ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 октября 2009 г. N 543-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2010 - 2012 ГОДАХ"
1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Развитие пассажирских перевозок в Курской области в 2010 - 2012 годах".
2. Определить государственным заказчиком областной целевой программы "Развитие пассажирских перевозок в Курской области в 2010 - 2012 годах" (далее - Программа) комитет транспорта и связи Курской области.
3. Установить, что прогнозный объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 443025 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Комитету транспорта и связи Курской области (С.В. Шаталов) совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Курской области с участием органов местного самоуправления и транспортных организаций обеспечить до 16.11.2009 разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Курской области.
Первый заместитель Губернатора -
Председатель Правительства
Курской области
А.С.ЗУБАРЕВ
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПАССАЖИРСКИХ
ПЕРЕВОЗОК В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010 - 2012 ГОДАХ"
В удовлетворении спроса на транспортные услуги со стороны населения и хозяйствующих субъектов области особая роль принадлежит автотранспортной отрасли. В тех сегментах рынка, где автомобильный транспорт конкурирует с другими видами транспорта, его технологическая и коммерческая гибкость, скорость и надежность дают ему дополнительные рыночные преимущества. Быстрое наращивание парка личных легковых автомобилей и весьма значительные объемы автомобильных перевозок пассажиров характеризуют период массовой автомобилизации страны. Вместе с тем, процесс автомобилизации сопровождается и негативными последствиями, нарастающими с увеличением парка автотранспортных средств и объемов перевозок: вредные воздействия на окружающую среду; ущерб, наносимый обществу и экономике дорожно-транспортными происшествиями; перегруженность городских улиц и автомагистралей автомобилями и др. Выгоды от автомобилизации и ее негативные последствия оказывают существенное влияние на социально-экономическую сферу и требуют выработки и проведения системной политики в автотранспортной отрасли.
В настоящей Концепции определены основные цели, задачи, направления и приоритеты развития автотранспортного комплекса как важной составляющей транспортной системы и экономики области в условиях совершенствования рыночных отношений.
Стратегической целью Концепции является создание условий развития сбалансированного автотранспортного комплекса, обеспечивающего вместе с другими видами транспорта экономический рост и повышение качества жизни населения области.
На современном этапе развития экономики автомобильный транспорт играет важнейшую роль в обеспечении экономического роста и социального развития региона.
За последние годы автомобильный транспорт области выполняет более 40% перевозок пассажиров с тенденцией дальнейшего увеличения этого показателя. В настоящее время перевозка пассажиров по областным автобусным маршрутам в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется 31 предприятием автомобильного транспорта, перевозку пассажиров трамваями и троллейбусами в областном центре осуществляет муниципальное унитарное предприятие городского электрического транспорта. В последние годы увеличился объем перевозок пассажиров на транспорте индивидуальных предпринимателей.
В области насчитывается более 6,5 тысяч автобусов, около 200 тысяч легковых автомобилей, 111 трамвайных вагонов и 80 троллейбусов.
На территории области действуют 68 междугородных автобусных маршрутов. На этом виде сообщения автомобильный транспорт успешно конкурирует с железнодорожным транспортом. Кроме того, организовано автобусное сообщение на 390 пригородных, 97 городских, 8 троллейбусных и 6 трамвайных маршрутах. Значительное развитие получил легковой автотранспорт. За последние 10 лет парк легковых автомобилей увеличился в 1,5 раза.
В то же время развитие автомобильного транспорта в области сталкивается с определенными проблемами, требующими решения. К ним, в первую очередь, следует отнести:
значительный рост транспортных издержек;
состояние правовой и нормативной базы;
в отрасли не обеспечивается надлежащее обновление и модернизация автобусов, а многие выпускаемые отечественной промышленностью автотранспортные средства по своим основным параметрам не соответствуют международным стандартам;
достигнутый уровень развития инфраструктуры, включая, в первую очередь, дорожную сеть, значительно отстает от темпов автомобилизации и не соответствует современным нормам и условиям эффективного функционирования автомобильного транспорта;
значительно снизилась роль таких важнейших регуляторов в осуществлении государственной политики на автотранспорте, как лицензирование и сертификация услуг;
на пассажирских перевозках различными видами транспорта отсутствуют эффективные механизмы финансовой компенсации перевозок льготных категорий пассажиров, что приводит к значительным убыткам транспортных организаций;
усилилось негативное влияние автомобильного транспорта на окружающую среду и безопасность дорожного движения.
Наличие указанных выше проблем обусловило необходимость разработки Концепции развития пассажирских перевозок в Курской области на 2010 - 2012 годы.
Приоритетными направлениями в решении основных проблем развития автомобильного пассажирского транспорта на период до 2012 года являются:
совершенствование нормативно-правовой базы по обеспечению функционирования автотранспортной отрасли, разработка стандартов качества предоставляемых услуг, регламентов и других документов;
модернизация и обновление автотранспортных средств, создание рациональной структуры парка автобусов на основе реализации установленных стандартов и требований, в том числе экологических, по повышению технического уровня автотранспортных средств для ликвидации установившегося разрыва с международными нормами;
создание экономических условий и механизмов для обновления автотранспортной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое функционирование отрасли;
снижение всех видов издержек, связанных с осуществлением автотранспортной деятельности;
внедрение высокоэффективных технологий с использованием телекоммуникационного обеспечения перевозок;
совершенствование международных перевозок с учетом ликвидации существующих административных, экономических и организационных барьеров при их выполнении и повышения конкурентоспособности российских перевозчиков;
обеспечение взаимодействия автомобильного транспорта с другими видами транспорта и установление рациональной сферы его применения во всех видах сообщения.
В области пассажирских автотранспортных услуг необходимо предусмотреть приоритетное развитие общественного пассажирского транспорта, включая автобусный, во всех видах сообщения, в том числе на междугородных и международных маршрутах. Необходимо дополнительно уделить особое внимание реализации мероприятий по развитию автобусного транспорта на междугородных и международных маршрутах и в сельской местности с учетом обеспечения транспортной доступности для жителей всех населенных пунктов на основе расширения маршрутной сети и повышения регулярности движения автобусов.
Необходимо рассмотрение вопроса об упорядочении предоставления льгот по проезду в соответствии с действующим региональным законодательством и нормативными актами области и выделяемыми финансовыми средствами с целью постепенного перехода на адресную финансовую поддержу отдельных категорий граждан.
Неотложные меры должны быть приняты по развитию централизованных диспетчерских служб управления линейной работой автобусного и легкового таксомоторного автотранспорта в различных видах сообщения с применением современных средств связи.
В области модернизации и обновления парка транспортных средств необходимо принять меры по списанию устаревших и самортизированных автобусов, совершенствованию структуры парка с учетом повышения качества обслуживания пассажиров, снижения негативного влияния автомобилей на окружающую среду и обеспечения безопасности дорожного движения.
Для модернизации и обновления парка транспортных средств в соответствии с требованиями рынка автотранспортных услуг и условиями эксплуатации автомобилей должны быть предусмотрены следующие меры:
разработка и реализация экономических и финансовых механизмов, обеспечивающих ускоренную замену изношенных автомобилей, включая создание целевых фондов для приобретения новых автомобилей, использование льготного банковского кредита и др.;
совершенствование систем лицензирования и сертификации автотранспортных средств с учетом значительного увеличения доли лицензируемой автотранспортной деятельности;
широкое развитие при поддержке финансовых структур системы лизинга автотранспортных средств;
реализация сервисной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей.
При этом особое внимание должно быть уделено модернизации и обновлению парка автотранспортных средств на предприятиях, осуществляющих социально значимые перевозки, а также на предприятиях, выполняющих государственную обязанность по мобилизационным заданиям.
В области экологической безопасности все более актуальной становится проблема выработки единой экологической политики, направленной на снижение уровня негативного воздействия автомобилизации на окружающую среду и здоровье населения и приведение его в соответствие с достигнутым в большинстве европейских стран. В предстоящий период первостепенное значение приобретают мероприятия по повышению экологической безопасности автомобилей и транспортных потоков на городских улично-дорожных сетях; улучшению качества традиционных моторных топлив, значительному расширению применения альтернативных топлив, включая природный газ; обеспечению вторичной переработки и утилизации отходов автотранспортной деятельности, обеспечению экологического образования и воспитания и др.
Решение важнейшей проблемы по обеспечению безопасности дорожного движения и снижению ущерба от дорожно-транспортных происшествий будет осуществляться в соответствии с областной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в Курской области в 2006 - 2012 годах".
___________________________________________
*Абзац тридцать четвертый изложен в соответствии с официальным текстом документа. - Примечание "КОДЕКС".
___________________________________________
Кадровое обеспечение. Решение проблемы кадрового обеспечения отрасли должно осуществляться во взаимодействии с образовательными учреждениями областного центра: Курский государственный технический университет, негосударственное образовательное учреждение "Курский автодорожный институт", Курский филиал ФГОУ СПО "Республиканский заочный автотранспортный техникум", ГОУ ДПО "Курский областной по следующим основным направлениям:
увеличение выпуска специалистов с высшим и средним автотранспортным образованием, в первую очередь, по специальностям:
"Автомобили и автомобильное хозяйство", "Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте", "Транспортная логистика" и другим;
повышение требований к качеству подготовки работников массовых профессий (водителей автомобилей, ремонтных рабочих и других);
обновление содержания автотранспортного образования и его учебно-методического обеспечения с учетом использования в обучении новейших информационных технологий, подготовки и издания современных учебников и учебных пособий;
укрепление и развитие материально-технической базы в высших и средних специальных учебных заведениях, учебно-курсовых комбинатах и автошколах;
создание системы и обеспечение переподготовки и повышения квалификации руководителей автотранспортных предприятий;
создание социально-экономических условий для закрепления кадров в отрасли (повышение заработной платы, обеспечение охраны труда, увеличение рабочих мест, возрождение системы социального обеспечения путевками в санатории, дома отдыха, пионерские лагеря, установление других социальных гарантий).
В отрасли должна быть обеспечена комплексная система непрерывного образования и переподготовки кадров на основе целевых заказов и освоения новейших достижений отечественной и зарубежной теории и практики обучения специалистов.
В городском электрическом транспорте предполагается решение комплекса проблем, аналогичных с автотранспортом, с целью обеспечения высоких темпов развития горэлектротранспорта, как более экологически чистого вида транспорта в сравнении с автомобильным транспортом.
В результате выполнения мероприятий Концепции будут устранены недостатки и негативные тенденции на автомобильном транспорте, усилится его положительное влияние на развитие экономики области. Автотранспортная отрасль обеспечит полное удовлетворение возрастающих потребностей всех секторов экономики и населения области в перевозках пассажиров. При этом будут повышены эффективность, надежность и безопасность функционирования автотранспортного комплекса, а также улучшена его мобилизационная готовность для использования в чрезвычайных ситуациях.
На железнодорожном транспорте весь объем пассажирских перевозок на территории области осуществляется Московской железной дорогой (МЖД) и Юго-Восточной железной дорогой (ЮВЖД) - филиалами ОАО "Российские железные дороги".
По состоянию на 01.01.2008 эксплуатационная длина железных дорог общего пользования составила по области 1061,2 км.
Железнодорожные перевозки обеспечены на территории области: в летний период - не менее чем 70 парами, в зимний - не менее чем 25 парами поездов дальнего следования и 54 парами пригородных пассажирских поездов (27 пар Московской железной дороги и 27 пар Юго-Восточной железной дороги), в том числе рельсовыми автобусами повышенной комфортности.
В рамках заключаемых договоров между Администрацией Курской области и железными дорогами решаются вопросы по сохранению и развитию железнодорожных пригородных перевозок, регулированию железнодорожных тарифов, предоставлению права льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения гражданам - получателям социальных услуг; содержанию и эксплуатации малодеятельных участков и направлений железнодорожного транспорта.
Курская область, исходя из имеющихся возможностей областного бюджета, предоставляет субсидии организациям железнодорожного транспорта на возмещение:
выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по проезду от перевозки отдельным категориям граждан в поездах пригородного сообщения;
убытков от содержания и эксплуатации малодеятельных участков на территории Курской области;
убытков, полученных от пригородных пассажирских железнодорожных перевозок.
Основными сдерживающими факторами и проблемами развития железнодорожного транспорта являются:
нехватка подвижного состава и низкая скорость движения пригородных поездов;
убыточность пригородных перевозок;
высокая изношенность основных фондов железнодорожного транспорта.
В долгосрочной перспективе железнодорожные перевозки останутся самым экономически эффективным способом транспортировки значительных по объемам стабильных потоков массовых грузов, доставляемых на средние и дальние расстояния.
В среднесрочной перспективе эффективность железнодорожного транспорта будет определяться динамикой обновления основных производственных фондов отрасли, темпами роста спроса на железнодорожные перевозки, результатами реализации структурной реформы отрасли, эффективностью тарифной политики в регулируемых государством естественно-монопольных секторах деятельности.
Ключевым вопросом развития железнодорожного транспорта остается повышение его инвестиционной привлекательности и разработка принципиально новых механизмов привлечения средств для строительства и реконструкции объектов инфраструктуры общего пользования.
В сфере железнодорожного транспорта основными направлениями деятельности остаются: повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг, удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом.
В ходе дальнейшего развития предполагается решение следующих задач:
продолжение работы в рамках заключенных договоров между Администрацией Курской области и филиалами ОАО "РЖД" по регулированию железнодорожных тарифов, повышению безопасности движения поездов, обеспечению содержания и эксплуатации малодеятельных участков и направлений;
совершенствование тарифной политики, с целью обеспечения нормальной рентабельности инвестированного в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта капитала;
поэтапное прекращение перекрестного субсидирования убыточных социально ориентированных видов перевозок за счет доходов от иных видов перевозок и услуг;
выделить в составе ОАО "РЖД" комплексы пригородных и дальних пассажирских перевозок с последующим созданием компаний пригородных перевозок.
Реализация мероприятий Концепции позволит обеспечить:
доступность, качество и безопасность пассажирских перевозок;
рост объемов услуг пассажирского транспорта за весь период реализации Концепции: пассажирских перевозок всеми видами транспорта - на 4%, пассажирооборота - на 7%;