В настоящее время мероприятия в области обеспечения пожарной безопасности финансируются в основном за счет средств, выделяемых на осуществление деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций. Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики. Рассматриваемую проблему обеспечения пожарной безопасности в Курской области невозможно решить в приемлемые сроки без государственной поддержки.
С учетом существующего уровня рисков возникновения пожаров в Курской области эффективное обеспечение пожарной безопасности может быть достигнуто путем увеличения объемов финансирования за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных средств, направляемых на развитие и совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности.
Для решения рассматриваемой проблемы требуется принципиальная высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий.
Разработка Программы предполагает использование следующих принципов, обеспечивающих обоснованный выбор мероприятий Программы:
системный подход, комплексность, концентрация на самых важных направлениях;
оценка потребностей в финансовых средствах мероприятий Программы;
оценка результатов и социально-экономической эффективности Программы, которая осуществляется на основе расчета целевых показателей.
Системный подход к разработке Программы предусматривает:
охват всех видов опасностей, возникающих при пожарах;
использование всех способов снижения рисков пожаров, в том числе организационных, методических, технических и других и повышение уровня защиты объектов.
Комплексность мероприятий Программы предусматривает:
выбор и реализацию мероприятий по повышению пожарной безопасности объектов на основе прогнозирования количества пожаров;
социальное, техническое и экономическое обоснование предлагаемых мероприятий Программы.
Концентрация финансовых средств и организационных усилий Программы на значимых направлениях предусматривает:
включение в состав мероприятий, в первую очередь межведомственного и межотраслевого характера, реализация которых относится к компетенции и расходным обязательствам органов исполнительной власти;
повышение защиты населения от пожаров и решение проблемы снижения рисков пожаров применительно к критически важным объектам Курской области, находящимся полностью под управлением органов исполнительной власти, а также управляемым совместно с другими органами власти и управления;
развитие систем, технических средств и технологий, признанных наиболее значимыми и перспективными для решения проблемы снижения количества пожаров;
повышение готовности органов управления, сил и технических средств по выполнению основных функциональных задач, направленных на реализацию мероприятий Программы.
В процессе утверждения мероприятий главными факторами, определяющими их выбор, будут являться:
эффективность применяемых технических средств, их надежность;
наличие и (или) возможность создания системы технического обслуживания и ремонта;
гарантированность бесперебойных и своевременных поставок техники и запасных частей к ней;
отсутствие негативных сопутствующих воздействий на пострадавшее население, пожарных.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся:
организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
разработка, финансирование и организация выполнения региональных целевых программ;
осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами.