Действующий

Об утверждении Концепции областной целевой программы "Развитие пассажирских перевозок в Курской области в 2010 - 2012 годах"

Железнодорожный транспорт


На железнодорожном транспорте весь объем пассажирских перевозок на территории области осуществляется Московской железной дорогой (МЖД) и Юго-Восточной железной дорогой (ЮВЖД) - филиалами ОАО "Российские железные дороги".

По состоянию на 01.01.2008 эксплуатационная длина железных дорог общего пользования составила по области 1061,2 км.

Железнодорожные перевозки обеспечены на территории области: в летний период - не менее чем 70 парами, в зимний - не менее чем 25 парами поездов дальнего следования и 54 парами пригородных пассажирских поездов (27 пар Московской железной дороги и 27 пар Юго-Восточной железной дороги), в том числе рельсовыми автобусами повышенной комфортности.

В рамках заключаемых договоров между Администрацией Курской области и железными дорогами решаются вопросы по сохранению и развитию железнодорожных пригородных перевозок, регулированию железнодорожных тарифов, предоставлению права льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения гражданам - получателям социальных услуг; содержанию и эксплуатации малодеятельных участков и направлений железнодорожного транспорта.

Курская область, исходя из имеющихся возможностей областного бюджета, предоставляет субсидии организациям железнодорожного транспорта на возмещение:

выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по проезду от перевозки отдельным категориям граждан в поездах пригородного сообщения;

убытков от содержания и эксплуатации малодеятельных участков на территории Курской области;

убытков, полученных от пригородных пассажирских железнодорожных перевозок.

Основными сдерживающими факторами и проблемами развития железнодорожного транспорта являются:

нехватка подвижного состава и низкая скорость движения пригородных поездов;

убыточность пригородных перевозок;

высокая изношенность основных фондов железнодорожного транспорта.

В долгосрочной перспективе железнодорожные перевозки останутся самым экономически эффективным способом транспортировки значительных по объемам стабильных потоков массовых грузов, доставляемых на средние и дальние расстояния.

В среднесрочной перспективе эффективность железнодорожного транспорта будет определяться динамикой обновления основных производственных фондов отрасли, темпами роста спроса на железнодорожные перевозки, результатами реализации структурной реформы отрасли, эффективностью тарифной политики в регулируемых государством естественно-монопольных секторах деятельности.

Ключевым вопросом развития железнодорожного транспорта остается повышение его инвестиционной привлекательности и разработка принципиально новых механизмов привлечения средств для строительства и реконструкции объектов инфраструктуры общего пользования.

В сфере железнодорожного транспорта основными направлениями деятельности остаются: повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг, удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом.

В ходе дальнейшего развития предполагается решение следующих задач:

продолжение работы в рамках заключенных договоров между Администрацией Курской области и филиалами ОАО "РЖД" по регулированию железнодорожных тарифов, повышению безопасности движения поездов, обеспечению содержания и эксплуатации малодеятельных участков и направлений;

совершенствование тарифной политики, с целью обеспечения нормальной рентабельности инвестированного в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта капитала;

поэтапное прекращение перекрестного субсидирования убыточных социально ориентированных видов перевозок за счет доходов от иных видов перевозок и услуг;

выделить в составе ОАО "РЖД" комплексы пригородных и дальних пассажирских перевозок с последующим созданием компаний пригородных перевозок.

Реализация мероприятий Концепции позволит обеспечить:

доступность, качество и безопасность пассажирских перевозок;

рост объемов услуг пассажирского транспорта за весь период реализации Концепции: пассажирских перевозок всеми видами транспорта - на 4%, пассажирооборота - на 7%;

привлечение инвестиций в основной капитал транспортного комплекса в размере 209,8 млн. рублей;

эффективное функционирование предприятий транспортного комплекса.

За весь период реализации Концепции планируется приобретение подвижного состава в количестве 81 единицы, из них: 60 автобусов, 15 троллейбусов, 6 трамваев на сумму 163,6 млн. рублей, в том числе за счет средств местных бюджетов в сумме 127,9 млн. рублей и внебюджетных источников в сумме 35,7 млн. рублей. Это позволит открыть 16 новых автобусных маршрутов и уменьшить количество населенных пунктов, не имеющих регулярного автобусного сообщения, на 117.

Финансирование мероприятий предполагается за счет средств областного бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством.