Железногорский политехнический колледж".

Наличие современной учебно-материальной базы, высококвалифицированных специалистов дало возможность ФГОУ СПО "Курский государственный политехнический колледж" дважды победить в конкурсном отборе инновационных образовательных программ.

В 2009 году были созданы региональные образовательные ресурсные центры для совершенствования подготовки специалистов в области высокотехнологичных производств на основе социального партнерства на базе ФГОУ СПО "Курский государственный политехнический колледж" и ОГОУ СПО "Железногорский политехнический колледж". В качестве социальных партнеров выступили филиал концерна "Росэнергоатом" "Курская атомная станция", ОАО "Михайловский ГОК".

В вопросах развития высшей школы основным вектором является регионализация государственной политики в сфере высшего профессионального образования. Происходит оптимизация сети высших учебных заведений: прекратили существование как невостребованные 4 негосударственных вуза (Курский медицинский институт, Курский филиал Московского института высшего социально-экономического образования, Льговский и Курчатовский филиалы Современной Гуманитарной Академии), а также 13 представительств вузов (в основном, московских).

Работа по регионализации профессионального образования, его ориентации на текущие и перспективные потребности региона, инновационное развитие отраслей экономики основана на взаимодействии с работодателями, отраслевыми органами исполнительной власти области.

При формировании контрольных цифр приема в образовательные учреждения профессионального образования обучающихся учитываются результаты трудоустройства выпускников.

Однако, высокие количественные индикаторы системы профессионального образования пока не реализуются в экономических показателях, характеризующих уровень развития экономики и жизни населения.

Это напрямую зависит от решения проблемы неудовлетворенной потребности образовательных учреждений в развитии материально-технической базы. Большинство учреждений профессионального образования области располагают материально-техническим оборудованием учебного и производственного процессов, не соответствующим современным требованиям. Диспропорции в оснащении образовательного процесса учебных заведений и производственных мощностей предприятий приводят к снижению качества профессионального образования.

В области необходимо создание ресурсных центров технико-информационного, машиностроительного, сервисно-предпринимательского направлений на базе профессиональных образовательных учреждений региона для повышения доступности современной материально-технической базы при формировании кадрового ресурса и реализации качественных образовательных программ, создание многоуровневых профильных (энергетическое машиностроение и электротехника, электронная техника, радиотехника и связь) учреждений среднего профессионального образования, организация на базе профессионального образовательного учреждения координационного центра академической мобильности и распределенных образовательных программ; оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии, с привлечением к этой работе объединений работодателей, коммерческих организаций, предъявляющих спрос на выпускников учреждений профессионального образования.

Немаловажным фактором, влияющим на развитие системы образования, продолжает оставаться демографическая ситуация, которая ведет к сокращению числа выпускников общеобразовательных учреждений: с 17,6 тыс. чел. в 2000 году до 10,9 тыс. чел. в 2010 году с аттестатом об основном общем образовании и с 11,1 тыс. чел. в 2000 году до 5,7 тыс. человек в 2010 году с аттестатом о среднем (полном) общем образовании. Данные тенденции в ближайшее время будут сохраняться.

Для оценки сопряжения системы профессионального образования и рынка труда нужен интегральный критерий. В качестве такого может выступить человеческий капитал, как совокупность приобретенных в процессе образования и получения квалификации знаний, навыков, умений, опыта, жизненной мудрости, ценностей и норм, повышающие шансы человека на рынке труда.

Действующая в Российской Федерации и в регионе система профессионального образования стимулирует повышение уровня образования, а не уровня развития человеческого капитала, и тем более не открывает в полной мере возможности для его реализации в таких прорывных сферах экономической деятельности, как повышение энергоэффективности и ресурсосбережения; медицинские технологии; современные информационные технологии и программное обеспечение; ядерные технологии, а также телекоммуникации и космическая отрасль.

Имеющиеся проблемы развития профессионального образования можно объяснить следующими причинами: низким качеством профессионального образования, низкой эффективностью рынка труда, не позволяющей полностью реализовать имеющийся образовательный потенциал, но в большей мере несовпадением структуры профессиональной подготовки и региональных потребностей. Отсутствие институциональных механизмов, обеспечивающих связь реализации человеческого капитала в реальном секторе экономики с ростом благосостояния его носителя, приводит к воспроизводству патерналистские отношения между гражданами и государством. А обострение специфических молодежных проблем на рынке труда - невостребованность, отсутствие возможностей профессионального роста, низкая заработная плата замедляют инновационное развитие экономики. Достижение высокого уровня востребованности молодежи на рынке - одна из основных проблем современной социально-экономической политики государства.

Другим существенным моментом является отсутствие вовлеченности в экономическую жизнь региона молодых людей с недостаточными стартовыми возможностями здоровья, включая лиц с ограниченными возможностями, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и эмигрантов. Достижение этого возможно при повышении доступности профессионального образования для этих категорий граждан.

Важным ресурсом поддержания надлежащего уровня человеческого капитала в обществе является наличие у его членов заинтересованного, позитивного отношения к профессиональному образованию всех уровней, что не в достаточной мере формируется существующей системой профориентации. Сегодня 3/4 выпускников общеобразовательных учреждений ориентируются на популярные в обществе профессии: юриста, экономиста, менеджера и нацелены преимущественно на получение высшего образования. Молодежь, в основном, не мотивирована на получение рабочих и инженерных профессий, а зачастую и не информирована о реальной ситуации на рынке труда. Таким образом, имеется социально-экономическая взаимосвязь между системой профессионального образования, рынком труда и интересами молодежи, которая может быть скреплена таким базовым понятием как человеческий капитал. Это необходимо учесть в процессе совершенствования системы образования Курской области. Необходимы разработка и апробация на конкурсной основе новой модели профориентационной работы с учащимися с учетом потребности в подготовке кадров, востребованных региональной экономикой, создание системы государственной поддержки издания специальной литературы, профильных научно-популярных журналов, выпуска медиапродукции, ориентированной на поддержку профессионального выбора молодежи.

Текущие и перспективные задачи развития региональной экономики, а также возрастающая при этом конкуренция на рынке труда ставят систему профессионального образования перед необходимостью кардинальных качественных сдвигов в подготовке кадров.

В то же время федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, а также Стратегия социально-экономического развития Курской области на период до 2020 г. предполагают обновление целей развития профессионального образования. Современные требования развития региона определяют модернизацию и повышение качества образования как стратегическую задачу. Актуализируется проблема обеспечения доступности качественного инновационного развития экономики Курской области.

Необходимы новые подходы к содержанию и качеству предоставляемых образовательных услуг с учетом требований рынка труда, что позволит задать приоритеты организации конкурентоспособного профессионального образования и развития человеческого капитала. Система профессионального образования должна развиваться в рамках гибких условий и структур для профессионального образования.

В данном контексте нуждаются в оптимизации региональная сеть профессионального образования и управление образовательными организациями. Необходимы новые квалификационные требования к выпускникам учреждений профессионального образования, прежде всего - с учетом внедрения процедуры сертификации и присвоения профессиональных квалификаций. Важно внедрить новые технические средства обучения, учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение учебных заведений в целом. Необходимо усилить теоретическую часть обучения и повысить познавательную его ценность не только в учебном заведении, но и на рабочем месте. Для этого нужно преодолеть недостаток высококвалифицированных педагогов, ученых и практиков для профессиональной подготовки специалистов. Отсюда качественные изменения необходимы в системе профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров. Эти выводы приводят к необходимости в дальнейшем широких инициатив для качественного совершенствования профессионального образования со стороны всех его участников и ответственных лиц. Эффективное функционирование системы профессионального образования, нацеленной на формирование личности с высоким уровнем человеческого капитала, невозможно без развития социально ориентированной инновационно-развивающей среды образовательного учреждения, где созданы необходимые условия для обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Это обосновывается и тем, что такая среда учреждения профобразования во многом является основополагающей в системе факторов, определяющих ценности, нормы, идеалы, жизненные взгляды и установки обучающихся.

Вместе с тем, комплексное развитие системы профессионального образования Курской области связано также с решением следующих проблем:

сохранение диспропорции в подготовке рабочих кадров и специалистов в учреждениях профессионального образования, разрыва между научно-профессиональным потенциалом системы профессионального образования и потребностями работодателей региона;

несовершенство нормативно-правовой базы деятельности учреждений профессионального образования, регулирующих их взаимоотношения с работодателями в решении стратегических вопросов профессионального образования, том числе в формировании структуры подготовки кадров и содержания профессионального образования, профессиональных стандартов и региональных компонентов профессиональных образовательных программ, укреплении и обновлении материально-технической базы учреждений НПО и СПО;

проблема отсутствия инструментов совместного с работодателями прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах, уровня их квалификации, распределения по сферам экономической деятельности при формировании государственного задания и заказа учреждениям НПО/СПО/ВПО на подготовку, переподготовку, повышение квалификации;

проблема отсутствия механизма оценки качества профессионального образования со стороны работодателей;

необходимость дальнейшей оптимизации сети учреждений системы профессионального образования на основе совершенствования структуры системы профобразования, учитывающей весь имеющийся ресурс на территории региона и обеспечивающей его оптимальное использование, усиление связности системы, сокращения неэффективных расходов;

разработка новых региональных подходов к трудоустройству выпускников образовательных учреждений НПО и СПО, активное использования института социального партнерства в трудоустройстве выпускников;

проблема ускоренной модернизации учебно-методической базы учреждений профессионального образования и, прежде всего, учреждений НПО, в соответствии с развитием ведущих производств промышленности и сельского хозяйства региона;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»