Недействующий

О внесении изменений в лесной план Курской области

1.2.5. Характеристика транспортной доступности
освоения лесов


Общая протяженность железных дорог в Курской области составляет около 1090 км. Территорию Курской области пересекают три железнодорожных линии с севера на юг: Брянск - Льгов - Харьков, Москва - Курск - Харьков, Донбасс - Москва - Касторная - Донбасс и широтная магистраль Киев - Воронеж.

Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 6268 км, из них федеральные - 403 км, территориальные - 5865 км, в том числе с твердым покрытием - 5570 км и грунтовые - 295 км.

Основными путями транспорта, по которым производится вывозка заготовленной древесины и доставка рабочих для производства лесохозяйственных работ, являются лесохозяйственные и дороги общего пользования.

По состоянию на 1 января 2008 года в лесничествах области имелось 1822 км автомобильных дорог, из них с твердым покрытием - 232 км (таблица 1.2.5.1).

Средняя протяженность автомобильных дорог на 1000 га площади лесного фонда составляет 8,2 км.

По отдельным лесничествам протяженность дорог на 1000 га площади лесного фонда колеблется в больших пределах.

Таблица 1.2.5.1


Характеристика путей транспорта

Лесничества  

Протяженность дорог, км                               

лесохозяйственных

лесовозных    

общего пользования

всего  
(без   
зимников)

на 1000
га   
площади

% от   
норматива
(10 - 12
км на  
1000 га)

с твердым
покрытием

грунтовые

кругло-
годичного
действия

зимники

с твердым
покрытием

грунтовые

1       

2    

3    

4    

5   

6    

7   

8   

9   

10    

Горшеченское  

-    

48   

-    

-   

2   

21   

71   

7,3  

66,4  

Дмитриевское  

4    

148   

-    

-   

112   

-   

264   

14,0  

127,3  

Железногорское

-    

105   

-    

-   

3   

-   

108   

6,2  

56,4  

Золотухинское

-    

32   

-    

-   

1   

38   

71   

4,3  

39,1  

Курское       

-    

121   

-    

-   

1   

26   

148   

10,2  

92,7  

Льговское     

-    

205   

-    

-   

1   

26   

232   

8,7  

79,1  

Обоянское     

-    

17   

-    

-   

-   

115   

132   

8,5  

77,3  

Рыльское      

-    

170   

-    

-   

2   

40   

212   

7,4  

67,3  

Суджанское    

-    

155   

-    

-   

2   

13   

176   

5,4  

49,1  

Солнцевское   

-    

110   

-    

-   

1   

1   

112   

7,3  

66,4  

Советское     

1    

16   

-    

-   

-   

-   

17   

5,9  

53,6  

Хомутовское   

-    

70   

-    

-   

102   

70   

242   

15,8  

143,6  

Щигровское    

-    

42   

-    

-   

-   

1   

43   

5,5  

50,0  

Итого         

5    

1239   

-    

-   

227   

351   

1828   

8,2  

74,5  



Для целей лесного хозяйства в той или иной степени используются все дороги, имеющиеся в лесах. Однако лесное хозяйство дорожной сетью обеспечено недостаточно (фактическая обеспеченность 8,2 км, оптимальная - 10 - 12 км на 1000 га).

Не хватает улучшенных дорог с твердым покрытием круглогодового действия. К тому же имеющиеся грунтовые дороги распределены в пределах лесничеств неравномерно. За последние 5 лет строительство дорог в лесничествах не производилось, производился мелкий ремонт.

В зависимости от назначения лесохозяйственные дороги подразделяются на три типа:

________________________________________

*Вероятно, ошибка оригинала. Имеется в виду "6,5 м", а не "6,5 км". - Примечание "КОДЕКС".

________________________________________


I тип - магистральные дороги, объединяющие сеть дорог II и III типов и соединяющие лесные массивы с дорогами общего пользования. Ширина их полотна - 6,5 км и более, ширина проезжей части 4,5 м.

II тип - дороги, обслуживающие части территории лесного фонда и выходящие на дороги магистрального направления. Ширина их полотна - 4,5 - 6,5 м, ширина проезжей части - 3,5 м.

III тип - лесохозяйственные узкоспециализированные дороги, к которым относят противопожарные дороги, подъездные усы на лесосеках, дороги для доступа к питомникам, лесосеменным участкам и плантациям, для вывозки древесины от рубок ухода и др. Ширина их полотна - 4,5 м, ширина проезжей части 3 м.

Задачи, поставленные перед лесным хозяйством в деле повышения продуктивности лесов, улучшение их породного состава и эффективности использования земель лесного фонда требуют более интенсивного строительства лесных дорог необходимой густоты.

При дальнейшем развитии механизации работ в лесном хозяйстве класс дорог и их качество должны быть значительно повышены.

Преобладающие грунтовые дороги в лесах не могут служить надежной базой для работы машин и механизмов.

Грунтовые дороги в лесу служат 4 - 5 лет, затем разрушаются, и их нужно капитально ремонтировать.

В защитных лесах общая протяженность автомобильных дорог должна быть 11 - 14 км. Не менее 30 - 35% этих дорог должны иметь твердое покрытие, т.е. обеспечивать гарантированное круглогодовое их использование (С.Г. Синицын, 1987 г.).

Для полного охвата насаждений лесохозяйственными мероприятиями необходимо иметь 10 - 15 км дорог на 1000 га лесного фонда (В.А. Николаюк, 1977 г.). Поэтому в перспективе в лесах области необходимо проводить работы по капитальному ремонту имеющихся грунтовых дорог и по строительству новых дорог лесохозяйственного и противопожарного назначения.