В качестве возможных программных вариантов решения выделенных проблем в сфере социального и экономического развития Курской области рассмотрены следующие:
Эволюционный (инерционный) сценарий развития Курской области - прямое пролонгирование основных параметров социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, имевших место в ретроспективе, - это сценарий адаптации старопромышленного региона к современной глобальной и конкурентной экономике. Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области успешно прошли этот этап адаптации, в то время как другим регионам его только еще предстоит пережить (Урал, Поволжье, отдельные регионы центра России), к числу которых относится и Курская область.
По опыту других регионов России и мира известно, что данный процесс занимает длительный период и может протекать в различных формах. Для Курской области это означает, что базовый сценарий модернизации старопромышленного региона может иметь несколько версий, наступление которых будет зависеть от комбинации разных внешних и внутренних факторов.
Предполагается сохранение сложившихся тенденций экономики региона - преобладание в структуре ВРП промышленного производства и сохранение ее моноструктурности (зависимость консолидированного бюджета области от ОАО "Михайловский ГОК"). Усиление роли черной металлургии и электроэнергетики в экономике области. В электроэнергетике региона в рамках реализации основных направлений стратегического развития Российской Федерации дальнейшее развитие получит атомная энергетика. Недостаток бюджетных средств способствует сдерживанию развития темпов роста сельского хозяйства и АПК в целом. Планируется осуществление санации неконкурентоспособных предприятий региона, в основном, в сельском хозяйстве и обрабатывающих производствах.
Демографическая сфера будет характеризоваться незначительным сокращением естественной убыли населения и незначительным миграционным притоком в область в основном из стран СНГ; дальнейшим ростом численности населения старше трудоспособного возраста и вследствие этого увеличением нагрузки на трудоспособное население; обострением дефицита квалифицированных кадров в сельскохозяйственных и обрабатывающих производствах на большинстве территорий области; дальнейшим сокращением специалистов технического направления.
Реализуются начатые масштабные федеральные проекты, при этом новые практически не инициируются. Основными источниками инвестиций остаются собственные средства предприятий - амортизационные отчисления и нераспределенная прибыль, вследствие чего инвестиционная активность в сфере сельского хозяйства и АПК, обрабатывающих производств снизится. Инвестиционная активность наметится в сфере торговли и производства услуг. В рамках приоритетных национальных проектов и программ осуществляется бюджетная поддержка регионов, что в первую очередь определяет инвестиционную политику в развитие социальной сферы - образование, здравоохранение, ЖКХ, жилищное строительство.
Данный сценарий реализуется в условиях осуществления аналогичного (инерционного) сценария на уровне Российской Федерации и не требует дополнительных усилий со стороны региональных и местных уровней власти. Темпы роста ВРП сохраняются на прежнем уровне, затем начинают снижаться, что связано с исчерпаемостью природных ресурсов при зависимости объемов ВРП от черной металлургии и электроэнергетики. Снижаются темпы роста инвестиций в основной капитал в связи с тем, что при невысокой рентабельности предприятий региона возможности их осуществления за счет собственных средств будут ниже, а поддержка федеральных и региональных бюджетов не будет осуществляться в достаточных объемах согласно инерционному сценарию развития Российской Федерации. Денежные доходы населения будут расти также меньшими темпами в связи с недостатком в регионе высокорентабельных и динамично развивающихся хозяйствующих субъектов, способных обеспечить высокий уровень оплаты труда и доходов. Будет наблюдаться снижение приростов экспорта товаров вследствие недостаточной конкурентоспособности отечественной продукции (за исключением природных ресурсов). Величина импорта после достаточного роста в связи с вступлением России в ВТО постепенно стабилизируется. При этом сценарии предполагается долгосрочный рост экономики со средним темпом роста ВРП около 102,5%.
Возможные преимущества: отработанность механизмов поддержки, сложившаяся система управления, снижение издержек управления, наиболее заметный эффект в ближнесрочной перспективе. Сценарий инерционного развития связан с сохранением существующих темпов роста, конкурентоспособности и эффективности экономики, не предполагает новых масштабных региональных проектов или стратегий.
Инновационно-прорывной сценарий (целевой) развития Курской области можно рассматривать как сценарий активной диверсификации экономики и структурных сдвигов в пользу обрабатывающих отраслей промышленности и сектора услуг. Он в большей степени предлагает развитие региональной экономики в направлении постиндустриального уклада и экономики знаний. Энергоемкость экономики значительно снижается, что позволяет характеризовать этот сценарий как энерго- и ресурсосберегающий.
Высокая энергообеспеченность области и наличие резервов электроэнергетических мощностей за счет работы Курской АЭС определяют в качестве приоритетного направления электроэнергетику. В связи с тем, что современные производства являются энергоемкими, то наличие на территории доступных энергоресурсов является одним из определяющих факторов при принятии решений о вложении инвестиционного капитала в развитие региона. В рамках выбранного инновационно-прорывного сценария ведущими отраслями должны стать электроэнергетика и черная металлургия (стратегическое направление 1), высокотехнологичные обрабатывающие производства (стратегическое направление 2), агропромышленный комплекс (стратегическое направление 3).
Инновационно-прорывной сценарий характеризуется повышенными требованиями к росту конкурентоспособности и эффективности экономики. Он предполагает коренную модернизацию экономики. Росту эффективности экономики будут способствовать имеющиеся возможности развития за счет повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, включающие наличие свободных рынков для организации и ведения бизнеса (финансовый рынок, фондовый рынок, логистика); свободных производственных площадок для инвестирования, диверсификации экономики и снижение рисков моноструктурного роста. Предусматривается расширение системы частно-государственных проектов в ключевых секторах экономики. Создание программ защиты традиционных рынков отечественных производителей высокотехнологичной продукции, а также сельского хозяйства и АПК (особенно в период вступления в ВТО).
Демографическая сфера реализуется по оптимистическому сценарию, включающему:
- уменьшение отрицательного естественного прироста и рост миграционного прироста населения, вызываемого региональным различием. Миграционные программы для области станут актуальными уже в среднесрочной перспективе;
- формирование оптимальной системы расселения, относительный рост урбанизации в регионе и рост конкуренции за рабочую силу, что в долгосрочной перспективе должно привести к повышению ее стоимости;
- создание условий для привлечения квалифицированных кадров и мобильной рабочей силы, обладающей современными компетенциями извне области;
- формирование системы непрерывного профессионального образования и переподготовки.
Инвестиционная политика региона формируется на основе новых возможностей государственной инвестиционной политики. Инвестиционная политика региона должна включать: минимальный законодательный риск; наличие региональных стратегий и инвестиционных рейтингов; наличие инфраструктуры и квалифицированных кадров; уровень развития топливно-энергетической промышленности. Инвестиционно привлекательными отраслями с учетом выбранных стратегических направлений должна стать производственно-экономическая сфера, включающая в себя: добычу полезных ископаемых, электроэнергетику, обрабатывающие производства, многоотраслевой перерабатывающий агропромышленный комплекс, а также развитие науки и человеческого потенциала.
Инвестиционная политика должна обеспечить выход экономического развития региона на траекторию устойчивого сбалансированного экономического роста на основе формирования новой наукоемкой, инновационно-инвестиционной экономики, экономики знаний. Создание региональной инновационной инфраструктуры и проведение комплекса мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса. Программно-целевая ориентированность региональной экономики на высокотехнологичный и информационный секторы. Увеличение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции. Приоритетная региональная поддержка хозяйствующих субъектов с высокой инновационной активностью.
Развитие транспортной инфраструктуры региона, включающей: развитую транзитную сеть железнодорожных, автомобильных магистралей, аэропорта, связывающих центр России с ее югом, Украиной и другими сопредельными странами. Развитие информационной инфраструктуры и широкомасштабное использование информационно-коммуникационных технологий.
В рамках инновационно-прорывного сценария предполагается возможность реализации трех альтернативных приоритетных направления, как и предусмотрено Стратегией развития Курской области до 2020 года:
Приоритетное направление "Ресурсный регион"
Данный сценарий реализуется при условии осуществления на макроуровне целевого сценария развития, однако возможен и при инерционном сценарии на уровне Российской Федерации. В данном случае предполагается достаточно высокая инновационная и инвестиционная активность хозяйствующих субъектов, поддержка со стороны региональных и федеральных органов власти осуществляется в ограниченных масштабах. Удельный вес промышленности в ВРП растет за счет базовых отраслей - электроэнергетики и черной металлургии. Предполагается, что инвестиционная активность будет направлена на разработку новых месторождений полезных ископаемых, а также создание обрабатывающих производств для их переработки на месте. Внедрение инновационных технологий будет способствовать увеличению объемов добычи и переработки полезных ископаемых, созданию в регионе энергоемких производств. Рост инвестиций в основной капитал будет выше, чем на настоящий момент, дополнительные инвестиции потребуются для дополнительной разведки и разработки новых месторождений полезных ископаемых и для усовершенствования имеющихся производств. Денежные доходы населения будут расти большими темпами, чем в предыдущем сценарии. Рост экспорта обусловливается поиском рынков сбыта продукции черной металлургии и электроэнергетики за рубежом. Импорт продукции будет постепенно сокращаться после весомого его увеличения, обусловленного вступлением России в ВТО.
Приоритетное направление "Индустриально-инновационный
регион"
Цель данного сценария - создание на базе Курской области региона-локомотива - инновационного центра ЦФО. Сценарий реализуется только при активном целевом развитии РФ, требует активного участия региональных властей и федерального центра. Это значимо при формировании конкурентоспособных кластеров, а также при привлечении в регион инвесторов. Учитывая тот факт, что формирование кластеров и реализация инвестиционных проектов в производственном секторе требуют значительного времени и существенных капитальных вложений, данный вариант инновационно-активного сценария не приведет к мгновенному росту ВРП, а потребует достаточно длительных сроков кропотливой работы до получения результатов. На первом этапе запуска данного сценария потребуются вложения со стороны государства (стимулирование развития кластеров, создание технологических и индустриальных парков, инфраструктурное обустройство новых промышленных зон, вложения в профессиональное образование и проч.). Важнейшим источником доходов региона должна стать инновационная продукция в промышленности. Значительно растет удельный вес доходов от науки и научного обслуживания в структуре ВРП. Реализация сценария предполагает инновационную и инвестиционную активность экономических субъектов на территории региона, связанную в первую очередь с созданием наукоемких производств, научных центров на базе г. Курска (разработка инновационных технологий преимущественно для обрабатывающих производств), Железногорска (активная разработка инновационных технологий в сфере добычи и переработки полезных ископаемых), Курчатова (разработка инновационных технологий в сфере атомной энергетики). Внедрение сети центров трансфера технологий, предполагающей международное сотрудничество. Этот вариант сценария в настоящее время будет реализовываться в ситуации конкуренции области с соседними регионами, которые как и в России, так и на Украине предпринимают усилия за приход к ним новых производств, реализации на их территории инвестиционно-инновационных проектов. Кроме того, привлекательность области будет зависеть от реализации крупных инфраструктурных проектов федерального уровня. На первых этапах реализации сценария предполагаются невысокие приросты ВРП, производства промышленной продукции, денежных доходов населения, что связано с невысокой эффективностью инновационной продукции на этапе ее разработки.
Приоритетное направление "Возвращение региону
агропромышленного статуса"