1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Модернизация здравоохранения Курской области на 2011 - 2012 годы".
2. Определить государственным заказчиком областной целевой программы "Модернизация здравоохранения Курской области на 2011 - 2012 годы" (далее - Программа) комитет здравоохранения Курской области.
3. Установить, что прогнозный объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 751159,7 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Комитету здравоохранения Курской области (А.А. Чихирин) обеспечить до 01.03.2011 разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Курской области.
Первый заместитель Губернатора -
Председатель Правительства
Курской области
А.С.ЗУБАРЕВ
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2012 ГОДЫ"
На территории Курской области на протяжении ряда лет регистрируется неблагоприятная демографическая ситуация, достигшая пика в 2004 - 2005 годах. В этот период отмечались высокие показатели смертности (19,7 на 100 тыс. населения) и низкий показатель рождаемости (8,6 на тысячу населения).
По результатам анализа сложившейся ситуации, были предприняты меры, направленные на укрепление материально-технической базы лечебных учреждений, оптимизацию их структуры и организацию медицинской помощи. За последние годы были построены и введены в эксплуатацию областная инфекционная больница, Беловская ЦРБ, Медвенская ЦРБ, филиал детской поликлиники N 3 г. Курска, врачебные амбулатории в м. Свобода Золотухинского района, п. Авангард Щигровского района. Выделялись средства на закупку медицинского и технологического оборудования.
Проведена реорганизация туберкулезной, инфекционной и наркологической служб с целью оптимизации дублирующих функций и административных расходов. Одновременно предпринимались меры, направленные на укрепление амбулаторного звена и стимулирование экономически оправданных стационарозамещающих форм оказания медицинской помощи в виде дневных стационаров и стационаров на дому. Коечный фонд медицинских учреждений соответствует рекомендуемым нормативам и равен 84,9 на 10 тыс. населения.
Крайне важным и своевременным для региона является реализуемый на протяжении последних лет приоритетный национальный проект "Здоровье", позволивший в условиях нехватки ресурсов существенно продвинуться в решении проблемы повышения доступности и качества медицинской помощи населению.
За эти годы заметно укрепилась оснащенность лечебных учреждений медицинским оборудованием, выросла укомплектованность поликлиник участковыми врачами, существенно снизилась разница в возможностях диагностических служб лечебных учреждений. Проводимая диспансеризация работающего населения, детей, женщин в период беременности и родов позволила существенно улучшить диагностику заболеваний и расширила возможность предупреждения их осложнений.
В рамках указанного проекта в области организованы региональный центр и 3 первичных сосудистых центра, что позволило вывести работу по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями на новый качественный уровень. Впервые в области стали выполняться эндоваскулярные вмешательства больным с сосудистыми заболеваниями.
В 2010 году завершено строительство перинатального областного центра на 130 коек стоимостью 1,9 млрд. рублей, из которых 1 млрд. 150 млн. рублей - с средства областного бюджета. Проведена модернизация всех технологических процессов производства препаратов крови. Станции переливания крови получили оборудование на сумму более 120 млн. рублей. Все оборудование введено в эксплуатацию.
Проведенная работа по укреплению материальной базы больниц, улучшению их оснащения медицинским оборудованием, кадрами, реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" позволила добиться определенных результатов.
В 2010 году достигнуто снижение смертности населения трудоспособного возраста на 9% (от болезней кровообращения на 11,7%). Ежегодно регистрируется положительная тенденция снижения младенческой смертности и увеличение рождаемости. Материнская смертность в 2010 году уменьшилась в 2 раза и составила до 15,9 на 100 тыс. живорожденных.
В то же время в системе здравоохранения еще остается много проблем.
Средства, выделяемые на финансирование системы здравоохранения, не позволили в полном объеме проводить капитальные ремонты в учреждениях здравоохранения области, приобретать современное медицинское оборудование, что в свою очередь, привело к ухудшению материально-технической базы здравоохранения и усугубило существующие проблемы, связанные с организацией оказания медицинской помощи. Для внедрения порядков оказания медицинской помощи и развития современных эффективных методов диагностики и лечения требуется дооснащение учреждений здравоохранения необходимым оборудованием. Наиболее острый дефицит представлен в диагностической аппаратуре, рентгеновском, лабораторном и реанимационном оборудовании.
Большинство лечебно-профилактических учреждений Курской области расположено в постройках со сроком эксплуатации от 40 до 100 лет.
Общее число зданий и сооружений (не включая объекты хозяйственного назначения) составляет 383 единицы, общая площадь помещений составляет 386 тыс. кв. метров. Средний физический износ зданий и сооружений медицинских учреждений составляет 53%.
Эффективное решение поставленных задач по профилактике и лечению социально значимых заболеваний, повышению качества и доступности медицинской помощи в современных условиях невозможно без использования информационных технологий.
Предоставление ряда услуг через сеть "Интернет", включая запись на прием к врачу, получение результатов исследований, позволят снизить временные и физические затраты при получении медицинских услуг населением Курской области, для этой цели планируется использовать сеть терминалов единых расчетных центров. В этой же связи важно развивать систему телемедицины, которая в нашей области уже успешно применяется в сосудистых центрах.
Обеспечение доступности медицинского персонала к электронным медицинским библиотекам, экспертным материалам на основе доказательной медицины, проведение дистанционных видеоконференций, консультаций пациентов специалистами областных ЛПУ и федеральных клиник позволит повысить уровень знаний медицинских работников, снизить количество врачебных ошибок и повысить качество оказания медицинской помощи населению области.
В процесс оказания медицинской помощи населению региона вовлечены различные медицинские и немедицинские организации, которые постоянно обмениваются различной информацией, нуждаются в информатизации бизнес-процессов и оснащении дополнительным компьютерным оборудованием.
В то же время, в системе здравоохранения Курской области отсутствует единая информационная инфраструктура, базирующаяся на современных технологиях. Не сформирована единая система сбора, обработки и хранения медико-статистической и экономической информации.
Стала насущной необходимость создания автоматизированных рабочих мест для практикующих врачей и среднего медицинского персонала, параклинических служб (лабораторной, рентгенологической, отделений функциональной диагностики и т.д.), автоматизации всех процессов учета медицинских услуг и, далее, к созданию интегрированной системы здравоохранения, обеспечивающей возможность непрерывной автоматизированной обработки информации и принятия взвешенных управленческих решений.
Использование информационных технологий позволит освободить медицинских работников от чрезмерной бумажной работы и тем самым даст возможность больше времени уделять пациентам, сократить время подготовки необходимой отчетной документации, усовершенствовать систему персонифицированного учета медицинских услуг.
В области последовательно решаются задачи развития системы здравоохранения. Этому будет способствовать и реализация мероприятий программы "Модернизации здравоохранения Курской области на 2011 - 2012 годы".
Организационной основой реализации государственной политики в данном направлении должна стать Программа, обеспечивающая повышение доступности и качества медицинской помощи населению области.
Актуальность Программы, ее цели и задачи определяются исходя из необходимости улучшения медико-демографической ситуации в области, снижения смертности населения трудоспособного возраста, повышения социальной защищенности населения.
Программа будет призвана обеспечить снижение показателей смертности и инвалидности населения, улучшения демографической ситуации.
Программно-целевой метод в реализации мер по совершенствованию оказания медицинской помощи больным доказал свою эффективность.
Ранее действовавшие областные целевые программы, направленные на развитие здравоохранения Курской области, способствовали повышению доступности и качества оказания специализированной медицинской помощи жителям области, предусматривали координацию усилий всех заинтересованных структур для решения проблем здравоохранения, возникающих в новых социально-экономических условиях.
Концепция областной целевой программы "Модернизация здравоохранения Курской области на 2011 - 2012 годы" охватывает новые, наиболее перспективные в организации охраны здоровья граждан направления: внедрение стандартов медицинской помощи, развитие информатизации в системе здравоохранения.
Срок реализации Программы - 2011 - 2012 годы.
С учетом того, что Программа реализуется в течение двух лет, целесообразно ежегодно проводить анализ эффективности реализации мероприятий, расходования средств, а также определять промежуточные результаты реализации Программы.
