Механизм реализации Программы социально-экономического развития Курской области на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) основывается на принципах согласованности интересов всех участников экономического процесса: органов государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, населения области. Он призван обеспечить выполнение всех заложенных в Программе мероприятий в рамках социальной, экономической, финансовой, инвестиционной политики.
Программа осуществляется на правовой базе, основанной на положениях действующего законодательства Российской Федерации и Курской области.
Реализация Программы предусматривает использование всех имеющихся инструментов государственной политики на региональном уровне: нормативно-правовое регулирование, реализация федеральных и областных целевых программ, ведомственных целевых программ, осуществление государственных капитальных вложений и государственная поддержка инвестиционной деятельности организаций всех форм собственности.
Функциональный механизм реализации Программы включает:
- стратегическое планирование и прогнозирование (определение стратегических направлений, темпов, пропорций структурной политики развития хозяйственного комплекса области в целом, его важнейших отраслевых и межотраслевых комплексов, осуществление прогнозов на основе адаптивных методов с использованием нейронных сетей);
- экономические рычаги воздействия, включающие финансово-кредитный механизм Программы, механизм привлечения инвестиций для реализации Программы;
- правовые рычаги влияния на экономическое развитие области (совокупность нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня, способствующих деловой и инвестиционной активности, а также регулирующих отношения федеральных, региональных и муниципальных органов власти, заказчиков и исполнителей в процессе реализации мероприятий и проектов Программы);
- эффективную систему взаимодействия с муниципальными образованиями;
- проведение совместно с другими субъектами Российской Федерации согласованных действий по решению на различных уровнях власти общих для них проблем развития;
- системный мониторинг социально-экономического развития Курской области на основе совокупности объективных показателей (критериев) реализации Программы;
- систему индикаторов реализации Программы всеми ее участниками и исполнителями;
- организационную структуру управления Программой (определение состава, функций и согласование звеньев административно-хозяйственного управления).
Проведение законодательных и институциональных преобразований, обеспечивающих реализацию Программы, будет направлено на:
создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы;
защиту прав собственности и улучшение корпоративного управления;
выравнивание условий конкуренции и создание действенной антимонопольной политики;
сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность;
повышение эффективности управления государственной собственностью;
развитие финансовой и инвестиционной инфраструктуры.
Стартуют первые крупные инвестиционные проекты, в том числе: создание технопарка, логистических центров; реализация проектов в добывающей промышленности, металлургии, энергетике.
Финансово-кредитный механизм реализации Программы строится на следующих принципах:
- использование в Программе различных форм долевого участия средств федерального бюджета с привлечением областного и муниципального бюджетов, средств организаций, инвесторов и внебюджетных источников;
- выделение средств из федерального, областного и местных бюджетов на безвозвратной основе на прямое финансирование отдельных подпрограмм и проектов;
- привлечение внебюджетных инвестиций под гарантии Администрации Курской области;
- перераспределение бюджетных средств между программными мероприятиями в соответствии со степенью их приоритетности;
- ежегодное уточнение объемов и направленности бюджетного финансирования в разрезе действующей Программы.
Вопросы финансирования мероприятий Программы в очередном финансовом году будут решаться при обязательном рассмотрении результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий Программы в отчетном периоде с учетом:
полноты и эффективности выполнения программных мероприятий, целевого и эффективного использования средств, выделяемых на реализацию Программы;