В результате реализации мероприятий, запланированных в Программе социально-экономического развития Курской области на 2006 - 2010 годы, за пять прошедших лет обеспечен рост оборота розничной торговли в 1,6 раза в сопоставимых ценах; услуги общественного питания и платные услуги возросли в 1,1 и 1,3 раза соответственно; этот сектор обеспечивает 14% валового регионального продукта.
Таблица 1.2.9.1
Показатели развития потребительского рынка товаров
и услуг Курской области за 2006 - 2010 годы
Показатели | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2006 - |
отчет | отчет | отчет | отчет | отчет | ||
Оборот розничной | 48814 | 63264 | 79795 | 86939 | 96025 | x |
темп роста оборота | 123,6 | 118,6 | 107,4 | 95,4 | 103,7 | в 1,6 р. |
Оборот розничной | 41,5 | 54,2 | 68,9 | 75,5 | 83,4 | x |
Оборот общественного | 1651 | 2077 | 2954 | 2993 | 2866 | x |
темп роста оборота | 111,7 | 110,9 | 110,6 | 85,8 | 89,7 | в 1,1 р. |
Оборот общественного | 1,4 | 1,8 | 2,5 | 2,6 | 2,5 | x |
Объем платных услуг | 15211 | 18644 | 23828 | 26153 | 29016 | x |
темп роста объема | 116,5 | 107,5 | 105,4 | 95,6 | 101,7 | в 1,3 р. |
Объем платных услуг на | 12,9 | 16,0 | 20,6 | 22,7 | 25,2 | x |
Создание рабочих мест в | 2000 | 2050 | 2000 | 1250 | 1000 | x |
Если за 2006 - 2008 годы целевые индикаторы развития потребительского рынка товаров и услуг, предусмотренные Программой социально-экономического развития Курской области на 2006 - 2010 годы, были перевыполнены, то влияние финансовой нестабильности в 2009 году привело к снижению покупательского спроса на товары непродовольственной группы; на услуги предприятий общественного питания и платные услуги. Этот и другие факторы (рост цен на потребительские товары, незначительный рост номинальных денежных доходов населения) оказали влияние на снижение темпов в 2009 году по объемам потребительского рынка товаров и услуг.
Реализация областной Программы антикризисных мер по оздоровлению экономики Курской области на 2009 год способствовала снижению напряженности на потребительском рынке области.
В результате рейтинг Курской области в составе регионов Центрального федерального округа Российской Федерации по темпам роста оборота розничной торговли вырос до 10 места в 2009 году против 14 места в 2005 году.
Предпринимательская активность на потребительском рынке товаров и услуг высокая, свыше 97% этого сектора экономики находится в частной собственности.
Таблица 1.2.9.2
Распределение оборота розничной торговли
по формам собственности в 2005 - 2009 годах
(в фактически действовавших ценах; млн. руб.)
Наименование | Годы | ||||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Оборот розничной | 48814 | 63264 | 79795 | 86939 | 96025 |
государственная | 1015 | 942 | 978 | 942 | 1000 |
потребительской | 739 | 1021 | 1558 | 1733 | 1850 |
Частная и другие формы | 47060 | 61301 | 77259 | 84264 | 93175 |
В области функционирует около 10 тысяч предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в которых задействовано свыше 60,0 тысяч человек. Показатели обеспеченности населения области торговыми площадями растут и составляют в настоящее время около 650 кв. метров на 1 тысячу жителей. По обеспечению населения торговыми площадями Курская область занимает одно из ведущих мест среди регионов Центрального Федерального округа.
Совершенствуются формы организации торговли, внедряются новые современные технологии: на рынке области функционируют свыше 30 крупных международных, федеральных и региональных торговых сетей, объем продаж в которых достигает 60% общего оборота розничной торговли. Растет сотрудничество сетевых компаний с перерабатывающими предприятиями области, что позволяет увеличивать реализацию товаров более чем на 20%.
За эти годы в городах и районах области открыто новых и модернизировано действующих около 1000 крупных торговых комплексов и центров, гипер и супермаркетов, специализированных, фирменных и социальных магазинов, малых предприятий торговли экономкласса, современные бары, рестораны с элитной и национальной кухней, предприятия массового и быстрого питания, предприятия бытового обслуживания с широким спектром оказываемых услуг, что усилило позиции организованного рынка, доля которого в формировании оборота торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети, составила около 80%.
По объему бытовых услуг на душу населения Курская область занимает одно из лидирующих мест среди регионов Центрального Черноземья.
За 2006 - 2010 годы в этих отраслях основные фонды обновились свыше, чем на 40%, создано за этот период более 8000 рабочих мест.
Проводимые выставочно-ярмарочные мероприятия способствуют заключать договора, протоколы намерений на поставку продукции товаропроизводителями на потребительский рынок области ежегодно на сумму свыше 6 млрд. рублей.
Расширяется взаимовыгодное сотрудничество в рамках заключенных Соглашений между Администрациями субъектов Российской Федерации.
Совершенствуется торговля на рынках области; на территории области функционирует 38 розничных рынков, из них 31 универсальных, 7 специализированных.
Таблица 1.2.9.3
Структура розничного товарооборота по видам товаров
в 2006 - 2010 годах