ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 сентября 2010 г. N 447-рп



ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ НА ТЕРРИТОРИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД 2011 - 2015 ГОДЫ"


1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Охрана лесов от пожаров на территории Курской области на период 2011 - 2015 годы".

2. Определить государственным заказчиком областной целевой программы "Охрана лесов от пожаров на территории Курской области на период 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) комитет лесного хозяйства Курской области.

3. Установить, что прогнозный объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 50000,0 тыс. рублей.

4. Комитету лесного хозяйства Курской области (В.Д. Выводцев) обеспечить разработку проекта Программы до 5 октября 2010 года и внесение его в установленном порядке в Правительство Курской области.

Первый заместитель Губернатора -
Председатель Правительства
Курской области
А.С.ЗУБАРЕВ

     



Утверждена
распоряжением
Правительства Курской области
от 28 сентября 2010 г. N 447-рп

     
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ
НА ТЕРРИТОРИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2011 - 2015 ГОДЫ"

     

1. Анализ проблемы и причины ее возникновения


Леса оказывают огромное воздействие на состояние природных комплексов, выполняя такие биоэкологические функции, как регулирование и фильтрация водного стока, предотвращение эрозии почв, сохранение и повышение плодородия почв, сохранение биологического разнообразия, обогащение атмосферы кислородом, благоприятное влияние на формирование климата и предотвращение загрязнения воздушного бассейна.

Лес представляет собой ценнейший возобновляемый природный ресурс, играющий важную роль в экономике государства и оказывающий огромное влияние на создание благоприятной среды для проживания людей. Социальная ценность лесов заключается в наличии редких видов растений и животных, мест для отдыха людей, продуктов леса, заготавливаемых местным населением.

Развитие экономики Курской области предусматривает рост благосостояния населения, а также сохранение среды обитания, в т.ч. за счет сохранения средообразующих функций лесов. Средообразующие функции лесов имеют тенденцию к снижению в связи с неблагоприятными воздействиями вредных выбросов промышленных предприятий и изменением климата.

В настоящее время в лесном хозяйстве накопились проблемы, от решения которых зависит сохранение глобальной экологической значимости леса.

Наличие значительного количества населенных пунктов, расположенных непосредственно вблизи границ земель лесного фонда, расширяющееся дачное и загородное строительство, высокая плотность населения создают рекреационную нагрузку на леса, повышают опасность возникновения в них пожаров.

Средний класс пожарной опасности в лесах Курской области - 3,8 ед.

Большую пожарную опасность представляют хвойные насаждения, произрастающие на площади около 30 тыс. га, из них свыше 500 га - расположенные в непосредственной близости к Курской атомной станции.

Основными причинами возникновения лесных пожаров являются неосторожное обращение с огнем местного населения и несанкционированное сжигание сухой стерни и травы на полях и лугах.

Поэтому большое значение имеет проведение предупредительных противопожарных мероприятий, направленных на предотвращение распространения пожаров в лесных массивах.

Таблица N 1

     
Динамика лесных пожаров на территории лесного фонда
Курской области

Годы         

Количество
лесных  
пожаров  

Площадь  
лесных   
пожаров, га

Площадь земель
лесного фонда,
погибшая от  
пожара, га  

Ущерб всего,
тыс. руб.  

2006         

49    

33,6    

14       

508,1   

2007         

2    

0,8    

0,4     

4,2   

2008         

9    

66,02   

66       

7668,1   

2009         

6    

11,2    

2       

73,6   

За 8 месяцев 2010 г.  

22    

122,19   

48       

3506,5   


За предшествующие 5 лет (с 2006 г.) по настоящее время общая площадь лесов, пройденная лесными пожарами, составила 233,81 га, площадь земель лесного фонда, погибшая от пожара, - 130,4 га, сумма причиненного ущерба - 11760,5 тыс. рублей.

С 1 января 2007 года произошли существенные изменения в лесном законодательстве (Федеральные законы от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ и N 201-ФЗ). Органам государственной власти субъектов переданы отдельные полномочия в области лесных отношений, в числе которых: организация использования лесов; их охрана, в том числе тушение лесных пожаров; защита, воспроизводство.

Главным препятствием организации эффективной охраны лесов от пожаров является недостаточный уровень технического оснащения областных государственных унитарных предприятий, на которые постановлением Администрации Курской области от 09.11.2007 N 245 возложены обязанности по осуществлению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Проблема обострилась в условиях аномально жаркого, сухого лета 2010 года, когда на территории лесного фонда области практически ежедневно регистрировалось по нескольку возгораний.

Анализ степени изношенности техники, закрепленной за областными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, задействованной при выполнении мероприятий по охране лесов от пожаров, приведен в таблицах N 2 и N 3.

Таблица N 2

     
Возраст техники

Возраст техники           

В % к общему итогу         

До 10 лет                            

9,0                

От 10 до 20 лет                      

61,3                

Более 20 лет                         

29,7                

     

Таблица N 3

     
Сроки эксплуатации техники

Наименование техники                 

Наличие техники,  
находящейся в   
эксплуатации    
свыше 10 лет    
(в % от общего   
количества данного
наименования    
техники)      

Автомобили специальные;                              
автомобили для перевозки людей, средств пожаротушения

97         

Тракторы, бульдозеры                                 

88         

Плуги, бороны                                        

88         

     

2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития области и стратегии развития области


Лес является преобладающим элементом окружающей природной среды на территории Курской области.

