При современном состоянии атомной энергетики, предприятий ядерно-топливного цикла, химических производств, сферы использования радиоактивных веществ и токсичных химикатов на территории Курской области существует риск возникновения аварий с выбросом радионуклидов и аварийно химически опасных веществ, причинами которых могут быть нарушения технологических процессов, правил работы аварийно химически опасными веществами, с источниками радиоактивности и токсичными химикатами, их хранения и перевозки. В результате таких аварий могут возникать обширные зоны радиоактивного и химического заражения атмосферного воздуха, загрязнения местности и происходить облучение (отравление) персонала потенциально опасных объектов и населения.
На территории Курской области расположены:
10 химически опасных объектов, в производствах которых используется и хранится более 100 тонн аварийно химически опасных веществ, и в зонах возможного химического заражения проживает более 23 тыс. человек. Перечень химически опасных объектов, находящихся на территории Курской области на 21.09.2012, приведен в приложении N 1 к настоящей Подпрограмме.
1 радиационно опасный объект - в случае общей радиационной аварии на АЭС общая площадь радиоактивного загрязнения может составить до 2,8 тыс. кв. км с населением более 140 тыс. человек. Перечень радиационно опасных объектов, находящихся на территории Курской области на 30.03.2012, приведен в приложении N 2 к настоящей Подпрограмме.
Старение оборудования, снижение уровня технологической дисциплины при проведении плановых профилактических и ремонтных работ, отток квалифицированных кадров приводят к повышению вероятности возникновения аварийных ситуаций на потенциально опасных объектах.
Актуальной становится проблема противодействия ядерному, химическому и биологическому терроризму, требующая к себе пристального внимания и принятия соответствующих мер.
Возрастание риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросом в атмосферу радионуклидов и аварийно химически опасных веществ, определяет актуальность разработки данной Подпрограммы.
В соответствии с Протоколом совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 года N 4, утвержденным Президентом Российской Федерации 4 декабря 2003 года N Пр-2192, Федеральным законом от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, одной из главных задач является обеспечение населения СИЗ, в том числе принятие мер субъектами Российской Федерации по ежегодному освежению запасов СИЗ в объеме до 10% от норм обеспеченности, исходя из 100% освежения к 2020 году.
В 2010 году в собственность Курской области приняты на безвозмездной основе от Росрезерва приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля, химической разведки и СИЗ в количестве:
- противогазы гражданские - 357690 штук;
- противогазы детские - 134320 штук;
- камера защитная детская - 11500 штук;
- дополнительный патрон ДПГ-3 - 3000 штук.
В соответствии с приказом МЧС России от 19.04.2010 N 186 "О внесении изменений в Правила использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденные приказом МЧС России от 27.05.2003 N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля" определены рекомендуемые назначенные сроки хранения СИЗ, приборов радиационной, химической разведки и контроля, в том числе:
- фильтрующие противогазы (гражданские, детские) - 25 лет;
- камеры защитные детские - 25 лет;
- дополнительные патроны к фильтрующим противогазам гражданским - 25 лет.
По истечении назначенного срока хранения изделия подлежат освежению и замене.
При проведении инвентаризации в ходе передачи СИЗ в собственность субъекта установлено, что по состоянию на 01.01.2012 истекли назначенные сроки хранения до 55% СИЗ, хранящихся на складах.
Расчеты, подтверждающие потребность в освежении СИЗ, хранящихся на складах Курской области, проведены в соответствии с приказом МЧС России от 19.04.2010 N 186 и приведены в приложении N 3 к настоящей Подпрограмме.
Подпрограмма определяет характеристику проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма, цель, основные принципы, направления, задачи, механизмы реализации, механизм управления Подпрограммой и взаимодействия исполнителей Подпрограммы и этапы первоочередных мероприятий в области обеспечения населения СИЗ в чрезвычайных ситуациях как в мирное, так и военное время.
Подпрограмма базируется на основных положениях Концепции национальной безопасности Российской Федерации, федеральных законах, иных нормативных правовых актах, основах государственной политики в области обеспечения ядерной, радиационной, химической и биологической безопасности Российской Федерации, других документах, регламентирующих рассматриваемые вопросы в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Основными факторами, обуславливающими необходимость разработки Подпрограммы, являются:
необходимость совершенствования нормативной правовой базы в области обеспечения населения Курской области СИЗ;
наличие на территории Курской области организаций, представляющих опасность для населения и территории в связи с возможностью химического и биологического заражения, радиоактивного загрязнения;
увеличение вероятности террористических проявлений в отношении радиационно и химически опасных объектов;
несоответствие существующего порядка накопления, хранения и выдачи СИЗ населению современным требованиям.
Формирование дифференцированной системы обеспечения населения СИЗ предусматривает распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Курской области, органами местного самоуправления и организациями Курской области в обеспечении населения СИЗ.