1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Содействие занятости населения Курской области на 2011 - 2013 годы".
2. Определить государственным заказчиком областной целевой программы "Содействие занятости населения Курской области на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа) комитет по труду и занятости населения Курской области.
3. Установить, что прогнозный объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 875414,8 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Комитету по труду и занятости населения Курской области (С.Н. Малахов) совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Курской области с участием органов местного самоуправления и транспортных организаций в недельный срок обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Курской области.
Первый заместитель Губернатора -
Председатель Правительства
Курской области
А.С.ЗУБАРЕВ
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ"
Ситуация на рынке труда Курской области в течение 2006 - 2008 годов складывалась под влиянием положительной динамики макроэкономических показателей, которые оказали благоприятное воздействие на состояние сферы занятости.
За период с 2006 по 2008 годы динамика численности зарегистрированных безработных выглядит следующим образом:
2006 год - 8,2 тыс. человек;
2007 год - 7,5 тыс. человек;
2008 год - 7,8 тыс. человек.
За указанный период количество безработных граждан сократилось на 0,4 тысячи человек, уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,8% до 1,3%.
Вследствие мирового финансово-экономического кризиса начиная с октября 2008 года на рынке труда Курской области наметились негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности: работодатели активно использовали режимы неполного рабочего времени, отпуска без сохранения заработной платы, увеличились масштабы высвобождений работников, возросло количество обращений граждан в органы службы занятости.
За октябрь - декабрь 2008 года было признано безработными 4,8 тысяч человек. В среднем еженедельно признавалось безработными более 400 человек, что в 1,7 раза больше, чем в среднем еженедельно признавалось в период с января по сентябрь 2008 года.
Наиболее интенсивное высвобождение работников отмечено в 1-м квартале 2009 года. Мониторинг отраслевой принадлежности предприятий по видам экономической деятельности показал следующие масштабы увольнений:
обрабатывающие производства - 2692 человека;
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 87 человек;
здравоохранение - 125 человек;
предоставление коммунальных, социальных, персональных и прочих услуг - 337 человек.
Уровень регистрируемой безработицы возрос с показателя 1,3% в январе 2009 до 2,1% в апреле 2009 года.
Существующие проблемы определили необходимость реализации мероприятий активной политики занятости населения по следующим основным направлениям:
обеспечение социальных гарантий гражданам, потерявшим работу;
развитие системы профессиональной подготовки в целях повышения конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда;
поддержки малого бизнеса в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения;
расширение объемов и видов общественных работ.
Решение поставленных задач потребовало внесение изменений в объемные показатели областной целевой программы "Содействие занятости населения Курской области на 2008 - 2010 годы".
В результате мер, принятых в рамках программы "Содействие занятости населения Курской области на 2008 - 2010 годы", за период с начала 2008 года по второе полугодие 2010 года организовано профессиональное обучение 5750 безработных граждан (в 3,5 раза выше запланированного показателя). В общественных работах приняли участие 14686 человек (120,4%). Организовано временное трудоустройство 32448 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (91,1%). Оказано содействие самозанятости 395 безработным гражданам (123,4%). Профориентационные услуги получили 155339 безработных и незанятых граждан (90,8%).
Принятые меры оказали благоприятное воздействие на рынок труда и экономику региона. По итогам 9 месяцев 2010 года в Курской области достигнут рост промышленного и сельскохозяйственного производства, строительных работ, оборота розничной торговли и объема платных услуг; возросли денежные доходы населения, среднемесячная заработная плата.
Увеличение объемов заказов в промышленности обеспечило более полную загрузку производственных мощностей и занятость работников. Большинство предприятий области работали в режиме полной рабочей недели.
Вследствие улучшения ситуации в экономике отмечается снижение численности зарегистрированных безработных. В октябре 2010 года численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных составила 9,4 тысяч человек, достигнув минимального с марта 2010 года значения. В целом с марта текущего года численность безработных граждан снизилась на 2,6 тысячи человек, или на 27,8%. Уровень регистрируемой безработицы сократился с 2% до 1,6%.
Значительно сократились масштабы высвобождения работников. Если в 2009 году в среднем за месяц увольнялось в связи с высвобождением свыше 500 работников, за 9 месяцев 2010 года этот показатель составил немногим более 100 человек.
Количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения, в октябре текущего года составило свыше 9 тысяч единиц против 2 тысяч вакансий в январе 2010 года.
Реализация областной целевой программы "Содействие занятости населения Курской области на 2011 - 2013 годы" позволит создать преемственность мероприятий Программы, которая реализуется в 2008 - 2010 годах, обеспечить системный и целостный подход к регулированию ситуации, складывающейся на рынке труда, планомерно проводить работу в области обеспечения гарантий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Основными целями Программы являются развитие рынка труда, повышение эффективности занятости населения, социальная поддержка безработных граждан, что предусматривает:
обеспечение условий для воспроизводства населения и стабилизации его численности;
создание системы профессиональных образовательных проектов, направленных на развитие кадрового потенциала;
содействие свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов как ответ на вызовы новых экономических условий;
обеспечение сбалансированности рынка труда в регионе.
Система программных мероприятий, взаимоувязанных по срокам, исполнителям и финансовым ресурсам, позволит решить задачи, направленные на достижение поставленных целей, с учетом сложившихся в Курской области экономических условий.
Таким образом, Программа в полной мере отвечает основной цели Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, а именно: созданию условий для эффективного использования человеческого потенциала с целью повышения благосостояния и качества жизни населения.
В современных условиях возрастает актуальность задачи государственного регулирования процессов, происходящих на рынке труда. Подобная задача не может быть эффективно решена без применения программно-целевого метода, позволяющего осуществлять системный подход к регулированию ситуации на рынке труда.
Кроме того, разработка Программы обусловлена необходимостью создания эффективной межведомственной системы оказания государственных услуг в сфере занятости населения.
Выполнение в полном объеме плановых мероприятий программно-целевым методом позволит достичь поставленных целей.
Реализацию Программы планируется осуществить в 2011 - 2013 годах. С учетом того, что в рамках Программы ежегодно планируется решать аналогичные задачи, не имеется оснований для разграничения этапов реализации Программы. В связи с этим ее осуществление предполагается провести в один этап.
В целях обеспечения развития рынка труда, повышения эффективности занятости населения, оказания социальной поддержки безработным гражданам необходимо решение следующих задач:
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
развитие трудовых ресурсов, снижение дисбаланса на рынке труда;
поддержка предпринимательской инициативы безработных граждан;
осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей Программы в целом и за период реализации Программы с разбивкой по годам представлены в приложении N 1 к настоящей Концепции.
Реализация Программы позволит в 2011 - 2013 годах:
обеспечить информирование населения и работодателей о положении на рынке труда - не менее 97,0 тысяч человек;
организовать проведение 495 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
организовать занятость на общественных работах - не менее 12,7 тысяч человек;
обеспечить временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 17 лет - не менее 35,0 тысяч человек;
организовать временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, - не менее 990 человек;
организовать временное трудоустройство инвалидов, граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, лиц предпенсионного возраста, беженцев и вынужденных переселенцев, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф, - не менее 960 человек;
обеспечить получение услуг по профессиональной ориентации - не менее 167,0 тысяч человек;
обеспечить получение услуг по социальной адаптации на рынке труда 6,6 тысяч безработных граждан;
направить на профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации - не менее 6,5 тысяч безработных граждан;
обеспечить переселение 42 граждан для работы в сельской местности;
оказать содействие самозанятости 300 безработных граждан;
обеспечить выплаты пособия по безработице, материальной помощи, досрочных пенсий - не менее 22,0 тысячам безработных граждан;
обеспечить выплаты стипендий в период прохождения гражданами профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости - не менее 6,5 тысячам граждан.
Реализация мероприятий Программы будет способствовать уменьшению социальной напряженности в области за счет: снижения уровня регистрируемой безработицы с 1,7% в 2010 году до 1,5% в 2013 году, коэффициента напряженности на рынке труда с 2,0 человек в 2010 году до 1,5 человек в 2013 году на 1 заявленную вакансию.
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств субвенций федерального бюджета областному бюджету.
Прогнозный объем средств на реализацию программных мероприятий составит 875414,8 тысяч рублей, в том числе:
в 2011 году - 311341,8 тысяч рублей;
в 2012 году - 282036,5 тысяч рублей;
в 2013 году - 282036,5 тысяч рублей.
Дополнительных средств областного бюджета на реализацию Программы не потребуется.
Ресурсное обеспечение Программы в разрезе мероприятий отражено в приложении N 2 и приложении N 3 к настоящей Концепции.
Государственным заказчиком Программы предлагается определить комитет по труду и занятости населения Курской области; исполнителями Программы - комитет по труду и занятости населения Курской области, комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, комитет агропромышленного комплекса Курской области, комитет образования и науки Курской области, областные государственные учреждения - центры занятости населения (по согласованию).
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ИНДИКАТОРОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2011 - 2013 ГОДЫ"
N | Наименование | Ед. | Значения индикаторов и показателей | ||||
До начала | 2011 | 2012 | 2013 | За период | |||
Цель I. Развитие рынка труда, повышение эффективности занятости населения | |||||||
Задача N 1. Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а | |||||||
1.1. | Количество граждан и | чел. | 33000 | 33000 | 32000 | 32000 | 97000 |
1.2. | Количество проведенных | ед. | 175 | 175 | 160 | 160 | 495 |
1.3. | Количество участников | чел. | 4300 | 4300 | 4200 | 4200 | 12700 |
Задача N 2. Содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске | |||||||
2.1. | Количество | чел. | 12000 | 12000 | 11500 | 11500 | 35000 |
2.2. | Количество временно | чел. | 350 | 350 | 320 | 320 | 990 |
2.3. | Количество временно | чел. | 340 | 340 | 310 | 310 | 960 |
Задача N 3. Развитие трудовых ресурсов, снижение дисбаланса на рынке | |||||||
3.1. | Количество граждан, | чел. | 57000 | 57000 | 55000 | 55000 | 167000 |
3.2. | Количество безработных | чел. | 2320 | 2300 | 2180 | 2180 | 6580 |
3.3. | Количество безработных | чел. | 2156 | 2238 | 2082 | 2149 | 6469 |
3.4. | Количество граждан, | чел. | 14 | 14 | 14 | 14 | 42 |
Задача N 4. Поддержка предпринимательской инициативы безработных граждан | |||||||
4.1. | Количество безработных | чел. | 109 | 100 | 100 | 100 | 300 |
Цель II. Оказание социальной поддержки безработных граждан | |||||||
Задача. Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в | |||||||
1.1. | Количество получателей | чел. | 9769 | 7758 | 7180 | 7180 | 22118 |
1.2. | Количество получателей | чел. | 2156 | 2238 | 2082 | 2149 | 6469 |