В настоящее время особенно актуальным становится вопрос повышения качества оздоровления и отдыха детей и, соответственно, удовлетворенности населения услугами по организации оздоровления и отдыха детей, преимущественно в санаторно-курортных организациях и загородных оздоровительных лагерях.
Система оздоровления и отдыха детей в Курской области имеет ряд особенностей. Основным элементом данной системы является межведомственное взаимодействие, которое строится через создание единого правового поля, порядка финансирования, координацию деятельности, реализацию функций государственного контроля, информационное обеспечение и повышение уровня материально-технической базы учреждений, оказывающих услуги по организации оздоровления и отдыха детей.
В настоящее время создана система координации в сфере оздоровления и отдыха через работу межведомственных комиссий. Межведомственные комиссии являются постоянно действующими.
Полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оздоровления и отдыха детей определяются федеральными законами "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Соответствующие расходы предусмотрены Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
В целях реализации указанных федеральных законов Правительством Российской Федерации принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих порядок и механизм использования средств федерального бюджета, а также определяющих основные задачи в сфере детского отдыха.
В Курской области приняты нормативные правовые акты, предусматривающие финансирование мероприятий по организации оздоровления и отдыха детей.
Система финансирования оздоровления и отдыха детей строится на привлечении средств из всех возможных источников: федерального, областного и местных бюджетов, средств организаций, родителей.
Организация оздоровления и отдыха детей в Курской области осуществляется круглогодично. Основным этапом в этой работе является летняя оздоровительная кампания, в которой функционируют следующие организации:
22 загородных детских оздоровительных лагеря;
8 санаториев;
300 лагерей дневного пребывания детей, организуемых на базе образовательных учреждений.
По форме собственности загородные оздоровительные лагеря и санатории представлены следующим образом: 14 оздоровительных учреждений Курской области находятся на балансе предприятий и организаций, 13 находятся в муниципальной собственности, 3 учреждения находятся в областной собственности.
Действующая система организации оздоровления и отдыха детей характеризуется следующими показателями:
Динамика оздоровления и отдыха детей Курской области
Показатели | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Всего оздоровлено детей в возрасте 6 - 17 лет | 109,5 | 115,6 | 116,0 |
В % от общего количества детей 6 - 17 лет | 68 | 86 | 87 |
Оздоровлено детей, находящихся в трудной | 59,2 | 62,0 | 65,2 |
В % от общего количества детей, находящихся в | 77 | 81 | 87 |
Количество детей, оздоровленных в | 9333 | 6648 | 10158 |
Количество детей, оздоровленных в загородных | 10014 | 8631 | 11680 |
Количество действующих загородных | 22 | 21 | 22 |
Из них учреждений областной и муниципальной | 14 | 14 | 15 |
Количество мест для детей (в одну смену) в | 3013 | 3063 | 3257 |
Из них в учреждениях областной и муниципальной | 1506 | 1933 | 2070 |
Количество действующих санаторно-курортных | 8 | 8 | 8 |
Из них учреждений областной и муниципальной | 1 | 1 | 1 |
Количество мест для детей (в один заезд) в | 760 | 760 | 760 |
Количество лагерей дневного пребывания, ед. | 446 | 427 | 310 |
Израсходовано на организацию оздоровления и | 217414,2 | 235345,2 | 306481,0 |
В том числе за счет средств: | |||
федерального бюджета | 11739,6 | 11566,0 | 65100,0 |
областного бюджета | 7874,6 | 7178,0 | 180177,0 |
местных бюджетов | 24500,0 | 43602,2 | 61204,0 |
Курского регионального отделения Фонда | 173300,0 | 172999,0 | - |
Для сохранения и развития существующей системы детского оздоровления и отдыха, повышения удовлетворенности населения услугами по организации оздоровления и отдыха детей необходимо разработать и реализовать меры по организации оздоровления и отдыха детей Курской области, развитию специализированных видов отдыха, обеспечить нормативное правовое, кадровое и информационно-методическое сопровождение оздоровления и отдыха детей Курской области.
Остро стоит проблема кадрового и информационно-методического обеспечения организации оздоровления и отдыха детей. Вследствие низкой заработной платы работников загородных оздоровительных лагерей, некомфортных условий проживания персонала в более 60% загородных оздоровительных лагерей существует проблема недостаточного укомплектования их педагогическими и медицинскими кадрами.
Требуется совершенствование форм и содержания отдыха детей, оказания преимущественной поддержки в отдыхе и оздоровлении детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также развитие специализированных видов отдыха.
По состоянию на 1 января 2010 года в Курской области проживает 128919 детей в возрасте от 6 до 18 лет.
В течение последних 10 лет ежегодно регистрируется рост заболеваемости детей. Одной из причин ухудшения детского здоровья является недостаточная эффективность профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков. В этой связи дети и подростки в первоочередном порядке нуждаются в адресной государственной поддержке и предоставлении услуг по отдыху и оздоровлению.
Необходимо отметить, что в случае развития ситуации, когда меры, направленные на развитие системы оздоровления и отдыха детей в Курской области, не будут предприняты, уменьшится охват детей организованными формами оздоровления и отдыха, а следовательно, снизится доля населения, удовлетворенного организацией оздоровления и отдыха детей.
Социальная значимость поставленных проблем обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода.