ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 октября 2010 г. N 492-рп



ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
(2011 - 2016 ГОДЫ)"


1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Электронное правительство Курской области (2011 - 2016 годы)".

2. Определить государственным заказчиком областной целевой программы "Электронное правительство Курской области (2011 - 2016 годы)" (далее - Программа) департамент информационно-коммуникационных технологий и безопасности информации Курской области.

3. Установить, что прогнозный объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 374983,382 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Департаменту информационно-коммуникационных технологий и безопасности информации Курской области (А.В. Пукинский) обеспечить до 15 октября 2010 года разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Курской области.

Первый заместитель Губернатора -
Председатель Правительства
Курской области
А.С.ЗУБАРЕВ

     



Утверждена
распоряжением
Правительства Курской области
от 8 октября 2010 г. N 492-рп

     
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ (2011 - 2016 ГОДЫ)"

     

1. Анализ проблемы за последние 3 - 5 лет и причины
ее возникновения


Формирование регионального электронного правительства стало возможным благодаря широкому распространению ИКТ в социально-экономической сфере и органах государственной власти. Повышается уровень компьютерной грамотности. Высокими темпами развивается электронный бизнес и электронная коммерция. ИКТ все шире используются в повседневной жизни, в медицине и здравоохранении, образовании и науке.

Органы государственной власти оснащены современной вычислительной техникой, созданы информационно-технологическая и коммуникационная инфраструктуры обеспечения их деятельности. Многие ведомства внедряют информационные системы управления, электронный документооборот. Все органы власти поддерживают интернет-сайты и размещают на них информацию о своей деятельности.

В 2010 году заканчивается реализация областной целевой программы "Информатизация Курской области (2009 - 2010 годы)", в рамках которой был осуществлен ряд проектов, обеспечивающих возможность дальнейшего развития в сфере формирования электронного правительства, организации полноценного информационного обмена, обеспечения связи органов государственной исполнительной власти с населением:

осуществлен ввод в эксплуатацию центрального сегмента единой информационно-коммуникационной среды (ЕИКС) Курской области;

на территории Курской области с 2004 года работает удостоверяющий центр ООО "Электронный город", одним из первых (в 2006 г.) включенный в федеральный реестр удостоверяющих центров, прошедший процедуру присоединения к Общероссийскому Государственному Информационному Центру и получивший сертификат соответствия требований для оказания государственных и муниципальных услуг;

создан центральный узел системы электронного документооборота в органах исполнительной государственной власти Курской области.

Результатом выполнения указанной выше Программы явилась экономия бюджетных средств и выполнение требований федерального и регионального законодательства за счет снижения вероятности материальных потерь из-за утечки, уничтожения, искажения или блокирования информации, развития инфраструктуры, повышения компьютерной грамотности населения, улучшения материальной базы.

Вместе с тем, результаты внедрения ИКТ в органах государственной власти в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам. Не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронном виде.

В настоящее время перед Курской областью стоит задача на базе широкого применения информационно-коммуникационных технологий обеспечить качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Для этого необходимо наличие ряда системных элементов:

- информационных систем отраслевого характера, хранящих, обрабатывающих и обеспечивающих возможность передачи данных;

- программных средств, позволяющих аккумулировать данные вышеуказанных информационных систем, получать анализ по различным сферам деятельности с целью принятия управленческих решений;

- разветвленных каналов связи, обеспечивающих передачу данных;

- программно-технических средств, обеспечивающих защиту информации при передаче, сопоставимость передаваемых и получаемых данных;

- средств адекватного отражения данных при оказании государственных и муниципальных услуг населению и юридическим лицам.

Кроме того, необходимо принимать во внимание готовность работников органов власти использовать эти программно-технические средства в своей деятельности, а также готовность населения получать передаваемую информацию. Иначе говоря, речь идет о компьютерной грамотности тех и других.

Ситуация по развитию вышеуказанных системных элементов выглядит следующим образом. В настоящее время внедрение отраслевых информационных систем в основном происходит по направлениям, курируемым федеральными органами власти, за счет федерального финансирования. Реестр областных информационных систем ведется департаментом информационно-коммуникационных технологий и безопасности информации Курской области с 2010 года, что делает невозможным получение данных в 2008 и 2009 году. В настоящий момент зарегистрировано 14 областных информационных систем.

В деятельности органов исполнительной власти Курской области практически не используются аналитические информационные системы, в особенности, аккумулирующие данные различных отраслей. Внедрение такой системы запланировано путем включения мероприятия в проект программы, что необходимо для достижения показателей федерального плана реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации.

