В условиях сохранения высокого уровня угрозы техногенного и природного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) для устойчивого социально-экономического развития страны одним из важных элементов обеспечения национальной безопасности России является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов.
За последние 30 лет в нашей стране от аварий, катастроф и стихийных бедствий пострадало более 10 млн. человек, из них погибло более 600 тыс. человек. Суммарный экологический ущерб за этот период сопоставим со среднегодовым валовым внутренним продуктом (далее - ВВП) Российской Федерации. Имеет место рост социальных и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
За этот период среднегодовой прирост потерь составил: по числу погибших - 4,3%, пострадавших - 8,6%, материальному ущербу - 10,4%. По оценкам отечественных ученых и экспертов возможный среднегодовой совокупный материальный ущерб с затратами на ликвидацию последствий ЧС в ближайшие годы в нашей стране может составить от 5 до 7% ВВП страны.
На территории Курской области опасность техносферы для населения и окружающей среды обуславливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве радиационных, химических, биологических, пожароопасных и взрывоопасных производств и технологий.
На территории области насчитывается 118 потенциально опасных объектов, в том числе один радиационно опасный объект, 28 химически опасных, 82 взрывопожароопасных, 7 гидротехнических сооружений.
Возможные источники ЧС составляют зону опасности воздействия поражающих факторов площадью 3752 кв. км с населением 670 тыс. человек.
За 2006 - 2008 годы на водных объектах Курской области погибло 215 человек, в том числе 14 детей. За первое полугодие 2009 года погибло 23 человека, в том числе 2 детей.
Сохраняющаяся тенденция ежегодного роста количества и масштабов последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий заставляет искать новые пути решения проблемы защиты населения и территории от ЧС, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.
Проблема заключается в обеспечении снижения рисков ЧС и потерь человеческого, природного и экономического потенциала путем концентрации материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях создания условий безопасной жизнедеятельности и координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Курской области, органов местного самоуправления и организаций.
Имеющиеся ресурсы должны быть в первую очередь направлены на снижение риска и обеспечение безопасности человека, а не на оплату огромных расходов при покрытии причиненного ущерба.
С 2006 года Курская область перешла на решение комплексной безопасности программно-целевым методом в рамках областных целевых программ "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Курской области на 2006 - 2009 годы", "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Курской области на 2009 год" (далее - ранее действующие Программы).
В ходе их реализации был получен положительный опыт решения проблемы обеспечения комплексной безопасности в Курской области программно-целевыми методами с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Курской области, органов местного самоуправления и организаций.
Общий объем финансирования Программы составлял 743,91 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 474,23 млн. рублей;
средства областного бюджета - 60,85 млн. рублей;
средства местных бюджетов - 42,10 млн. рублей;
собственные средства организаций - 161,49 млн. рублей;
внебюджетные источники финансирования - 5,24 млн. рублей.
Приоритетными направлениями реализации ранее действующей Программы являлись:
совершенствование объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) Курской области;
обеспечение безопасности критически важного и потенциально опасных объектов;
обеспечение химической и биологической безопасности на территории Курской области;
безопасность гидротехнических сооружений Курской области.
Приоритетное направление отводится системе антикризисного управления, особое место в которой занимает развитие и совершенствование Объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ).
В основу функционирования ОСОДУ Курской области положена эксплуатация и развитие телекоммуникационной среды, созданной по административно-территориальному принципу, автоматизированной системы и геоинформационных ресурсов.
Основу ОСОДУ составляют Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) Курской области, дежурная диспетчерская служба Курской области, единые дежурно-диспетчерские службы городских округов и муниципальных районов и диспетчерские службы потенциально опасных объектов.
ЦУКС является вышестоящим органом повседневного управления для всех созданных в городских округах и муниципальных районах Единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) по вопросам сбора, обработки и обмена информацией, а также координирующим органом по вопросам совместных действий дежурно-диспетчерских служб (ДДС) функциональных подсистем при ликвидации ЧС. Его полномочия закреплены в Законе Курской области "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Результатом централизации в ЦУКС управления различными звеньями функциональных и территориальной подсистем РСЧС явилось то, что не допущено перерастания предпосылок к ЧС в чрезвычайные ситуации, в том числе на объектах жизнеобеспечения населения и особенно в осенне-зимний отопительный период. Временные рамки реагирования не вышли за пределы нормативных, а по ряду показателей улучшились. Развитие ОСОДУ позволило повысить качество управляемости муниципальных и объектовых звеньев РСЧС.