За последние пять лет (2006 - 2010 гг.) предприятия жилищно-коммунального хозяйства области работают стабильно, в полном объеме предоставляют жилищно-коммунальные услуги.
В 2009 году доходы от реализации жилищно-коммунальных услуг в целом по области составили 17,8 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2006 годом на 6,9 млрд. рублей, или на 63,3%.
Уровень собираемости платежей населения в целом по области в 2010 году составит 95% (по оценке) и увеличится по сравнению с 2006 годом на 2,1%.
В Курской области создана и эффективно действует программа адресной социальной поддержки населения в виде предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Начиная с 2005 года субсидии предоставляются гражданам практически во всех муниципальных образованиях области: в области функционируют 461 служба субсидий. Число получателей субсидий к концу 2009 года составило 11,0% от общего количества семей, проживающих в области. Объем средств, выделенных за период с 2006 - 2010 гг. из бюджетов всех уровней на предоставление населению субсидий, составил 0,9 млрд. рублей.
Действующие в области системы предоставления субсидий и льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг являются факторами, обеспечивающими стабильность и бесперебойность в работе предприятий ЖКХ.
Из 222 предприятий коммунального комплекса 131 предприятие является коммерческим.
В области создано 592 ТСЖ, которые обслуживают 655 многоквартирных домов, что составляет 17,7% от количества многоквартирных домов, выбравших способ управления.
Таблица 1.2.8.1
Основные показатели развития жилищно-коммунального комплекса
Курской области за 2006 - 2010 годы
Основные | Ед. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2010 г. |
Доходы от | млрд. | 10,9 | 11,1 | 14,4 | 17,8 | 19,3 | 186,2% |
в т.ч. прибыль | млн. | 78,9 | -195,5 | 1533,33 | 1883,9 | 330,0 | 6,7 р. |
Объем затрат на | млн. |
|
|
|
|
|
|
Уровень износа | % | 58,4 | 60,1 | 60,9 | 59,6 | 59,5 | 101,1 % |
Количество | ед. | 77 | 181 | 370 | 471 | 592 | в 7,7 р. |
Количество | ед. | 10 | 31 | 40 | 93 | 95 | в 9,5 р. |
Объем средств, | млн. | 228,9 | 183,7 | 152,5 | 156,1 | 200,1 | 87,4% |
Число | семей | 47231 | 47932 | 45072 | 37424 | 18090 | 38,9 |
Курская область стала одним из немногих регионов, которые в 2008 - 2009 годах получили из Фонда содействия реформированию ЖКХ сумму, рассчитанную на четырехлетнюю программу, и освоили эти средства в указанные сроки.
За 2008 - 2010 годы в Курской области направлены средства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в сумме 2590,04 млн. рублей, в том числе средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 2161,84 млн. рублей, средства областного бюджета - 75,56 млн. рублей, средства муниципальных бюджетов - 219,1 млн. рублей, средства собственников помещений (граждан) - 133,54 млн. рублей.
На эти средства капитально отремонтированы 1247 домов общей площадью 3,8 млн. кв. м, 173,1 тыс. человек улучшили качество своей жизни.
На реализацию двух Адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2008 году было направлено 831,24 млн. рублей, в том числе 441,84 млн. рублей - средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 163,38 млн. рублей - средства областного бюджета, 226,02 млн. рублей - средства бюджетов муниципальных образований.
В рамках реализации областных Адресных программ приобретено 656 квартир. 1971 человек улучшили жилищные условия.
Основные проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве.
1. Основной причиной ухудшения финансового состояния предприятий отрасли являются значительные суммы накопленных дебиторской и кредиторской задолженностей (2,0 и 1,0 млрд. рублей соответственно) вследствие задолженности бюджетов, бюджетных организаций, населения предприятий и организаций за услуги, предоставленные предприятиям ЖКХ. Требуется проведение инвентаризации и реструктуризации долговых обязательств предприятий коммунального комплекса и его финансовое оздоровление.
2. Высокий износ систем инженерного обеспечения - 59,5%. Наличие большого числа котельных с малоэффективным котлами на твердом и жидком топливе вызывает необходимость проведения мероприятий по их переводу на газ.
3. Недостаточное выделение средств из федерального бюджета на строительство и модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства в рамках федеральной целевой программы "Жилище".
4. Наличие ветхого и аварийного жилья.
5. Низкий уровень привлекаемых инвестиций.
6. Отсутствие конкуренции в ЖКХ, что влияет на качество услуг.
7. Низкий уровень и качество водоснабжения населения области.
8. Отсутствие профессиональных и компетентных кадров, способных руководить вновь создаваемыми управляющими компаниями и товариществами собственников жилья.