Целевые показатели антропогенных нагрузок на леса определяются по трем направлениям:
- строительство и эксплуатация технических объектов, влияющих на лес;
- осуществление всех видов лесопользования;
- организация мероприятий об охране, защите и воспроизводству лесов.
Задача снижения антропогенных нагрузок при строительстве технических объектов определяется действием Федерального закона от 1 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", по требованию которого в проектах строительства производится оценка вредного воздействия проектных мероприятий на окружающую среду (ОВОС).
Правильность решений, заложенных в проектах строительства и эксплуатации, контролируется в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Задачей органов управления и контроля в области лесного хозяйства в отношении таких объектов является проверка соблюдения требований по прохождению экологической экспертизы и контроля за исполнением проектных решений.
Антропогенное влияние на лес в процессе всех видов лесопользования регулируется системой мероприятий, разрабатываемых в Проектах освоения лесов. В условиях области, при наличии предпринимательской деятельности, наибольшее антропогенное воздействие оказывают рекреация, заготовка древесины, ведение охотничьего хозяйства, выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых.
К целевым показателям по уменьшению антропогенного воздействия в отношении рекреационных объектов следует отнести следующие условия, в обязательном порядке закладываемые в "Проекты освоения лесов".
1. Проектирование возведения временных целевых сооружений только на нелесных и не покрытых лесом землях с сохранением лесных земель не менее 50 - 60% общей площади лесного участка.
2. Проектирование специальных мероприятий по уменьшению дигрессии среды, при этом на участках с третьей и более степенью дигрессии такие мероприятия обязательны.
3. При преобладании в составе лесного участка нелесных или не покрытых лесом земель проектируются мероприятия по увеличению покрытых лесом земель.
В объектах, арендуемых для заготовки древесины, процесс антропогенного воздействия регламентируется комплексом мер по соблюдению Правил ..., Наставлений ... по всему технологическому циклу от проектирования способов заготовки до лесовосстановления вырубленных площадей.
Дополнительно к определенному комплексу мер в условиях области устанавливается требование по запрещению переруба и равномерному освоению расчетных лесосек в пределах хозсекций (пород).
Использование расчетной лесосеки, в виду применения экономических и технических условий, устанавливается как среднее за 5-летний период. При осуществлении охоты и ведении охотничьего хозяйства целевым показателем по уменьшению нагрузки на лес является требование по сохранению оптимальной численности животных и, прежде всего, копытных.
____________________________________________________________________
*Вероятно, ошибка оригинала. Имеется в виду статья 56 Федерального закона "О животном мире", а не Закона Курской области. - Примечание "КОДЕКС".
____________________________________________________________________
Обязательства пользователей животного мира по предотвращению ущерба среде обитания закреплены в статье 56 Закона Курской области "О животном мире".
Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В случае невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному хозяйствам, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным миром является членом такого фонда.
Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях. В случаях, если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйствам, ответственность за нанесенный ущерб несут должностные лица соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Применение указанной статьи зависит, прежде всего, от выполнения значений оптимальной численности и, следовательно, от величины отстрела.
Существенный вред лесным экосистемам наносит разработка месторождений полезных ископаемых. Основной мерой, обеспечивающей восстановление лесной среды после разработки месторождений, является рекультивация земель. Технология рекультивации, график ее проведения детально рассматриваются в Проектах освоения лесов, и задача органов управления состоит в надлежащем контроле за ходом работ по рекультивации.
Третья группа факторов, оказывающих влияние на лес, представлена мероприятиями по охране, защите и воспроизводству лесов. Эти мероприятия призваны улучшать состояние лесов, обеспечивают его охрану и защиту, их проведение регламентируется комплексом нормативных документов. При практическом применении возможных технических решений предпочтение следует отдавать мероприятиям с меньшим объемом искусственного воздействия на леса.