В рамках программы "Информатизация Курской области (2009 - 2010 годы)" велось строительство каналов связи, позволяющих организовать передачу данных между органами исполнительной власти Курской области. К концу 2010 года планируется завершить строительство центрального узла сети передачи данных единой информационно-коммуникационной среды Курской области. При этом в указанной областной программе была определена задача организации передачи данных между органами исполнительной власти Курской области, подключение подведомственных организаций органов исполнительной власти Курской области, территориальных органов федеральных органов власти, а также муниципальных образований Курской области выполнялось в ограниченном объеме, в рамках первоочередных задач. Вместе с тем, организация оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде требует наличия высокоскоростных, защищенных каналов связи между этими органами и необходима для формирования электронного правительства.

На конец 2008 года к сети передачи данных единой информационно-коммуникационной сети Курской области было подключено 14 органов исполнительной государственной власти Курской области и иных организаций; в 2009 году - 32; к настоящему моменту - 39. В 2010 году планируется подключить все органы исполнительной государственной власти Курской области и общее количество подключений составит 42.

Помимо каналов связи требуется комплекс программно-технических средств, обеспечивающих защиту информации при передаче, сопоставимость передаваемых и получаемых данных - организация межведомственного информационного обмена. В настоящее время информационный обмен организован в рамках системы документооборота между органами исполнительной государственной власти, передачи информации, связанной с финансовыми потоками бюджетных учреждений, для анализа состояния отдельных отраслей в целях мониторинга чрезвычайных ситуаций и т.д. Это взаимодействие не направлено на оказание государственных и муниципальных услуг и может быть использовано в целях формирования электронного правительства в ограниченном объеме.

На конец 2008 года количество рабочих мест, включенных в систему электронного документооборота органов исполнительной власти Курской области, составило 4 единицы (централизованная регистрация входящей корреспонденции); на конец 2009 года - 23 рабочих места. В настоящее время к системе документооборота подключено 45 рабочих мест. К концу 2010 года планируется подключение еще 40 рабочих мест.

Организация оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде предполагает наличие программно-технического комплекса, обеспечивающего отражение информации о деятельности органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления в сети "Интернет" и в других средствах общего доступа. Данный процесс регулируется Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

В 2008 и 2009 годах количество информационных ресурсов в сети "Интернет" органов исполнительной власти Курской области составляло 8, в настоящее время - 52. Количество сайтов муниципальных образований составляло в 2008 и 2009 годах 7, в настоящее время - 151.

Необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры обеспечения доступности населению государственных и муниципальных услуг, в том числе для перехода на оказание государственных услуг в электронном виде; внедрение автоматизированной системы ГАС "Управление" для мониторинга и управления в сфере труда и занятости населения, представления информации о показателях социально-экономического развития; организация межведомственного информационного обмена и внутреннего электронного документооборота; обучение населения основам работы с ИКТ; развитие инфраструктуры публичного (общественного) доступа граждан к интернет-сайтам государственных органов.

2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей

Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития области и стратегии развития области


Программа определяет содержание и основные пути формирования электронного правительства в Курской области.

Электронное правительство - это организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти гражданам и организациям электронными средствами, информирования о работе государственных органов с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Электронное правительство действует в трех направлениях:

- от правительства к правительству (G2G). К числу таких относятся проекты: создание межведомственных сетей, корпоративных и государственных баз данных, реестров введения электронного документооборота и т.п.;

- от правительства к населению (G2C). Проекты: оказание государственных услуг, обеспечение открытости деятельности органами исполнительной государственной власти;

- от правительства к бизнесу (G2B). Проекты: проведение государственных закупок, выдача лицензий и разрешений и т.п.

Реализация программы "Информатизация Курской области (2009 - 2010 годы)" позволила создать основы взаимодействия отдельных структур органов исполнительной государственной власти, объединить на единой платформе информационно-коммуникационные ресурсы. В настоящее время перед областью ставится задача расширить имеющуюся инфраструктуру и на ее базе обеспечить эффективное функционирование органов власти, организовать оказание услуг в электронном виде населению и организациям области.

Предоставление услуг в электронной форме населению является одной из приоритетных задач и естественным продолжением общей концепции повышения доступности оказания государственных услуг гражданам и организациям. С этой целью необходимо обеспечить информационное наполнение и поддержку в актуальном состоянии системы оказания государственных услуг и существенно увеличить количество пунктов доступа к ней.

3. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом


Достижение целей и решение предлагаемых задач Программы целесообразно осуществить именно программно-целевым методом путем объединения ресурсов по различным мероприятиям и единообразия программно-технических решений. К таким решениям можно отнести, например, единые сети передачи данных, позволяющие обеспечить качественную и защищенную связь при работе информационных систем. Межведомственный информационный обмен предполагает объединение различных информационных систем на общей платформе. Единый программный интерфейс при работе информационных терминалов облегчит населению адаптацию при получении информационных услуг и государственных услуг в электронной форме.

Целесообразность решения проблемы формирования электронного правительства Курской области программно-целевым методом определяется следующими факторами:

масштабность и социальная значимость проблемы;

ресурсоемкость решения проблемы;

областное значение проблемы, что определяется наличием актуальных социально-экономических задач, относящихся к компетенции органов государственной власти регионального уровня, решение которых прямо или косвенно связано с эффективным развитием всего социально-экономического комплекса;

нахождение основной части ресурсов в областной собственности;

требования к внедряемым в рамках указанных мероприятий информационным системам определены в Законе Курской области от 11 ноября 2008 г. N 88-ЗКО "Об информационных системах Курской области";

необходимость системного подхода и комплексного решения отдельных направлений политики в сфере формирования электронного правительства, в том числе согласования мероприятий по содержанию, технологиям реализации и по времени осуществления.

Необходимость оказания госуслуг в электронном виде, особенно если речь идет о комплексной услуге, оказываемой несколькими государственными органами, обеспечения открытости деятельности органов власти регионального и муниципального уровня, определит потребность отдельных структур управления в создании собственных информационных систем, включающих функции хранения, обработки и отображения данных, которые будут развиваться стихийно, на различных программно-аппаратных платформах, доступ к имеющимся информационным ресурсам будет осуществляться через собственные интерфейсы. Его будут иметь только пользователи сети "Интернет", т.е. большинство сельского населения области не сможет получать информационные услуги и другие услуги, предоставляемые в электронной форме.

Переданные отраслевыми министерствами по различным сферам деятельности типовые решения требуют наличия программно-технических платформ, чаще всего дорогостоящих. Их самостоятельное приобретение приведет к неэффективному использованию бюджетных средств. Целесообразнее приобрести платформенные программные решения и на их базе формировать отраслевые информационные системы.

Региональная политика формирования электронного правительства в рамках инерционного сценария будет сводиться преимущественно к совершенствованию нормативно-правовой базы в данном направлении, что способно принести определенные положительные результаты. Можно также рассчитывать на постепенное совершенствование процедур оказания государственных услуг. Однако без внедрения единого принципа формирования информационных систем на территории Курской области, а также механизмов поддержки и регулирования процессов со стороны областных органов исполнительной власти, указанные прогрессивные изменения не смогут переломить негативные тенденции.

Можно сделать вывод о неприемлемости принятия инерционного сценария развития отрасли (без реализации Программы).

Таким образом, только областная целевая программа, представляющая собой объединенный замыслом и целью комплекс организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, может обеспечить решение основных задач в направлении формирования электронного правительства на территории Курской области.

4. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом


Концепцией предполагается определить сроки реализации Программы - 2011 - 2016 годы. Поскольку мероприятия Программы являются переходящими на очередной год в течение всего срока ее реализации, целесообразно не выделять отдельные этапы.

5. Предложения по целям и задачам Программы, целевым
индикаторам (показателям) и критериям, позволяющим
оценить эффективность реализации Программы по годам.
Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
результативности предлагаемого варианта решения проблемы


Основными целями, которые будут заложены в Программу, являются:

повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления Курской области за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий;

развитие единого информационного пространства органов управления Курской области;

обеспечение прав граждан на свободный поиск, получение, передачу и распространение информации, увеличение эффективности оказания государственных и муниципальных услуг;

повышение уровня компьютерной грамотности населения области в сфере информационных и коммуникационных технологий.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

сформировать современную информационную и телекоммуникационную инфраструктуру, на ее основе предусмотреть возможность предоставления качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

обеспечить внедрение отраслевых информационных систем;

организовать на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий систему принятия эффективных управленческих решений, формирования планов и прогнозов развития;

разработать систему мониторинга показателей развития электронного правительства;

организовать качественный, защищенный информационный межведомственный обмен в рамках предоставления качественных государственных и муниципальных услуг;

обеспечить программно-технические условия перехода к предоставлению государственных услуг в электронном виде с учетом приоритетных сфер и решений Правительства Российской Федерации;

организовать систему доступа граждан и организаций к информации о деятельности органов исполнительной власти Курской области и органов местного самоуправления;

организовать систему повышения уровня компьютерной грамотности населения области.

Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей Программы, отражающих выполнение поставленных задач и достижение программных целей, приведены в приложении N 1 к настоящей Концепции.

Выбор индикаторов и показателей обусловлен поставленными задачами, требованиями федерального и регионального законодательства, федеральными и региональными планами развития отрасли, в частности, показателями федерального и регионального планов реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации.

Экономическая эффективность и результативность реализации Программы в основном зависят от степени достижения целевых индикаторов и показателей Программы, предусмотренных в приложении N 1 к Концепции. Поэтому оценку эффективности реализации областной программы предлагается производить путем сравнения фактически достигнутых в результате реализации областной программы индикаторов и показателей с запланированными; сравнения фактического объема финансирования мероприятий областной программы с запланированным; фактического выполнения мероприятий областной программы с запланированными Программой.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»