Действующий

О Программе социально-экономического развития Курской области на 2011 - 2015 годы (с изменениями на 17 декабря 2012 года)

3.6. Развитие моногородов


В перечень моногородов, утвержденный Минрегионразвития, включены два города Курской области: Курчатов и Железногорск, которые соответствуют классификационным критериям: наличие предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на котором занято на основной работе более 25% экономически активного населения; наличие в населенном пункте одного или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на долю которых приходится более 50% объема промышленного производства. Очевидно, что монопрофильные города нуждаются в скоординированной поддержке со стороны федерального правительства, региональных властей, бизнеса. При этом существуют некоторые общие пути решения проблем моногородов.

На период до 2015 г. предусматривается:


Город Железногорск в настоящее время - второй по величине город Курской области. Численность постоянного населения 98,6 тыс. человек.

Градообразующее предприятие ОАО "Михайловский ГОК" (ОАО "МГОК", ГОК) основано в 1957 году. ОАО "МГОК" формирует порядка 70% общего объема промышленного производства города.

Устойчивое развитие градообразующего предприятия ЗАО "Михайловский ГОК" и жилищное строительство в городе на фоне достаточно депрессивных окрестных сельских районов стали основными факторами миграционной привлекательности Железногорска.

Помимо черной металлургии, значительную долю производства составляет целлюлозно-бумажная промышленность, представленная производством упаковки (ЗАО "ГОТЭК"), и машиностроение, которое представлено целым рядом производств разного размера.

На территории города располагаются средние и малые предприятия, тесно связанные с МГОК: среди них как дочерние предприятия (ОАО "Центрметаллургремонт" - занято 416 чел. на начало 2010 г.), так и самостоятельные предприятия, технологически связанные с градообразующим.

ОАО "МГОК" является бюджетообразующим предприятием и формирует более 50% налоговых поступлений в бюджет города.

В 2009 г. численность занятых на предприятии составила 7429 чел., или 11,5% общего количества трудоспособного населения города. На предприятиях, непосредственно связанных с МГОК, занято еще порядка 7 тыс. чел. Таким образом, общая доля занятых на предприятиях, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, составляет более 20% трудоспособного населения города. Средний уровень заработной платы на ОАО "МГОК" в 2009 г. составил 19,6 тыс. руб. и превысил среднюю заработную плату по городу практически в 1,5 раза.

В настоящее время разработан комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Железногорска Курской области, в который вошли следующие инвестиционные проекты:

развитие АПК (строительство цеха по переработке молока, организация выращивания и переработки хмеля, развитие рыбопереработки);

развитие строительной индустрии (производство строительных материалов, деревообработка и изготовление изделий из дерева, утилизация шин и отходов РТИ);

создание производства наносубстанций;

модернизация инженерной и транспортной инфраструктуры (развитие и реконструкция железнодорожных путей, строительство водовода, строительство дренажной канализации, строительство моста через р. Речица, строительство полигона ТБО);

развитие социальной и жилищной инфраструктуры города (строительство детского садов в микрорайонах N 12А и N 13, спорткомплекса с легкоатлетическим манежем, крытого ледового катка, крематория);

строительство обжиговой машины N 3 ОАО "Михайловский ГОК";

увеличение производства рядового концентрата, ОАО "Михайловский ГОК";

модернизация производства ЗАО "ГОТЭК", ЗАО "ГОТЭК-Литар", ЗАО "Полипак";

расширение производства гофрокартона;

расширение и модернизация производства ООО ПО "Вагонмаш".

Реализация данных инвестиционных проектов позволит существенно диверсифицировать экономику города Железногорска (например, доля ОАО "Михайловский ГОК" в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг уменьшится с 55% в 2009 г. до 38,7% в 2015 г), создать дополнительно 1836 рабочих мест и сгенерировать дополнительно 252,4 млн. руб. в год налоговых поступлений в муниципальный бюджет (таблица 3.6).


Целевые показатели реализации Комплексного инвестиционного
плана развития г. Железногорска

Задача      

Наименование   
показателя    

Ед.
изм.

Отчет          

Прогноз                       

2007  

2008  

2009  

2010  

2011  

2012  

2013  

2014  

2015  

1. Модернизация  
ГРОП             

Численность      
занятых на       
градообразующем  
предприятии      

Чел.

9062  

7918  

7429   

7429   

7529   

7679   

7729   

7729   

7729   

Объем отгруженных
товаров,         
выполненных работ
и услуг          
собственного     
производства ГРОП

млн.
руб.

28522  

40108  

21498   

24440   

27382   

30324   

33266   

37635   

38109   

Доля ГРОП в      
общегородском    
объеме           
отгруженных      
товаров,         
выполненных работ
и услуг          

%  

65  

67  

55   

44,0

45,4

46,5

46,4

49,5

47,4

Доля работающих  
на ГРОП от       
численности      
занятых в        
экономике        

%  

26,3

23,9

23,7

23,1

23,2

23,2

22,7

22,1

20,9

2. Диверсификация
и модернизация   
отраслевой       
структуры        
экономики города

Общее количество
дополнительно    
созданных        
постоянных       
рабочих мест в   
период           
эксплуатации     
проектов по      
диверсификации   
экономики        

ед. в
год

-  

-  

-   

-   

428   

406   

338   

351   

154   

3. Развитие      
малого и среднего
бизнеса          

Доля работающих  
на малых         
предприятиях от  
численности      
занятых в        
экономике        

%  

н.д.   

34,3

30,9

32,3

33,1

33,6

34,1

34,4

34,7

Количество малых
предприятий в МО
(без учета       
индивидуальных   
предпринимателей)

ед.

н.д.   

440  

510   

534   

557   

575   

590   

602   

613   

4. Снижение      
социальной       
напряженности на
местном рынке    
труда            

Численность      
занятых в        
экономике города

Чел.

34400  

33100  

31400   

32100   

32500   

33100   

34000   

35000   

37000   

Уровень зареги-  
стрированной     
безработицы в МО

%  

н.д.   

1,0

1,8

1,4

1,2

1,0

0,8

0,8

0,8

5. Модернизация и
развитие опорной
инфраструктуры   
города           

Доля жилищного   
фонда,           
обеспеченного    
канализацией     

%  

94,2

94,2

94,2

94,2

94,6

94,9

95,1

95,4

95,7

Доля жилищного   
фонда,           
обеспеченного    
центральным      
водоснабжением   

%  

94,6

94,6

94,6

95,0

95,3

95,6

95,9

96,2

96,5

6. Повышение     
уровня и качества
жизни населения  

Среднемесячная   
заработная плата
в МО             

руб.

12058  

15213  

13607   

14300   

16232   

17616   

18818   

19950   

21000   

Обеспеченность   
детскими садами,
% от общего числа
детей дошкольного
возраста         

%  

58  

59  

63   

64   

64   

65   

68   

71   

73   

Обеспеченность   
врачами, врачей  
на 10 тыс.       
жителей          

Чел.

33  

36  

28,5

33,9

34,7

35,5

36,3

37,1

37,9

Доля ветхого и   
аварийного жилья
в общей площади  
жилищного фонда  

%  

н.д.   

н.д.  

0,08

0,06

0,05

0,04

0,03

0,02

0,02

7. Повышение     
эффективности    
муниципального   
управления       

Доля собственных
доходов бюджета  
МО в общих       
доходах МО       

%  

68,7

71  

73,4

73,8

75,3

76,7

78,1

79,6

81,0

Объем            
привлеченных     
внебюджетных     
инвестиций       

млн.
руб.

-  

-  

-   

1653   

3872   

7227   

2499   

153   

196   

Социально-       
экономическая    
эффективность    
проекта КИП      

Объем отгруженных
товаров,         
выполненных работ
и услуг          
предприятиями    
города           

млн.
руб.

40123  

50876  

30184   

43690   

60268   

65248   

71747   

76100   

80400   

Общий объем      
дополнительных   
поступлений от   
проектов в       
муниципальный    
бюджет           

млн.
руб.

-  

-  

-   

3,1

41,5

53,1

94,0

142,8

252,4