Общая протяженность железных дорог в Курской области составляет около 1090 км. Территорию Курской области пересекают три железнодорожных линии с севера на юг: Брянск - Льгов - Харьков, Москва - Курск - Харьков, Донбасс - Москва - Касторная - Донбасс и широтная магистраль Киев - Воронеж.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 6268 км, из них федеральные - 403 км, территориальные - 5865 км, в том числе с твердым покрытием - 5570 км и грунтовые - 295 км.
Основными путями транспорта, по которым производится вывозка заготовленной древесины и доставка рабочих для производства лесохозяйственных работ, являются лесохозяйственные и дороги общего пользования.
По состоянию на 1 января 2008 года в лесничествах области имелось 1822 км автомобильных дорог, из них с твердым покрытием - 232 км (таблица 1.2.5.1).
Средняя протяженность автомобильных дорог на 1000 га площади лесного фонда составляет 8,2 км.
По отдельным лесничествам протяженность дорог на 1000 га площади лесного фонда колеблется в больших пределах.
Таблица 1.2.5.1
Характеристика путей транспорта
Лесничества | Протяженность дорог, км | ||||||||
лесохозяйственных | лесовозных | общего пользования | всего | на 1000 | % от | ||||
с твердым | грунтовые | кругло- | зимники | с твердым | грунтовые | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Горшеченское | - | 48 | - | - | 2 | 21 | 71 | 7,3 | 66,4 |
Дмитриевское | 4 | 148 | - | - | 112 | - | 264 | 14,0 | 127,3 |
Железногорское | - | 105 | - | - | 3 | - | 108 | 6,2 | 56,4 |
Золотухинское | - | 32 | - | - | 1 | 38 | 71 | 4,3 | 39,1 |
Курское | - | 121 | - | - | 1 | 26 | 148 | 10,2 | 92,7 |
Льговское | - | 205 | - | - | 1 | 26 | 232 | 8,7 | 79,1 |
Обоянское | - | 17 | - | - | - | 115 | 132 | 8,5 | 77,3 |
Рыльское | - | 170 | - | - | 2 | 40 | 212 | 7,4 | 67,3 |
Суджанское | - | 155 | - | - | 2 | 13 | 176 | 5,4 | 49,1 |
Солнцевское | - | 110 | - | - | 1 | 1 | 112 | 7,3 | 66,4 |
Советское | 1 | 16 | - | - | - | - | 17 | 5,9 | 53,6 |
Хомутовское | - | 70 | - | - | 102 | 70 | 242 | 15,8 | 143,6 |
Щигровское | - | 42 | - | - | - | 1 | 43 | 5,5 | 50,0 |
Итого | 5 | 1239 | - | - | 227 | 351 | 1828 | 8,2 | 74,5 |
Для целей лесного хозяйства в той или иной степени используются все дороги, имеющиеся в лесах. Однако лесное хозяйство дорожной сетью обеспечено недостаточно (фактическая обеспеченность 8,2 км, оптимальная - 10 - 12 км на 1000 га).
Не хватает улучшенных дорог с твердым покрытием круглогодового действия. К тому же имеющиеся грунтовые дороги распределены в пределах лесничеств неравномерно. За последние 5 лет строительство дорог в лесничествах не производилось, производился мелкий ремонт.
В зависимости от назначения лесохозяйственные дороги подразделяются на три типа:
________________________________________
*Вероятно, ошибка оригинала. Имеется в виду "6,5 м", а не "6,5 км". - Примечание "КОДЕКС".
________________________________________
I тип - магистральные дороги, объединяющие сеть дорог II и III типов и соединяющие лесные массивы с дорогами общего пользования. Ширина их полотна - 6,5 км и более, ширина проезжей части 4,5 м.
II тип - дороги, обслуживающие части территории лесного фонда и выходящие на дороги магистрального направления. Ширина их полотна - 4,5 - 6,5 м, ширина проезжей части - 3,5 м.
III тип - лесохозяйственные узкоспециализированные дороги, к которым относят противопожарные дороги, подъездные усы на лесосеках, дороги для доступа к питомникам, лесосеменным участкам и плантациям, для вывозки древесины от рубок ухода и др. Ширина их полотна - 4,5 м, ширина проезжей части 3 м.
Задачи, поставленные перед лесным хозяйством в деле повышения продуктивности лесов, улучшение их породного состава и эффективности использования земель лесного фонда требуют более интенсивного строительства лесных дорог необходимой густоты.
При дальнейшем развитии механизации работ в лесном хозяйстве класс дорог и их качество должны быть значительно повышены.
Преобладающие грунтовые дороги в лесах не могут служить надежной базой для работы машин и механизмов.
Грунтовые дороги в лесу служат 4 - 5 лет, затем разрушаются, и их нужно капитально ремонтировать.
В защитных лесах общая протяженность автомобильных дорог должна быть 11 - 14 км. Не менее 30 - 35% этих дорог должны иметь твердое покрытие, т.е. обеспечивать гарантированное круглогодовое их использование (С.Г. Синицын, 1987 г.).
Для полного охвата насаждений лесохозяйственными мероприятиями необходимо иметь 10 - 15 км дорог на 1000 га лесного фонда (В.А. Николаюк, 1977 г.). Поэтому в перспективе в лесах области необходимо проводить работы по капитальному ремонту имеющихся грунтовых дорог и по строительству новых дорог лесохозяйственного и противопожарного назначения.