ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 августа 2009 г. N 387-р



ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"


1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Курской области на 2010 - 2012 годы".

2. Определить государственным заказчиком областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Курской области на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа) Главное управление МЧС России по Курской области.

3. Установить что прогнозный объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 123560,0 тыс. рублей.

4. Главному управлению МЧС России по Курской области (В.Н. Зубков) обеспечить разработку проекта Программы в срок до 1 сентября 2009 года и внесение его в установленном порядке в Правительство Курской области.

И.о. первого заместителя Губернатора -
Председателя Правительства
Курской области
А.П.ДЕМИН

     



Утверждена
распоряжением
Правительства Курской области
от 10 августа 2009 г. N 387-р

     
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ
ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО
ХАРАКТЕРА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"


1. Анализ проблемы за последние 3 - 5 лет,
причины ее возникновения


В условиях сохранения высокого уровня угрозы техногенного и природного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) для устойчивого социально-экономического развития страны одним из важных элементов обеспечения национальной безопасности России является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов.

За последние 30 лет в нашей стране от аварий, катастроф и стихийных бедствий пострадало более 10 млн. человек, из них погибло более 600 тыс. человек. Суммарный экологический ущерб за этот период сопоставим со среднегодовым валовым внутренним продуктом (далее - ВВП) Российской Федерации. Имеет место рост социальных и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

За этот период среднегодовой прирост потерь составил: по числу погибших - 4,3%, пострадавших - 8,6%, материальному ущербу - 10,4%. По оценкам отечественных ученых и экспертов возможный среднегодовой совокупный материальный ущерб с затратами на ликвидацию последствий ЧС в ближайшие годы в нашей стране может составить от 5 до 7% ВВП страны.

На территории Курской области опасность техносферы для населения и окружающей среды обуславливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве радиационных, химических, биологических, пожароопасных и взрывоопасных производств и технологий.

На территории области насчитывается 118 потенциально опасных объектов, в том числе один радиационно опасный объект, 28 химически опасных, 82 взрывопожароопасных, 7 гидротехнических сооружений.

Возможные источники ЧС составляют зону опасности воздействия поражающих факторов площадью 3752 кв. км с населением 670 тыс. человек.

За 2006 - 2008 годы на водных объектах Курской области погибло 215 человек, в том числе 14 детей. За первое полугодие 2009 года погибло 23 человека, в том числе 2 детей.

Сохраняющаяся тенденция ежегодного роста количества и масштабов последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий заставляет искать новые пути решения проблемы защиты населения и территории от ЧС, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.

Проблема заключается в обеспечении снижения рисков ЧС и потерь человеческого, природного и экономического потенциала путем концентрации материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях создания условий безопасной жизнедеятельности и координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Курской области, органов местного самоуправления и организаций.

Имеющиеся ресурсы должны быть в первую очередь направлены на снижение риска и обеспечение безопасности человека, а не на оплату огромных расходов при покрытии причиненного ущерба.

С 2006 года Курская область перешла на решение комплексной безопасности программно-целевым методом в рамках областных целевых программ "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Курской области на 2006 - 2009 годы", "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Курской области на 2009 год" (далее - ранее действующие Программы).

В ходе их реализации был получен положительный опыт решения проблемы обеспечения комплексной безопасности в Курской области программно-целевыми методами с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Курской области, органов местного самоуправления и организаций.

Общий объем финансирования Программы составлял 743,91 млн. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 474,23 млн. рублей;

средства областного бюджета - 60,85 млн. рублей;

средства местных бюджетов - 42,10 млн. рублей;

собственные средства организаций - 161,49 млн. рублей;

внебюджетные источники финансирования - 5,24 млн. рублей.

Приоритетными направлениями реализации ранее действующей Программы являлись:

совершенствование объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) Курской области;

обеспечение безопасности критически важного и потенциально опасных объектов;

обеспечение химической и биологической безопасности на территории Курской области;

безопасность гидротехнических сооружений Курской области.

Приоритетное направление отводится системе антикризисного управления, особое место в которой занимает развитие и совершенствование Объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ).

В основу функционирования ОСОДУ Курской области положена эксплуатация и развитие телекоммуникационной среды, созданной по административно-территориальному принципу, автоматизированной системы и геоинформационных ресурсов.

Основу ОСОДУ составляют Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) Курской области, дежурная диспетчерская служба Курской области, единые дежурно-диспетчерские службы городских округов и муниципальных районов и диспетчерские службы потенциально опасных объектов.

ЦУКС является вышестоящим органом повседневного управления для всех созданных в городских округах и муниципальных районах Единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) по вопросам сбора, обработки и обмена информацией, а также координирующим органом по вопросам совместных действий дежурно-диспетчерских служб (ДДС) функциональных подсистем при ликвидации ЧС. Его полномочия закреплены в Законе Курской области "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Результатом централизации в ЦУКС управления различными звеньями функциональных и территориальной подсистем РСЧС явилось то, что не допущено перерастания предпосылок к ЧС в чрезвычайные ситуации, в том числе на объектах жизнеобеспечения населения и особенно в осенне-зимний отопительный период. Временные рамки реагирования не вышли за пределы нормативных, а по ряду показателей улучшились. Развитие ОСОДУ позволило повысить качество управляемости муниципальных и объектовых звеньев РСЧС.

Со всеми ЕДДС городских округов и муниципальных районов области, ДДС экстренных служб оборудованы прямые каналы связи, введены единые стандарты в области оснащения оборудованием, обучения персонала, единых алгоритмов работы.

Для включения их в единое информационное пространство и обеспечения доступа к объединенным информационным ресурсам всей областной системы организована работа по созданию единой информационно-справочной базы данных.

За счет средств областного бюджета (6,5 млн. рублей) разработан технический проект и рабочая документации ОСОДУ и другое.

На развитие автоматизированной системы ОСОДУ и совершенствование ЕДДС районов были направлены средства местных бюджетов в сумме 480 тыс. рублей.

Второй этап развития ОСОДУ предусматривает разработку и внедрение в эксплуатацию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, осуществление их программно-технического сопряжения с взаимодействующими дежурно-диспетчерскими службами милиции, обеспечения безопасности дорожного движения, скорой медицинской помощи и др.

Одним из приоритетных направлений в вопросах защиты населения явилось совершенствование автоматизированной системы централизованного оповещения (АСЦО).

Отдельным направлением в рамках ранее действующей Программы являлось создание на территории Курской области Системы-112.

Централизация и автоматизация как приема и обработки всех сообщений, так и организации реагирования на них являлась одним из основных принципов оперативно-диспетчерского управления. Система-112 позволяет решать задачи по приему сообщений по единому номеру "112", обеспечению психологической поддержки позвонившему лицу и передачи информации о происшествиях в ДДС для организации экстренного реагирования.

Создана опытная зона Системы-112 на базе муниципального образования "Город Курск", готовится подключение к ней городов Железногорск, Курчатов.

На создание Системы-112 из федерального и областного бюджетов, средств Курского филиала ОАО "ЦентрТелеком" было израсходовано около 400 млн. рублей.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 года N 1 "О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" на территории Курской области в рамках областной Программы организована работа по созданию областного сегмента Общероссийской комплексной системы оповещения и информирования населения (ОКСИОН).

Решением антитеррористической комиссии Курской области (протокол N 2 от 16.04.2007) было принято решение о создании областного сегмента ОКСИОН с финансированием его в рамках областной целевой программы.

В 2008 году завершен 1-й этап работ. В рамках ранее действующей Программы на выполнение работ было выделено 6,5 млн. рублей, из бюджета г. Курска - 6 млн. рублей.

Создание областного сегмента ОКСИОН позволит проводить мониторинг обстановки в местах массового пребывания людей, своевременно осуществлять оповещение населения в случае угрозы или возникновения ЧС и при угрозе террористических актов, а также проводить обучение населения способам защиты от ЧС.

На базе ЦУКС создан Региональный информационный центр (РИЦ). Смонтированы и запущены в опытную эксплуатацию 1 пункт уличного информирования населения (ПУОН) и 1 пункт информирования и оповещения населения (ПИОН) в местах массового пребывания людей. В РИЦ заведена система "Безопасный город", позволяющая получать информацию с 15 поворотных видеокамер и 6 камер, установленных на объектах с массовым нахождением людей.

До конца 2009 года в г. Курске запланирована установка ПИОНов на объектах с массовым пребыванием людей на основе плазменных панелей и ПУОНов на основе устройств типа "бегущая строка". На развитие системы ОКСИОН из областного бюджета в 2009 году выделено 1,3 млн. рублей, из бюджета г. Курска - 8,2 млн. рублей.

В ходе реализации областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Курской области на 2006 - 2009 гг." на повышение защищенности критически важных и потенциально опасных объектов за счет собственных средств предприятий израсходовано 115,0 млн. рублей.

На Курской АЭС создана автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО), совершенствуются и модернизуются системы аварийного контроля, проводятся профилактические инженерно-технические мероприятия по повышению надежности и безопасности АЭС (ремонты, профилактика, модернизация, а также реконструкция энергоблоков 1-го поколения).

За счет собственных средств организаций осуществлены поставка оборудования для модернизации локальной системы оповещения 5 км зоны вокруг Курской АЭС, доработан паспорт безопасности Курской АЭС, проведены мероприятия по страхованию рисков на потенциально опасных объектах, разработана декларация безопасности гидротехнических сооружений ОАО "Михайловский ГОК", совершенствование ведомственных дежурных служб ОАО "ТГК-4" - "Курская региональная генерация".

На территории Курской области завершена работа по разработке паспортов безопасности. Полностью разработан и распоряжением Губернатора Курской области введен в действие Паспорт безопасности территории Курской области.

Совместными усилиями органов исполнительной власти Курской области и Главного управления МЧС России по Курской области проведена работа по разработке планов защищенности и паспортов безопасности критически важных объектов, расположенных на территории Курской области, паспортов безопасности рынков и мест с массовым пребыванием людей. В ЦУКС создана электронная база данных с электронными версиями паспортов безопасности на 574 потенциально опасных объектов, общеобразовательных учреждений и мест массового пребывания людей.

В рамках программных мероприятий выполнен комплекс практических мероприятий по уменьшению риска возникновения ЧС на химически опасных объектах - переход на безопасные технологии, создание локальных систем оповещения, страхование населения, приобретение средств защиты.

В течение действия Программы на безопасные технологии перешли 29 объектов из 54 и до конца 2009 года планируют перейти еще 2 объекта.

Полностью исключен из оборота организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Курской области, хлор.

Решен вопрос по утилизации источников ионизирующего излучения с просроченными сроками хранения на безвозмездной основе, что позволило сэкономить финансовые средства.

Общий объем финансовых средств, затраченных на эти цели организациями, составляет более 6,2 млн. рублей.

Целенаправленное проведение этих мероприятий позволит в ближайшие годы полностью уйти от использований в производстве опасных химических веществ, что значительно уменьшит степень химической опасности для населения и природной среды Курской области, сократит количество контрольно-надзорных мероприятий, улучшит экологическую обстановку на территории Курской области.

На 10 химически опасных объектах созданы локальные системы оповещения.

При реализации областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Курской области до 2009 года" только на цели обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и речной системы Курской области освоено 234,1 млн. рублей.

Более 4,9 млн. рублей средств местных бюджетов освоено органами местного самоуправления Курской области при выполнении мероприятий областной целевой программы по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Территориальным страховым фондом документации (ТСФД) организована и проводится работа по созданию тематических слоев (теплоснабжение, водоснабжение и канализация). Создан оперативный информационный ресурс на 690 объектов.

На территории Курской области завершается работа по разработке документов территориального планирования. Разработаны схема территориального планирования Курской области, схемы территориального планирования 27 муниципальных районов и генеральные планы 5 городских округов, проводится работа по разработке схем территориального планирования городских и сельских поселений.

Данная работа позволит оценить риски чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимизировать их последствия на основе инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности.

Всего общий объем финансирования в рамках ранее действующей Программы за 2006 - 2008 годы составил 448,93 млн. рублей.

Вместе с тем, мероприятия ранее действующей Программы в полной мере реализованы не были.

В ходе корректировки программных мероприятий был принят к финансированию только подраздел "Совершенствование объединенной системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ в ЧС) Курской области", что не позволило обеспечить комплексную безопасность населения и территории Курской области в полном объеме.

Данные обстоятельства требуют принятия Программы до 2012 года с учетом включения в ее состав таких направлений, как обеспечение техногенной и информационной безопасности объектов и населения, а также их защиты от негативных природных явлений, обеспечение безопасности объектов жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, совершенствование систем физической защиты и охраны объектов, системы мониторинга и прогнозирования ЧС, централизованного оповещения населения, связи, лесопожарной безопасности.

Решение проблемы комплексной безопасности на территории Курской области в период 2010 - 2012 годы будет осуществляться с учетом выполнения очередного этапа федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации на период до 2010 года". Это в конечном итоге приведет к обеспечению необходимых условий для уменьшения и предотвращения гибели и травматизма людей при ЧС и сокращению материального ущерба.

С учетом разграничения функций и ответственности органов исполнительной власти Курской области и органов местного самоуправления мероприятия Программы планируется направить на создание условий для уменьшения рисков ЧС, реализацию превентивных мер, а также мероприятий по ликвидации причиненного и накопленного ущерба.

Будет продолжена работа по развитию автоматизированной системы ОСОДУ в чрезвычайных ситуациях Курской области, дальнейшему созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, развитию территориального страхового фонда документации (ТСФД) Курской области и Территориального центра мониторинга и прогнозирования и лабораторного контроля Курской области.

В связи с переходом Курской области на цифровое вещание требуется дополнительное финансирование на реконструкцию и развитие региональной автоматизированной системы центрального оповещения (РАСЦО). Проект реконструкции РАСЦО будет разработан до конца 2009 года.

В течение указанного периода планируется продолжить выполнение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности критически важных и потенциально опасных объектов на территории Курской области. На эти мероприятия за счет предполагаемых средств федерального бюджета и собственных средств организаций планируется израсходовать более 3 млрд. рублей.

В рамках реализации Программы планируется строительство защищенного пункта управления Курской АЭС в г. Курчатове (внешний аварийный центр), строительство убежища на территории АЭС на 1200 человек укрываемого персонала, модернизация системы безопасности станции, проведение мероприятий по совершенствованию системы технической и физической защищенности объектов, приобретение средств индивидуальной защиты.

Планируется провести комплекс мероприятий по обеспечению химической и биологической безопасности, для чего на утилизацию непригодных и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов путем вывоза за пределы Курской области будет израсходовано около 2 млн. рублей.

В целях обеспечения безопасности гидротехнических сооружений Курской области за счет предполагаемых средств федерального бюджета, средств областного бюджета и собственных средств организаций планируется провести их капитальный ремонт, выполнить комплекс мероприятий по строительству ограждающих сооружений хвостохранилища ОАО "Михайловский ГОК".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»