9.1. Качество социально-бытовых услуг
Жилые помещения для временного пребывания, питания, организации реабилитационных услуг, лечебно-трудовой деятельности, культурно-массовых мероприятий, индивидуальных и групповых занятий должны соответствовать гигиеническим требованиям к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы. Все помещения должны отвечать требованиям безопасности, в том числе противопожарным требованиям, должны быть оснащены телефонной связью и обеспечены всеми средствами коммунально-бытового благоустройства и доступны для инвалидов.
Горячее питание должно быть приготовлено из доброкачественных продуктов, удовлетворять потребности граждан по калорийности, соответствовать установленным нормам питания, санитарно-гигиеническим требованиям и быть предоставлено с учетом состояния здоровья граждан.
Обучающее, коррекционно-развивающее оборудование, инвентарь для лечебно-трудовой деятельности, бытовая техника должны отвечать требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивать надлежащее качество предоставляемых услуг соответствующих видов.
Предоставляемые клиентам мебель и постельные принадлежности должны быть удобными в пользовании.
9.2. Качество санитарно-гигиенических услуг
Выполнение санитарно-гигиенических требований в помещениях должно обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, находящихся в учреждении.
Санитарно-гигиенические услуги индивидуального характера (помывка в ванне, душе) должны обеспечивать выполнение необходимых процедур без причинения какого-либо вреда здоровью, физических или моральных страданий и неудобств.
9.3. Качество социально-медицинских услуг
Проведение реабилитационных мероприятий, в том числе на основании индивидуальных программ реабилитации, должно обеспечивать выполнение оптимального для каждого инвалида набора разработанных мероприятий по социальной и медицинской реабилитации под постоянным контролем медицинского персонала.
9.4. Качество социально-психологических услуг
Психодиагностика и обследование личности должны по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности гражданина, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий.
Психокоррекция как активное психологическое воздействие должна обеспечивать преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении граждан (неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных отношений родителей с детьми, нарушений общения у детей или искажения в их психическом развитии и т.д.), что позволит привести эти показатели в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды.
Психологическое консультирование должно обеспечить оказание гражданам квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений для предупреждения и преодоления семейных конфликтов, по вопросам детско-родительских, супружеских и других значимых отношений.
Социально-психологическое консультирование должно на основе полученной от гражданина информации и обсуждения с ним возникших социально-психологических проблем помочь ему раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы и решить его проблемы.
Психологические тренинги как активное психологическое воздействие должны быть оценены по их эффективности в снятии последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, в привитии социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, в формировании личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям.
Психотерапевтическая помощь должна способствовать эффективному решению гражданами таких лежащих в основе жизненных трудностей и личностных конфликтов проблем, как острая психотравмирующая или стрессовая ситуация, негативно влияющая на здоровье и психику прежде всего детей, неадекватные формы поведения родителей, социальная адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни и быта и т.д.
Психопрофилактическая и психологическая работа должна способствовать формированию у гражданина потребности в психологических знаниях и желании использовать их для работы над собой и своими проблемами, созданию условий для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе, своевременному предупреждению возможных нарушений в становлении и развитии личности гражданина.
9.5. Качество социально-педагогических услуг
Социально-педагогическая диагностика и обследование личности должны быть проведены с использованием современных приборов, аппаратуры, тестов и давать на основании всестороннего изучения личности (взрослого или ребенка) объективную оценку ее состояния для оказания в соответствии с установленным диагнозом эффективной педагогической помощи гражданину, попавшему в кризисную или конфликтную ситуацию, установления форм и степени социальной дезадаптации детей, определения интеллектуального развития ребенка, изучения его склонностей, степени готовности к школе и т.д.
Педагогическая коррекция должна обеспечивать оказание квалифицированной и эффективной педагогической помощи родителям (в форме бесед, разъяснений, рекомендаций и т.п.) в преодолении конфликтных ситуаций в семье и исправлении допущенных ими педагогических ошибок, травмирующих психику детей, а также в исправлении неадекватных родительских установок и форм поведения родителей при воспитании детей.
Качество услуг, связанных с содействием в получении образования инвалидами (в том числе детьми-инвалидами на дому) в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями, определяется тем, в какой степени созданные условия для дошкольного воспитания детей-инвалидов и получения ими школьного образования по специальным программам и сами программы способствуют успешному и результативному проведению воспитательной работы и обучению.
Условия должны быть созданы с учетом характера инвалидности, физического состояния инвалидов и обеспечивать необходимые для них удобства в процессе воспитания и обучения. Программы должны быть составлены с учетом способности того или иного инвалида к восприятию и усвоению навыков воспитания или учебного материала.
Педагогическая коррекция должна обеспечивать оказание квалифицированной и эффективной педагогической помощи родителям (в форме бесед, разъяснений, рекомендаций и т.п.) в преодолении конфликтных ситуаций в семье и исправлении допущенных ими педагогических ошибок, травмирующих психику детей, а также в исправлении неадекватных родительских установок и форм поведения родителей при воспитании детей.
Обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим навыкам должно обеспечивать формирование самостоятельной, дисциплинированной, культурной, вежливой, доброжелательной по отношению к окружающим личности ребенка.
Организация проведения культурно-массовых мероприятий должна быть направлена на удовлетворение социокультурных и духовных запросов граждан (как взрослых, так и детей). Она должна способствовать расширению общего и культурного кругозора, сферы общения, повышению творческой активности клиентов, привлечению их к участию в семейных и детских праздниках, соревнованиях, к активной клубной и кружковой работе (детей - к занятию спортом), к проведению других культурно-досуговых мероприятий.
9.6. Качество социально-экономических и социально-правовых услуг
В ходе консультирования по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов, гражданам дается полное представление об установленных законодательством правах на обслуживание и путях их защиты от возможных нарушений.