На железнодорожном транспорте весь объем пассажирских перевозок на территории области осуществляется Московской железной дорогой (МЖД) и Юго-Восточной железной дорогой (ЮВЖД) - филиалами ОАО "Российские железные дороги".
По состоянию на 01.01.2008 эксплуатационная длина железных дорог общего пользования составила по области 1061,2 км.
Железнодорожные перевозки обеспечены на территории области: в летний период - не менее чем 70 парами, в зимний - не менее чем 25 парами поездов дальнего следования и 54 парами пригородных пассажирских поездов (27 пар Московской железной дороги и 27 пар Юго-Восточной железной дороги), в том числе рельсовыми автобусами повышенной комфортности.
В рамках заключаемых договоров между Администрацией Курской области и железными дорогами решаются вопросы по сохранению и развитию железнодорожных пригородных перевозок, регулированию железнодорожных тарифов, предоставлению права льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения гражданам - получателям социальных услуг; содержанию и эксплуатации малодеятельных участков и направлений железнодорожного транспорта.
Курская область, исходя из имеющихся возможностей областного бюджета, предоставляет субсидии организациям железнодорожного транспорта на возмещение:
выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по проезду от перевозки отдельным категориям граждан в поездах пригородного сообщения;
убытков от содержания и эксплуатации малодеятельных участков на территории Курской области;
убытков, полученных от пригородных пассажирских железнодорожных перевозок.
Основными сдерживающими факторами и проблемами развития железнодорожного транспорта являются:
нехватка подвижного состава и низкая скорость движения пригородных поездов;
убыточность пригородных перевозок;
высокая изношенность основных фондов железнодорожного транспорта.
В долгосрочной перспективе железнодорожные перевозки останутся самым экономически эффективным способом транспортировки значительных по объемам стабильных потоков массовых грузов, доставляемых на средние и дальние расстояния.
В среднесрочной перспективе эффективность железнодорожного транспорта будет определяться динамикой обновления основных производственных фондов отрасли, темпами роста спроса на железнодорожные перевозки, результатами реализации структурной реформы отрасли, эффективностью тарифной политики в регулируемых государством естественно-монопольных секторах деятельности.
Ключевым вопросом развития железнодорожного транспорта остается повышение его инвестиционной привлекательности и разработка принципиально новых механизмов привлечения средств для строительства и реконструкции объектов инфраструктуры общего пользования.
В сфере железнодорожного транспорта основными направлениями деятельности остаются: повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг, удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом.
В ходе дальнейшего развития предполагается решение следующих задач:
продолжение работы в рамках заключенных договоров между Администрацией Курской области и филиалами ОАО "РЖД" по регулированию железнодорожных тарифов, повышению безопасности движения поездов, обеспечению содержания и эксплуатации малодеятельных участков и направлений;
совершенствование тарифной политики, с целью обеспечения нормальной рентабельности инвестированного в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта капитала;
поэтапное прекращение перекрестного субсидирования убыточных социально ориентированных видов перевозок за счет доходов от иных видов перевозок и услуг;
выделить в составе ОАО "РЖД" комплексы пригородных и дальних пассажирских перевозок с последующим созданием компаний пригородных перевозок.
Реализация мероприятий Концепции позволит обеспечить:
доступность, качество и безопасность пассажирских перевозок;
рост объемов услуг пассажирского транспорта за весь период реализации Концепции: пассажирских перевозок всеми видами транспорта - на 4%, пассажирооборота - на 7%;
привлечение инвестиций в основной капитал транспортного комплекса в размере 209,8 млн. рублей;
эффективное функционирование предприятий транспортного комплекса.
За весь период реализации Концепции планируется приобретение подвижного состава в количестве 81 единицы, из них: 60 автобусов, 15 троллейбусов, 6 трамваев на сумму 163,6 млн. рублей, в том числе за счет средств местных бюджетов в сумме 127,9 млн. рублей и внебюджетных источников в сумме 35,7 млн. рублей. Это позволит открыть 16 новых автобусных маршрутов и уменьшить количество населенных пунктов, не имеющих регулярного автобусного сообщения, на 117.
Финансирование мероприятий предполагается за счет средств областного бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством.