Недействующий

О внесении изменений и дополнений в постановление Курской областной Думы "Об областной целевой программе "Модернизация сети автомобильных дорог Курской области (2008 - 2010 годы)"

I. Содержание проблемы и обоснование ее решения

Дорожное хозяйство - важнейший элемент производственной инфраструктуры, определяющий уровень развития транспортной системы России и оказывающий огромное влияние на развитие других отраслей экономики. Создание динамично развивающегося, устойчиво функционирующего и сбалансированного дорожного хозяйства является необходимым условием для обеспечения подъема экономики, эффективной деятельности хозяйствующих субъектов и роста благосостояния населения. Развитие и стабилизация сферы дорожного хозяйства являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие страны, а также каждого региона в отдельности.
Важнейшей составной частью транспортной системы Курской области являются автомобильные дороги. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связь области с соседними регионами, с дорожной сетью государства Украина, а также между населенными пунктами, во многом зависит решение задачи достижения устойчивого экономического роста области, улучшения условий для предпринимательской деятельности и повышения качества жизни населения.
В настоящее время одной из причин, сдерживающих социально-экономическое развитие Курской области, является неудовлетворительное состояние и недостаточный уровень развития существующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения. Значительная часть автомобильных дорог общего пользования регионального значения имеет высокую степень износа, 1105 сельских населенных пунктов не имеют круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием. В течение длительного периода темпы износа автомобильных дорог Курской области были выше темпов восстановления и развития. Ускоренный износ этих автомобильных дорог был обусловлен высокими темпами роста парка автотранспортных средств и интенсивности движения на опорной сети автомобильных дорог общего пользования, а также увеличением в составе автотранспортных потоков доли большегрузных автомобилей.
Согласно положениям Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года развитие сети автомобильных дорог должно соответствовать темпам социально-экономического развития России и обеспечивать потребность в перевозках в соответствии с ростом парка автотранспортных средств. В создавшейся ситуации необходимо принять неотложные меры по качественному изменению состояния автомобильных дорог общего пользования, чтобы обеспечить их ускоренное развитие в соответствии с потребностями экономики и населения Курской области.
Современные социально-экономические условия потребовали уточнения приоритетов в развитии дорожного хозяйства в Курской области, возникла необходимость в увязке существующих федеральных и областных целевых программ. В целях наиболее эффективной реализации на территории Курской области федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848, областных целевых программ "Социальное развитие села на 2004 - 2010 годы" (утверждена постановлением Курской областной Думы от 29 июля 2004 года N 954-III ОД), "Повышение безопасности дорожного движения в Курской области в 2006 - 2012 годах" (утверждена постановлением Курской областной Думы от 29 марта 2007 года N 345-IV ОД), разработана настоящая областная целевая программа "Модернизация сети автомобильных дорог Курской области (2008 - 2010 годы)".
Цели и задачи областной целевой Программы формировались исходя из состояния дорожной отрасли Курской области в настоящее время, которое обусловлено рядом проблем, негативно влияющих на его развитие:
основные фонды дорожного хозяйства обновляются недостаточными темпами, их износ достиг 75 - 80 процентов и продолжает увеличиваться;
все более резко проявляется дефицит пропускной способности региональной дорожной сети, развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации области;
не обеспечена связь по автомобильным дорогам с твердым покрытием для 1105 населенных пунктов;
не обеспечены подъездами с твердым покрытием животноводческие хозяйства;
не обеспечены подъездами объекты социальной сферы на территории муниципальных образований;
не соответствует нормативным требованиям состояние улично-дорожной сети населенных пунктов Курской области.
По результатам инвентаризации автомобильных дорог Курской области, проведенной в порядке реализации Федеральных законов от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на территории Курской области насчитывается 16882 км автомобильных автодорог общего пользования, в том числе:
7920 километров автомобильных дорог относятся к собственности муниципальных образований;
2969 километров автомобильных дорог не имеют балансодержателя и признаны бесхозными;
5993 километра автомобильных дорог регионального значения, из которых:
5802 километра автомобильных дорог имеют твердое покрытие,
191 километр автодорог - грунтовые.
В соответствии с Законом Курской области от 29 декабря 2005 года N 110-ЗКО "Об автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Курской области" автомобильные дороги регионального значения относятся к собственности Курской области. Их содержание и развитие осуществляются за счет средств бюджета Курской области, а также за счет субсидий, выделяемых из средств федерального бюджета.
Основной задачей автомобильных дорог является обеспечение транспортного сообщения между населенными пунктами. В Курской области 1105 населенных пунктов не обеспечены связью по дорогам с твердым покрытием с сетью автодорог общего пользования, связь близко расположенных сельских населенных пунктов часто осуществляется через районные центры, что приводит к перепробегу автомобильного транспорта и перегрузке автомобильных дорог.
Неразвитость сети автомобильных дорог регионального и муниципального значения усугубляет проблемы в социальной сфере из-за несвоевременного оказания срочной и профилактической медицинской помощи, дополнительных потерь времени, связанных с перевозкой и ограничений на поездки. При отсутствии автомобильных дорог жители многих населенных пунктов не имеют возможности выезда в соседние населенные пункты и районные центры. В связи с этим, в значительной мере сдерживается развитие сельских населенных пунктов, сокращается сельскохозяйственное производство, происходит отток населения, вымирание деревень, сел, поселков.
В настоящее время транспортно-эксплуатационное состояние сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения не может считаться удовлетворительным, поскольку 74,5 процентов автодорог не соответствуют требованиям нормативных документов и современным экономическим потребностям области. Неудовлетворительная прочность дорожных одежд, неудовлетворительные ровность и сцепные свойства дорожных покрытий, неудовлетворительные геометрические параметры автомобильных дорог - основные характеристики, требующие приведения в соответствие с нормами в условиях возрастающей интенсивности движения и увеличения количества автотранспортных средств.
В последние годы увеличение экономической активности населения и рост парка автотранспортных средств привели к резкому повышению числа дорожно-транспортных происшествий. Увеличение количества дорожно-транспортных происшествий в последние годы сопровождалось увеличением количества лиц, погибших и раненых в результате дорожно-транспортных происшествий. Одна из причин - сопутствующие дорожные условия, связанные как с неудовлетворительным содержанием автомобильных дорог, так и с их недостаточным техническим оснащением. Требуется особое внимание к работам по содержанию автомобильных дорог, включающих в себя своевременное устранение ямочности и других дефектов дорожных покрытий, нанесение дорожной разметки, установку и замену ограждений, устройство освещения и другие работы, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, удобства эксплуатации автодорог и увеличение срока службы их покрытий.
Увеличение количества автотранспортных средств у населения и увеличение интенсивности их эксплуатации, а также недостаточное оснащение автомобильных дорог современными инженерными средствами защиты окружающей среды от вредных воздействий (искусственными и растительными барьерами для снижения шумового воздействия загрязнения прилегающих территорий) негативно влияют на экологическую обстановку. Требуется особое внимание к работам по зимнему содержанию автомобильных дорог, включающих в себя применение методов содержания автомобильных дорог, направленных на уменьшение отрицательного влияния противогололедных материалов на окружающую среду.
В сложившихся условиях техническое перевооружение дорожного хозяйства области является ключевой задачей. Без него нельзя добиться существенного повышения эффективности обслуживания экономики и населения, а также обеспечить в полной мере безопасную эксплуатацию автомобильных дорог, безопасность перевозок и охрану окружающей среды.
Необходимо также улучшить состояние и техническую оснащенность объектов дорожной инфраструктуры, привести их в соответствие с современными требованиями, ликвидировать имеющиеся "узкие" места, увеличить пропускную способность звеньев, ограничивающих передвижение транспорта, создать условия для полной реализации технических возможностей современных подвижных средств.
Необходимо реконструировать автомобильные дороги, составляющие основные направления опорной сети дорог Курской области, улучшить их дорожные покрытия, построить обходы населенных пунктов, увеличить протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием.
Реализация Программы направлена на:
развитие инфраструктуры дорожного хозяйства для обеспечения потребности области в автомобильных дорогах, формирование сети автомобильных дорог Курской области как равноправной составляющей единой автодорожной сети Российской Федерации;
осуществление мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности и сохранения окружающей среды, создание условий для улучшения качества жизни населения;
содействие инновационному развитию экономики, создание условий для преодоления социально-экономического отставания области.
Программно-целевой метод, применяемый для решения проблемы модернизации сети автомобильных дорог Курской области, основывается на соблюдении следующих условий:
модернизация сети автомобильных дорог является одной из приоритетных задач развития экономики области, определенных в Программе социально-экономического развития Курской области на 2006 - 2010 годы;
проблема модернизации сети автомобильных дорог носит комплексный характер, что выражается в необходимости государственного регулирования, непосредственного участия в решении поставленных задач органов исполнительной власти Курской области.