Действующий

Об утверждении Концепции областной целевой программы "Электронное правительство Курской области (2011 - 2016 годы)"

1. Анализ проблемы за последние 3 - 5 лет и причины
ее возникновения


Формирование регионального электронного правительства стало возможным благодаря широкому распространению ИКТ в социально-экономической сфере и органах государственной власти. Повышается уровень компьютерной грамотности. Высокими темпами развивается электронный бизнес и электронная коммерция. ИКТ все шире используются в повседневной жизни, в медицине и здравоохранении, образовании и науке.

Органы государственной власти оснащены современной вычислительной техникой, созданы информационно-технологическая и коммуникационная инфраструктуры обеспечения их деятельности. Многие ведомства внедряют информационные системы управления, электронный документооборот. Все органы власти поддерживают интернет-сайты и размещают на них информацию о своей деятельности.

В 2010 году заканчивается реализация областной целевой программы "Информатизация Курской области (2009 - 2010 годы)", в рамках которой был осуществлен ряд проектов, обеспечивающих возможность дальнейшего развития в сфере формирования электронного правительства, организации полноценного информационного обмена, обеспечения связи органов государственной исполнительной власти с населением:

осуществлен ввод в эксплуатацию центрального сегмента единой информационно-коммуникационной среды (ЕИКС) Курской области;

на территории Курской области с 2004 года работает удостоверяющий центр ООО "Электронный город", одним из первых (в 2006 г.) включенный в федеральный реестр удостоверяющих центров, прошедший процедуру присоединения к Общероссийскому Государственному Информационному Центру и получивший сертификат соответствия требований для оказания государственных и муниципальных услуг;

создан центральный узел системы электронного документооборота в органах исполнительной государственной власти Курской области.

Результатом выполнения указанной выше Программы явилась экономия бюджетных средств и выполнение требований федерального и регионального законодательства за счет снижения вероятности материальных потерь из-за утечки, уничтожения, искажения или блокирования информации, развития инфраструктуры, повышения компьютерной грамотности населения, улучшения материальной базы.

Вместе с тем, результаты внедрения ИКТ в органах государственной власти в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам. Не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронном виде.

В настоящее время перед Курской областью стоит задача на базе широкого применения информационно-коммуникационных технологий обеспечить качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Для этого необходимо наличие ряда системных элементов:

- информационных систем отраслевого характера, хранящих, обрабатывающих и обеспечивающих возможность передачи данных;

- программных средств, позволяющих аккумулировать данные вышеуказанных информационных систем, получать анализ по различным сферам деятельности с целью принятия управленческих решений;

- разветвленных каналов связи, обеспечивающих передачу данных;

- программно-технических средств, обеспечивающих защиту информации при передаче, сопоставимость передаваемых и получаемых данных;

- средств адекватного отражения данных при оказании государственных и муниципальных услуг населению и юридическим лицам.

Кроме того, необходимо принимать во внимание готовность работников органов власти использовать эти программно-технические средства в своей деятельности, а также готовность населения получать передаваемую информацию. Иначе говоря, речь идет о компьютерной грамотности тех и других.

Ситуация по развитию вышеуказанных системных элементов выглядит следующим образом. В настоящее время внедрение отраслевых информационных систем в основном происходит по направлениям, курируемым федеральными органами власти, за счет федерального финансирования. Реестр областных информационных систем ведется департаментом информационно-коммуникационных технологий и безопасности информации Курской области с 2010 года, что делает невозможным получение данных в 2008 и 2009 году. В настоящий момент зарегистрировано 14 областных информационных систем.

В деятельности органов исполнительной власти Курской области практически не используются аналитические информационные системы, в особенности, аккумулирующие данные различных отраслей. Внедрение такой системы запланировано путем включения мероприятия в проект программы, что необходимо для достижения показателей федерального плана реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации.

В рамках программы "Информатизация Курской области (2009 - 2010 годы)" велось строительство каналов связи, позволяющих организовать передачу данных между органами исполнительной власти Курской области. К концу 2010 года планируется завершить строительство центрального узла сети передачи данных единой информационно-коммуникационной среды Курской области. При этом в указанной областной программе была определена задача организации передачи данных между органами исполнительной власти Курской области, подключение подведомственных организаций органов исполнительной власти Курской области, территориальных органов федеральных органов власти, а также муниципальных образований Курской области выполнялось в ограниченном объеме, в рамках первоочередных задач. Вместе с тем, организация оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде требует наличия высокоскоростных, защищенных каналов связи между этими органами и необходима для формирования электронного правительства.

На конец 2008 года к сети передачи данных единой информационно-коммуникационной сети Курской области было подключено 14 органов исполнительной государственной власти Курской области и иных организаций; в 2009 году - 32; к настоящему моменту - 39. В 2010 году планируется подключить все органы исполнительной государственной власти Курской области и общее количество подключений составит 42.

Помимо каналов связи требуется комплекс программно-технических средств, обеспечивающих защиту информации при передаче, сопоставимость передаваемых и получаемых данных - организация межведомственного информационного обмена. В настоящее время информационный обмен организован в рамках системы документооборота между органами исполнительной государственной власти, передачи информации, связанной с финансовыми потоками бюджетных учреждений, для анализа состояния отдельных отраслей в целях мониторинга чрезвычайных ситуаций и т.д. Это взаимодействие не направлено на оказание государственных и муниципальных услуг и может быть использовано в целях формирования электронного правительства в ограниченном объеме.

На конец 2008 года количество рабочих мест, включенных в систему электронного документооборота органов исполнительной власти Курской области, составило 4 единицы (централизованная регистрация входящей корреспонденции); на конец 2009 года - 23 рабочих места. В настоящее время к системе документооборота подключено 45 рабочих мест. К концу 2010 года планируется подключение еще 40 рабочих мест.

Организация оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде предполагает наличие программно-технического комплекса, обеспечивающего отражение информации о деятельности органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления в сети "Интернет" и в других средствах общего доступа. Данный процесс регулируется Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

В 2008 и 2009 годах количество информационных ресурсов в сети "Интернет" органов исполнительной власти Курской области составляло 8, в настоящее время - 52. Количество сайтов муниципальных образований составляло в 2008 и 2009 годах 7, в настоящее время - 151.

Необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры обеспечения доступности населению государственных и муниципальных услуг, в том числе для перехода на оказание государственных услуг в электронном виде; внедрение автоматизированной системы ГАС "Управление" для мониторинга и управления в сфере труда и занятости населения, представления информации о показателях социально-экономического развития; организация межведомственного информационного обмена и внутреннего электронного документооборота; обучение населения основам работы с ИКТ; развитие инфраструктуры публичного (общественного) доступа граждан к интернет-сайтам государственных органов.

2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей