В результате распада СССР в 1991 году и образования новых независимых государств миллионы соотечественников, имеющих российские корни, оказались отделенными от Российской Федерации государственными границами.
Почти во всех новых государствах наши соотечественники столкнулись с социально-экономическими проблемами, прямой или косвенной дискриминацией, сокращением сферы применения их родного русского языка, уменьшением информационных и образовательных возможностей.
В некоторых государствах идет демонтаж системы образования на русском языке. Русские театры, библиотеки, культурные центры испытывают сегодня трудности, в том числе финансового и кадрового характера. Положение русскоязычного населения в этих странах, особенно в странах ближнего зарубежья, остается фактором, затрудняющим развитие отношений с данными государствами.
Возрождение России как великой державы, имеющей жизненные интересы практически во всех уголках земного шара, проявляется не только в поступательном укреплении ее государственности, усилении воздействия на важнейших направлениях мировых дел, росте экономического веса и влияния в международном сообществе. Последнее десятилетие показало, что забота о соотечественниках действительно стала одним из приоритетов в ее международной деятельности.
Сегодня Россия - динамично развивающаяся страна. Процесс возрождения Россией своих позиций имеет последовательный характер, что способствует восстановлению самоуважения россиян. Демократические преобразования в нашей стране создали условия для развития сотрудничества с соотечественниками, проживающими за рубежом.
В результате целенаправленных усилий российского государства контуры того, что мы уже привычно называем "зарубежным русским миром", начинают становиться более четкими. Да и жизнь внутри этого мира постепенно приобретает некоторые специфические черты, указывающие на возрастающее органичное единство разбросанных по странам и континентам людей, независимо от их этнического происхождения, религиозных убеждений, политических и мировоззренческих взглядов. То есть в полном соответствии с Россией сегодняшней.
Приоритетом государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом является оказание всестороннего содействия полноценной реализации и адекватному обеспечению их прав и свобод, а также других законных интересов на основе соблюдения норм международного права, сохранение и развитие всесторонних связей Российской Федерации с соотечественниками, а также их организациями.
Значительные события произошли в последнее время в сфере поддержки российских соотечественников за рубежом, прежде всего на федеральном уровне: действует Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2009 - 2011 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2008 года N 1646-р. Указанным распоряжением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться в своей работе данной Программой. Подписание Акта о каноническом общении между Российской Православной Церковью и Зарубежной Русской Православной Церковью открыло новые горизонты и возможности для развития сотрудничества не только в экономической, но и в культурной, духовной сферах.
В Курской области уделяется внимание развитию связей с соотечественниками в рамках заключенных соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с Республикой Беларусь, Украиной и Молдовой.
С 2009 года реализуется областная целевая программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Областная целевая программа "О реализации на территории Курской области государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, на 2011 - 2013 годы" направлена на установление и развитие экономических, культурных и интеллектуальных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом.
В основу Программы заложен подход к российской диаспоре как важнейшему интеллектуальному и социокультурному ресурсу России, способному стать весомым фактором проведения российской внешней политики.