Действующий

О Программе социально-экономического развития Курской области на 2011 - 2015 годы (с изменениями на 17 декабря 2012 года)

1.2.9. Потребительский рынок товаров и услуг


В результате реализации мероприятий, запланированных в Программе социально-экономического развития Курской области на 2006 - 2010 годы, за пять прошедших лет обеспечен рост оборота розничной торговли в 1,6 раза в сопоставимых ценах; услуги общественного питания и платные услуги возросли в 1,1 и 1,3 раза соответственно; этот сектор обеспечивает 14% валового регионального продукта.

Таблица 1.2.9.1

     
Показатели развития потребительского рынка товаров
и услуг Курской области за 2006 - 2010 годы

Показатели       

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2006 -
2010, %

отчет  

отчет

отчет

отчет

отчет

Оборот розничной       
торговли, млн. руб.    

48814   

63264  

79795  

86939  

96025  

x    

темп роста оборота     
розничной торговли в   
сопоставимых ценах к   
предыдущему году, %    

123,6

118,6

107,4

95,4

103,7

в 1,6 р.

Оборот розничной       
торговли на душу       
населения, тыс. руб.   

41,5

54,2

68,9

75,5

83,4

x    

Оборот общественного   
питания, млн. руб.     

1651   

2077  

2954  

2993  

2866  

x    

темп роста оборота     
общественного питания в
сопоставимых ценах к   
предыдущему году, %    

111,7

110,9

110,6

85,8

89,7

в 1,1 р.

Оборот общественного   
питания на душу        
населения, тыс. руб.   

1,4

1,8

2,5

2,6

2,5

x    

Объем платных услуг    
населению, млн. руб.   

15211   

18644  

23828  

26153  

29016  

x    

темп роста объема      
платных услуг в        
сопоставимых ценах к   
предыдущему году, %    

116,5

107,5

105,4

95,6

101,7

в 1,3 р.

Объем платных услуг на
душу населения, тыс.   
руб.                   

12,9

16,0

20,6

22,7

25,2

x    

Создание рабочих мест в
сфере потребительского
рынка товаров и услуг  

2000   

2050  

2000  

1250  

1000  

x    


Если за 2006 - 2008 годы целевые индикаторы развития потребительского рынка товаров и услуг, предусмотренные Программой социально-экономического развития Курской области на 2006 - 2010 годы, были перевыполнены, то влияние финансовой нестабильности в 2009 году привело к снижению покупательского спроса на товары непродовольственной группы; на услуги предприятий общественного питания и платные услуги. Этот и другие факторы (рост цен на потребительские товары, незначительный рост номинальных денежных доходов населения) оказали влияние на снижение темпов в 2009 году по объемам потребительского рынка товаров и услуг.

Реализация областной Программы антикризисных мер по оздоровлению экономики Курской области на 2009 год способствовала снижению напряженности на потребительском рынке области.

В результате рейтинг Курской области в составе регионов Центрального федерального округа Российской Федерации по темпам роста оборота розничной торговли вырос до 10 места в 2009 году против 14 места в 2005 году.

Предпринимательская активность на потребительском рынке товаров и услуг высокая, свыше 97% этого сектора экономики находится в частной собственности.

Таблица 1.2.9.2

     
Распределение оборота розничной торговли
по формам собственности в 2005 - 2009 годах

     
(в фактически действовавших ценах; млн. руб.)

Наименование     
показателей      

Годы                       

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.  

2010 г.

Оборот розничной      
торговли - всего      
в том числе:          

48814  

63264  

79795  

86939   

96025  

государственная       

1015  

942  

978  

942   

1000  

потребительской       
кооперации            

739  

1021  

1558  

1733   

1850  

Частная и другие формы
собственности         

47060  

61301  

77259  

84264   

93175  


В области функционирует около 10 тысяч предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в которых задействовано свыше 60,0 тысяч человек. Показатели обеспеченности населения области торговыми площадями растут и составляют в настоящее время около 650 кв. метров на 1 тысячу жителей. По обеспечению населения торговыми площадями Курская область занимает одно из ведущих мест среди регионов Центрального Федерального округа.

Совершенствуются формы организации торговли, внедряются новые современные технологии: на рынке области функционируют свыше 30 крупных международных, федеральных и региональных торговых сетей, объем продаж в которых достигает 60% общего оборота розничной торговли. Растет сотрудничество сетевых компаний с перерабатывающими предприятиями области, что позволяет увеличивать реализацию товаров более чем на 20%.

За эти годы в городах и районах области открыто новых и модернизировано действующих около 1000 крупных торговых комплексов и центров, гипер и супермаркетов, специализированных, фирменных и социальных магазинов, малых предприятий торговли экономкласса, современные бары, рестораны с элитной и национальной кухней, предприятия массового и быстрого питания, предприятия бытового обслуживания с широким спектром оказываемых услуг, что усилило позиции организованного рынка, доля которого в формировании оборота торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети, составила около 80%.

По объему бытовых услуг на душу населения Курская область занимает одно из лидирующих мест среди регионов Центрального Черноземья.

За 2006 - 2010 годы в этих отраслях основные фонды обновились свыше, чем на 40%, создано за этот период более 8000 рабочих мест.

Проводимые выставочно-ярмарочные мероприятия способствуют заключать договора, протоколы намерений на поставку продукции товаропроизводителями на потребительский рынок области ежегодно на сумму свыше 6 млрд. рублей.

Расширяется взаимовыгодное сотрудничество в рамках заключенных Соглашений между Администрациями субъектов Российской Федерации.

Совершенствуется торговля на рынках области; на территории области функционирует 38 розничных рынков, из них 31 универсальных, 7 специализированных.

Таблица 1.2.9.3

     
Структура розничного товарооборота по видам товаров
в 2006 - 2010 годах