Леса, входящие в состав земель лесного фонда Российской Федерации, занимают 237,1 тыс. га, из которых покрытые лесной растительностью земли составляют 219,6 тыс. га, или 92,6%. На каждого жителя Курской области приходится около 0,16 га покрытых лесной растительностью земель. Средняя лесистость Курской области составляет 9%. На территории области леса расположены весьма неравномерно. На северо-западе занимают до 15% общей площади, на юго-востоке лесистость не превышает 1,5 - 3%.

На фоне незначительной лесистости области (9%), при оптимальном показателе для региона 15 - 17%, когда леса наиболее полно выполняют водоохранные, водорегулирующие, почвозащитные, санитарно-гигиенические и климаторегулирующие функции, особое значение приобретает их охрана, предупреждение возникновения, своевременность обнаружения, ограничения распространения и оперативное тушение лесных пожаров в начальной стадии.

Областные государственные унитарные предприятия, не имеющие надлежащего технического оснащения, не могут обеспечить эффективную охрану лесов от пожаров и их своевременное тушение.

Обеспечение отвечающего современным экологическим и социально-экономическим требованиям уровня охраны лесов от пожаров на территории Курской области возможно достичь путем повышения оперативности обнаружения лесных пожаров и их тушения в начальной стадии через развитие сети наземных пожаро-химических станций со средствами пожаротушения, укомплектованными новой лесопожарной техникой и оборудованием.

3. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом


В условиях глобального изменения климата, повышения среднесуточных температур выше средних многолетних значений, неравномерности выпадения осадков в целях сохранения экологической значимости лесов необходимо усовершенствовать систему охраны лесов от возникновения лесных пожаров.

Для решения рассматриваемой проблемы требуется высокая эффективность технических, организационных мероприятий.

Недостаточное финансирование лесного хозяйства в течение последних 20 лет привело к резкому физическому износу материально-технической базы.

Мероприятия Программы предусматривают проведение комплекса работ по охране лесов от пожаров, включая тушение лесных пожаров, приобретение лесопожарной техники и оборудования для укрепления материально-технической базы областных государственных унитарных предприятий, осуществляющих охрану лесов от пожаров.

Ежегодное обновление парка лесопожарной техники областных государственных унитарных предприятий будет способствовать наиболее эффективному и качественному выполнению работ по охране лесов от пожаров.

Учитывая реальные финансовые возможности областных государственных унитарных предприятий, целесообразно оснастить их новой лесопожарной техникой, обеспечивающей тушение лесных пожаров, особенно в труднодоступных местах, и возможность осуществлять противопожарные мероприятия весь пожароопасный период.

Программа позволит эффективно и целенаправленно использовать имеющийся потенциал региона, а также средства субвенций из федерального бюджета в решении вопросов охраны лесов от пожаров.

Программно-целевой метод доказал свою эффективность при реализации действующих программ по охране лесов от пожаров в других регионах.

4. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом


Реализацию Программы предполагается осуществить в период с 2011 по 2015 годы.

5. Предложения по целям и задачам Программы, целевым
индикаторам (показателям) и критериям, позволяющим
оценивать эффективность и результативность
реализации Программы


Программные мероприятия направлены на решение задачи, сориентированной на достижение цели.

Цель Программы - сохранение ресурсного потенциала лесов Курской области.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующей задачи:

Обеспечить охрану лесов Курской области от пожаров.

Решение задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:

- проведение комплекса работ по охране лесов от пожаров, включая тушение лесных пожаров, на площади 237,1 тыс. га;

- приобретение лесопожарной техники и оборудования в собственность Курской области для укрепления материально-технической базы областных государственных унитарных предприятий, осуществляющих работы по охране лесов от пожаров.

Эффективность Программы оценивается при помощи целевого индикатора, отражающего уровень достижения цели:

- сокращение удельной площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров.

Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров, характеризует изменение площади земель лесного фонда, равна отношению площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров, к площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью (в процентах).

Прогнозируемое значение предлагаемого целевого индикатора и показателя Программы, позволяющего оценить эффективность реализации Программы, приведено в приложении N 1.

Реализация Программы позволит:

- снизить ущерб, причиненный лесными пожарами;

- сохранить ресурсный потенциал лесов Курской области.

Оснащение областных государственных унитарных предприятий, выполняющих работы по охране лесов от пожаров, включая тушение лесных пожаров, новой лесопожарной техникой позволит осуществлять более качественно профилактические мероприятия по предотвращению лесных пожаров и их тушение в начальной стадии, что в свою очередь снизит показатель удельной площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожара.

Программой предусматривается ежегодное сокращение площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожара. За весь период реализации Программы планируется сократить площадь земель, погибших от пожара, в сравнении с предшествующим периодом (2006 - 2010 гг.) - на 105,4 га (более чем в 5 раз).

6. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы


Всего на реализацию Программы из всех источников финансирования потребуется 103000 тысячи рублей, в том числе ежегодно 20600 тыс. рублей.

Источники финансирования Программы:

1) средства, выделяемые из федерального бюджета в виде субвенций на реализацию отдельных полномочий в области лесных отношений.

Объемы средств федерального бюджета, выделенных в виде субвенций, которые предполагается направить на мероприятия Программы, являются ориентировочными и подлежат уточнению после принятия федерального бюджета на соответствующий год.

Объемы средств федерального бюджета составят 47000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2011 г. - 9400,0 тыс. рублей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»