Недействующий

Об утверждении областной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Курской области на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года" (с изменениями на 25 декабря 2013 года)

3.5.1. Транспорт


Курская область характеризуется высокой плотностью транспортного сообщения и развитой транспортной инфраструктурой.

Транспортный комплекс Курской области представлен автомобильным (грузовой, легковой, автобусы), железнодорожным и воздушным видами транспорта, а также троллейбусным и трамвайным парками.

Курский аэропорт, обладая удобным географическим расположением, имеет возможность обеспечить транспортными связями центр Центрально-Черноземного региона с городами России и странами ближнего зарубежья. Круглогодично выполняются авиарейсы по маршруту "Курск - Москва - Курск" и сезонно по маршрутам "Курск - Анапа - Курск", "Курск - Сочи - Курск", "Курск - Санкт-Петербург - Курск". Кроме того, оказываются услуги по аэропортовому обслуживанию чартерных и заказных авиарейсов из разных городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Через территорию области проходят две железнодорожные магистрали: Москва - Харьков и Воронеж - Киев, расположены три крупных железнодорожных узла: Курск, Льгов, Касторное и 65 железнодорожных станций.

Удовлетворение потребностей хозяйствующих субъектов и населения Курской области в железнодорожных перевозках на территории области осуществляется Московской железной дорогой (МЖД) и Юго-Восточной железной дорогой (ЮВЖД) - филиалами ОАО "РЖД".

МЖД, имея самую разветвленную сеть, связывает центр Европейской части с северо-западными, северными и восточными регионами России, а также с Республиками Беларусь и Украиной. ЮВЖД связывает центр Европейской части России с Северным Кавказом, Поволжьем, Украиной, востоком страны и странами ближнего зарубежья.

Преимущества Курской области по сравнению с соседними регионами в развитии железнодорожного сообщения связаны с наличием:

подготовленного кадрового потенциала (наличие техникумов и вузов);

хорошо оснащенного локомотивного депо в городе Курске с филиалом на станции Курбакинская.

Железнодорожное сообщение общего пользования не имеет экономической альтернативы при осуществлении значительных объемов перевозок грузов на средние и дальние расстояния. В структуре объема перевозок грузов железнодорожным транспортом более 90% занимает продукция Михайловского ГОКа - железорудное сырье; 10% - строительные материалы, лом черных металлов, зерно, продукты перемола и сахар. В целях обеспечения роста грузовых и пассажирских потоков через границу с Украиной продолжается работа по открытию железнодорожных пунктов пропуска в Теткино и Глушково.

Сеть автомобильных дорог области представлена международными, федеральными и территориальными автодорогами.

В структуре общей протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием доля региональных дорог, находящихся в областной собственности, составляет 68%, ведомственных дорог - 27%, федеральных - 5%.

В структуре грузовых перевозок на автомобильный транспорт приходится 54%; в структуре пассажирских - 43%. Всего в области насчитывается более 30 тыс. грузовых автомобилей, в том числе в автотранспортных предприятиях - около 500 единиц. В области имеется около 6,5 тыс. автобусов. В целом по области отмечается острая нехватка подвижного состава автомобильного транспорта. Как следствие, износ парка автобусов автотранспортных предприятий превышает 60%, грузового парка - 80%. Свыше половины автобусов и 70% грузового транспорта отраслей экономики находятся в эксплуатации свыше 10 лет.

Парк пассажирского транспорта г. Курска насчитывает 979 единиц транспортных средств, в том числе 103 трамвая, 81 троллейбус, 795 автобусов и микроавтобусов. В структуре автобусного парка преобладают автобусы малой и особо малой вместимости. Наибольший объем перевозок выполняется автобусами - 53,5%, на долю трамваев приходится 24,2%, троллейбусов - 22,3%.

Основными задачами повышения эффективности функционирования транспортной системы области являются:

снижение удельных величин потребления топлива;

снижение дотаций для пассажирских перевозок;

улучшение качества транспортных услуг.

Очевидно, что с точки зрения сокращения энергозатрат пассажирских перевозок при замене автобусного парка следует увеличивать долю автобусов большей вместимости.

Замена в троллейбусе традиционной схемы с реостатно-контакторной системой управления на транзисторную схему управления (на IGBT-транзисторах) сокращает потребление электроэнергии на 40%. Учитывая, что годовое потребление электроэнергии 1 троллейбусом составляет 139260 кВт.ч (17 т у.т.), экономия при установке ТРСУ (на IGBT-транзисторах) только на одну единицу подвижного состава составит 55704 кВт.ч/год (6,84 т у.т./год).

К основным мероприятиям энергосбережения на транспорте можно отнести:

модернизацию транспортного парка;

совершенствование диагностики и технического состояния автопарка;

оптимизацию маршрутов и совершенствование системы управления транспортом;

замещение природным газом бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива;

внедрение топливного мониторинга и совершенствования системы нормирования расхода топлива;

увеличение в пассажирском транспорте доли электротранспорта;

приобретение новых единиц троллейбусов с транзисторной системой управления;