1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Организация оздоровления и отдыха детей Курской области в 2011 - 2013 годах".
2. Определить государственным заказчиком областной целевой программы "Организация оздоровления и отдыха детей Курской области в 2011 - 2013 годах" (далее - Программа) комитет по делам молодежи и туризму Курской области.
3. Установить, что прогнозный объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 581377,0 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Комитету по делам молодежи и туризму Курской области (А.А. Чертова) совместно с заинтересованными организациями обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Курской области.
Первый заместитель Губернатора -
Председатель Правительства
Курской области
А.С.ЗУБАРЕВ
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
И ОТДЫХА ДЕТЕЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011 - 2013 ГОДАХ"
В настоящее время особенно актуальным становится вопрос повышения качества оздоровления и отдыха детей и, соответственно, удовлетворенности населения услугами по организации оздоровления и отдыха детей, преимущественно в санаторно-курортных организациях и загородных оздоровительных лагерях.
Система оздоровления и отдыха детей в Курской области имеет ряд особенностей. Основным элементом данной системы является межведомственное взаимодействие, которое строится через создание единого правового поля, порядка финансирования, координацию деятельности, реализацию функций государственного контроля, информационное обеспечение и повышение уровня материально-технической базы учреждений, оказывающих услуги по организации оздоровления и отдыха детей.
В настоящее время создана система координации в сфере оздоровления и отдыха через работу межведомственных комиссий. Межведомственные комиссии являются постоянно действующими.
Полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оздоровления и отдыха детей определяются федеральными законами "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Организация оздоровления и отдыха детей в Курской области осуществляется круглогодично. Основным этапом в этой работе является летняя оздоровительная кампания, в которой функционируют 22 загородных детских оздоровительных лагеря, 8 санаториев, 310 лагерей дневного пребывания детей, организуемых на базе образовательных учреждений.
По форме собственности загородные оздоровительные лагеря и санатории представлены следующим образом: 13 оздоровительных учреждений в Курской области находятся на балансе предприятий и организаций, 14 - находятся в муниципальной собственности, 2 учреждения (ГУЗ "Областной детский санаторий" и загородный детский лагерь им. В. Дубинина) находятся в областной собственности.
Результаты работы по организации оздоровления и отдыха детей характеризуются показателями, приведенными в таблице 1.
Динамика оздоровления и отдыха детей Курской области
Показатели | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Всего оздоровлено детей в возрасте 6 - 17 лет | 109,5 | 115,6 | 116,0 |
В % от общего количества детей 6 - 17 лет | 68 | 86 | 87 |
Оздоровлено детей, находящихся в трудной | 59,2 | 62,0 | 65,2 |
В % от общего количества детей, находящихся в | 77 | 81 | 87 |
Количество детей, оздоровленных в | 9333 | 6648 | 10158 |
Количество детей, оздоровленных в загородных | 10014 | 8631 | 11680 |
Количество действующих загородных | 22 | 21 | 22 |
Из них учреждений областной и муниципальной | 14 | 14 | 15 |
Количество мест для детей (в одну смену) в | 3013 | 3063 | 3257 |
Из них в учреждениях областной и муниципальной | 1506 | 1933 | 2070 |
Количество действующих санаторно-курортных | 8 | 8 | 8 |
Из них учреждений областной и муниципальной | 1 | 1 | 1 |
Количество мест для детей (в один заезд) в | 760 | 760 | 760 |
Количество лагерей дневного пребывания, ед. | 446 | 427 | 310 |
Израсходовано на организацию оздоровления и | 217414,2 | 235345,2 | 306481,0 |
в том числе за счет | |||
федерального бюджета | 11739,6 | 11566,0 | 65100,0 |
областного бюджета | 7874,6 | 7178,0 | 180177,0 |
местных бюджетов | 24500,0 | 43602,2 | 61204,0 |
Курского регионального отделения Фонда | 173300,0 | 172999,0 | - |
По состоянию на 1 января 2010 года в Курской области проживает 128919 детей в возрасте от 6 до 18 лет.
В течение последних 10 лет ежегодно регистрируется рост заболеваемости детей. Одной из причин ухудшения детского здоровья является недостаточная эффективность профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. В этой связи дети и подростки в первоочередном порядке нуждаются в адресной государственной поддержке и предоставлении услуг по отдыху и оздоровлению.
Сформулированные Концепцией цели разрабатываемой Программы адекватны целям, обозначенным в Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Курской областной Думы от 25 мая 2007 года N 381-IV ОД.
Соответствие решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации и Курской области определено и неоднократно подтверждено документами как федерального, так и регионального уровня.
С помощью программных мероприятий будут решаться такие серьезные проблемы, как совершенствование системы оздоровления и отдыха детей, развитие специализированных видов отдыха детей, совершенствование кадрового и информационно-методического обеспечения организации оздоровления и отдыха детей. Для сохранения и развития существующей системы детского оздоровления и отдыха, повышения удовлетворенности населения услугами по организации оздоровления и отдыха детей необходимо разработать и реализовать меры по организации оздоровления и отдыха детей Курской области, развитию специализированных видов отдыха, обеспечить нормативное правовое, кадровое и информационно-методическое сопровождение оздоровления и отдыха детей Курской области.
В настоящее время остро стоит проблема кадрового и информационно-методического обеспечения организации оздоровления и отдыха детей. Вследствие низкой заработной платы работников загородных оздоровительных лагерей, некомфортных условий проживания персонала в более 60% загородных оздоровительных лагерей существует проблема недостаточного укомплектования их педагогическими и медицинскими кадрами.
Требуется совершенствование форм и содержания отдыха детей, оказания преимущественной поддержки в отдыхе и оздоровлении детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также развитие специализированных видов отдыха.
Система программных мероприятий, взаимоувязанных по срокам, исполнителям и финансовым ресурсам, позволит решить задачи, направленные на достижение поставленных целей, с учетом сложившихся в Курской области экономических условий.
____________________________________________________________
*Вероятно, ошибка оригинала. В абзаце седьмом раздела 2: после слова "отдыха" пропущено слово "детей". - Примечание "КОДЕКС".
____________________________________________________________
Долгосрочная целевая программа "Организация оздоровления и отдыха детей Курской области в 2011 - 2013 годах" будет направлена на решение существующих проблем и достижение приоритетов, имеющихся в сфере оздоровления и отдыха Курской области на современном этапе. При этом Программа нацелена на комплексные проекты и мероприятия, реализовать которые непрограммными методами невозможно.
К наиболее серьезным рискам можно отнести сокращение финансирования и неэффективное управление Программой, что, в свою очередь, повлечет:
уменьшение количества детей, охваченных организованными формами оздоровления и отдыха;
снижение доли населения, удовлетворенного организацией оздоровления и отдыха детей;
сокращение количества учреждений оздоровления и отдыха;
нарушение принципа равного доступа к услуге оздоровления различных групп граждан.
Социальная значимость поставленных проблем обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода.
Условия организационно-экономического механизма организации оздоровления и отдыха детей, необходимость эффективного и целевого использования бюджетных средств обуславливают применение программно-целевого подхода в данной области.
Программный способ решения проблемы предполагает комплексный подход к реализации мероприятий в сфере оздоровления и отдыха детей, ориентированных на достижение поставленных целей, через решение сформулированных конкретных задач. Это позволяет выстроить стратегию развития сферы оздоровления и отдыха детей на долгосрочный период и одновременно применять тактические решения.
Выполнение в полном объеме плановых мероприятий позволит достичь поставленной цели.
Реализацию Программы предлагается осуществить в 2011 - 2013 годах в один этап, обеспечивающий непрерывность решения поставленных задач.
Результаты Программы - создание благоприятных условий для развития системы оздоровления и отдыха детей Курской области - будут получены к 2014 году.
Программные мероприятия направлены на решение задач, сориентированы на достижение поставленной цели.
Целью Программы является создание условий, направленных на развитие системы оздоровления и отдыха детей Курской области.
Задачами Программы являются:
организация оздоровления и отдыха детей Курской области;
развитие специализированных видов отдыха детей;
совершенствование кадрового и информационно-методического обеспечения организации оздоровления и отдыха детей.
Показателями решения задачи "Организация оздоровления и отдыха детей Курской области" являются показатели:
"Доля населения возрастной категории от 6 до 17 лет включительно, получивших услугу по оздоровлению и отдыху на базе стационарных учреждений (санаторные учреждения, загородные лагеря, дневные лагеря)";
"Удельный вес детей, охваченных всеми формами оздоровления и отдыха, к общему числу детей от 6 до 17 лет включительно".
Показателем решения задачи "Развитие специализированных видов отдыха детей" является показатель "Доля участников специализированных (профильных) смен к общему количеству детей, отдохнувших в загородных лагерях".
Показателем решения задачи "Совершенствование кадрового и информационно-методического обеспечения организации оздоровления и отдыха детей" является показатель "Доля педагогических отрядов загородных оздоровительных лагерей, прошедших инструктивную методическую подготовку, в общем количестве педагогических отрядов загородных оздоровительных лагерей".
Предлагаемые показатели и целевые индикаторы реализации мероприятий Программы, позволяющие оценивать ход ее реализации по годам, приведены в приложении N 1 к настоящей Концепции.
В целом, в результате выполнения Программы в Курской области должны появиться возможности и благоприятные условия для развития системы оздоровления и отдыха детей.
Реализация Программы приведет к росту потребления услуг в области оздоровления и отдыха детей, стабилизирующих физическое и психическое развитие детей, что является значимым социальным результатом.
Результативность мероприятий Программы оценивается исходя из уровня достижения основных целевых индикаторов и показателей реализации Программы к 2014 году:
повышение до 35 процентов доли населения возрастной категории от 6 до 17 лет включительно, получивших услугу по оздоровлению и отдыху на базе стационарных учреждений (санаторное оздоровление, загородные лагеря, дневные лагеря);
увеличение удельного веса детей, охваченных всеми формами оздоровления и отдыха, к общему числу детей от 6 до 17 лет включительно до 90 процентов;
повышение до 37 процентов доли участников специализированных (профильных) смен к общему количеству детей, отдохнувших в загородных лагерях;
повышение до 60 процентов доли педагогических отрядов загородных оздоровительных лагерей, прошедших инструктивную методическую подготовку, в общем количестве педагогических отрядов загородных оздоровительных лагерей Курской области.
Оценка эффективности реализации Программы проводится путем сравнения фактически достигнутых в результате реализации Программы индикаторов и показателей с запланированными; сравнение фактического объема финансирования мероприятий Программы с запланированными; фактического выполнения мероприятий Программы с запланированными Программой. Результаты оценки обеспечивают государственного заказчика Программы информацией для принятия оперативных управленческих решений.