Общая оценка состояния бюджета
Бюджетный процесс в области упорядочен в соответствии с действующим на момент составления бюджета бюджетным и налоговым законодательством и макроэкономическими параметрами функционирования реального сектора экономики.
В 2006 - 2008 годах по факту формировался бездефицитный бюджет. В 2008 году профицит увеличился в 4,2 раза и составил 1270 млн. рублей. Однако вследствие высокого уровня инфляции, приведшего к отставанию темпов роста доходов бюджета от темпов роста расходов, в 2009 - 2010 годах бюджет имел дефицит (в 2009 году - 738 млн. рублей, в 2010 году - 1095 млн. рублей).
Источники внутреннего финансирования дефицита бюджетов Курской области 2006 - 2010 годов в основном формировались за счет:
получения и погашения кредитов от кредитных организаций на финансирование кассовых разрывов и погашение долговых обязательств Курской области;
предоставления бюджету Курской области из федерального бюджета бюджетных кредитов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, а также на частичное покрытие дефицита бюджета области;
изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета.
Кроме того, источники внутреннего финансирования дефицита консолидированного бюджета формировались за счет продажи и приобретения акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, исполнения муниципальных гарантий.
Бюджетные доходы на одного жителя области по сравнению с 2006 годом возросли в 2,2 раза и составили 31,4 тыс. рублей.
Таблица 1.2.15.1
Консолидированный бюджет Курской области
Основные показатели | Ед. | Годы | ||||
2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 | ||
1. Доходы | млн. | 16700 | 22296 | 30600 | 30980 | 35977 |
Темп роста | % | 100 | 133,5 | 137,2 | 101,2 | 116,1 |
из них: | ||||||
- налоговые и | млн. | 12892 | 17217 | 23706 | 20416 | 25913 |
Темп роста | % | 100 | 133,5 | 137,7 | 86,1 | 126,9 |
- безвозмездные | млн. | 3808 | 5079 | 6894 | 10564 | 10064 |
Темп роста | % | 100 | 133,3 | 135,7 | 153,2 | 95,3 |
2. Расходы | млн. | 16399 | 21730 | 29330 | 31718 | 37095 |
Темп роста | % | 100 | 132,5 | 135,0 | 108,1 | 117,0 |
3. Дефицит (-), | млн. | 301 | 566 | 1270 | -738 | -1095 |
4. Доходы бюджета на | тыс. | 14,18 | 19,11 | 26,40 | 26,89 | 31,4 |
Доходы бюджета
В 2006 - 2010 годах сформировалась тенденция устойчивого роста доходов консолидированного бюджета области.
Доходы консолидированного бюджета области увеличились в 2010 году в 2,15 раза к 2006 году и составили 36,0 млрд. рублей. Это стало прямым следствием увеличения как налоговых и неналоговых доходов с 12,8 млрд. рублей в 2006 году до 25,9 млрд. рублей в 2010 году, так и значительным увеличением безвозмездных поступлений - в 2,6 раза в сравнении с 2006 годом.
Вместе с тем, в 2009 году на фоне роста общего объема доходов бюджета области наблюдалось снижение объема налоговых и неналоговых доходов вследствие влияния финансово-экономического кризиса на реальный сектор экономики и на экономику области в целом.
Основу налоговых доходов консолидированного бюджета области по-прежнему составляют налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, земельный налог (около 80%). Поступления налога на прибыль организаций выросли в 1,6 раза (2010 год к 2006 году), налога на доходы физических лиц - в 1,9 раза, налога на имущество организаций - в 1,7 раза. Значительно были увеличены поступления земельного налога (в 3,0 раза).
Существуют различия по уровню поступлений доходов в бюджеты между секторами экономики. Наибольший удельный вес занимают поступления налоговых доходов от организаций: "добыча полезных ископаемых" в 2006 году - 20,4%, в 2008 году - 26,8%, в 2009 году - 6,5% (негативные последствия кризиса - спад спроса на железорудную продукцию); "обрабатывающие производства" в 2009 году - 20,7% против 18,3% в 2006 году, соответственно, "строительство" - 6,8% и 4,5%, "оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" - 12,5% и 13,6%; "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 9,7% (в 2006 году - 10,2%).
Расходы бюджета и межбюджетные отношения с муниципальными образованиями
В пределах поступивших доходных источников обеспечено финансирование расходов.
В 2010 году расходы консолидированного бюджета области увеличились в 2,3 раза к 2006 году и составили 37,1 млрд. рублей.
Возросло финансирование социальной сферы. На эти цели в 2010 году направлено 21,1 млрд. рублей, что в 2,3 раза больше финансирования социальной сферы в 2006 году. Их доля в расходах бюджета составила 57,0% (в 2006 году - 55,0%), то есть формируется социально направленная экономика.
Сформированные к настоящему времени межбюджетные отношения Курской области с органами местного самоуправления в целом обеспечивают необходимые стимулы для повышения эффективности их деятельности, проведения ответственной бюджетной политики и совершенствования управления муниципальными финансами.
Политика в этой сфере основана на стабильности законодательно закрепленного разграничения расходных полномочий и доходных источников.
В 2009 году из областного бюджета бюджетам муниципальных образований в порядке межбюджетных расчетов направлены средства в объеме 8356,7 млн. рублей (в 2006 году - 4612,4 млн. рублей), что составляет 26,3% (в 2006 году - 21,8%) от расходов консолидированного бюджета области или 33,8% (в 2006 году - 34,7%) от расходов областного бюджета, в том числе: дотации - 1096,7 млн. рублей, субсидии - 2570,7 млн. рублей, субвенции - 4667,7 млн. рублей, иные межбюджетные трансферты - 21,6 млн. рублей.