Основными целями, которые будут заложены в Программу, являются:
повышение качества и доступности медицинской помощи населению Курской области;
улучшение демографической ситуации в Курской области.
Для достижения основных целей Программы требуется решение следующих задач:
укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;
внедрение современных информационных систем в сферу здравоохранения;
внедрение стандартов оказания медицинской помощи.
Решающую роль в улучшении работы всей отрасли здравоохранения области будет играть развитие оптимальной сети лечебно-профилактических учреждений, укрепление их материально-технической базы, а также обеспечение учреждений здравоохранения Курской области высококвалифицированными кадрами.
В целях рационального использования материально-технических и кадровых ресурсов крупных медицинских учреждений области, более полного удовлетворения потребности населения в специализированных видах медицинской помощи, сложившихся потоков движения больных, транспортной инфраструктуры в области будут сформированы межрайонные медицинские центры (кабинеты): ранней диагностики рака, межрайонные родильные, кардиологические, травматологические, педиатрические отделения. Запланировано открытие детского отделения пульмонологии на базе МУЗ "Городская больница N 2" г. Курска, дистанционного консультативного центра на базе ОГУЗ "Областной перинатальный центр", областного реабилитационного центра для больных неврологического и кардиологического профиля на базе ОГУЗ "Санаторий "Соловьиные зори", централизованной лаборатории экстракорпорального оплодотворения на базе ОГУЗ "Областной перинатальный центр", открытие пунктов неотложной медицинской помощи на базе 7 лечебно-профилактических учреждений г. Курска, 20 отделений общей врачебной практики.
Эффективность и результативность предлагаемого варианта решения проблемы могут быть оценены, исходя из того, что реализация Программы позволит повысить качество и доступность медицинской помощи для населения Курской области, а также совершенствовать организацию медицинской помощи.
Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей, характеризующие эффективность реализации Программы, приведены в приложении N 1 к настоящей Концепции.
Реализация мероприятий Программы позволит стабилизировать демографическую ситуацию в области и повысить качество оказания медицинской помощи за счет: снижения смертности населения трудоспособного возраста с 65,4 на 10 тыс. населения до 59,5 на 10 тыс. населения, уменьшения дефицита врачебных кадров на 4,8%, внедрения электронного документа в 78,2% медицинских учреждениях, снижения дефицита территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 18,1%.
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставленные бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию Программы, а также средства бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Предлагается определить общий объем финансирования Программы в 2011 - 2012 годах в размере 5372311,63 тыс. рублей, из них:
2011 год - 2330686,08 тыс. рублей;
2012 год - 3041625,55 тыс. рублей;
в том числе:
средства областного бюджета - 751159,7 тыс. рублей, из них:
2011 год - 377878,0 тыс. рублей;
2012 год - 373281,7 тыс. рублей;
средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 2670800,0 тыс. рублей, из них:
2011 год - 1319816,0 тыс. рублей;
2012 год - 1350984,0 тыс. рублей;
средства территориального фонда обязательного медицинского страхования - 1541686,34 тыс. рублей, из них:
2011 год - 521356,84 тыс. рублей;
2012 год - 1020329,5 тыс. рублей;
средства муниципальных бюджетов - 408665,59 тыс. рублей, из них:
2011 год - 111635,24 тыс. рублей;
2012 год - 297030,35 тыс. рублей.
Реализация Программы и социально-экономическая ситуация в области могут потребовать корректировки отдельных мероприятий Программы и уточнения объемов ее финансирования, в том числе и в связи с привлечением средств внебюджетных источников в рамках действующего законодательства.
Прогнозируемый перечень мероприятий Программы с предложениями по объемам и источникам финансирования приведен в приложении N 2 к настоящей Концепции.
Предлагается определить государственным заказчиком Программы комитет здравоохранения Курской области. Исполнителями Программы - комитет здравоохранения Курской области, Курский областной фонд обязательного медицинского страхования (по согласованию), органы местного самоуправления Курской области (по согласованию), лечебно-профилактические учреждения Курской области.
Перечень медицинских учреждений, участвующих в реализации программных мероприятий, приведен в приложении N 3 к настоящей Концепции.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2011 - 2012 ГОДЫ"