АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2009 г. N 134
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УЛУЧШЕНИЕ
УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2009 - 2011 ГОДЫ"
(с изменениями на 29 ноября 2011 года)
__________________________________________
Документ с изменениями, внесёнными:
постановлением Администрации Курской области от 12 февраля 2010 года № 46-па
постановлением Администрации Курской области от 29 ноября 2011 года № 617-па
__________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядком принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Администрации Курской области от 10.10.2008 N 321, Администрация Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Курской области на 2009 - 2011 годы".
2. Постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.
Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2009 - 2011 ГОДЫ"
Наименование Программы - областная целевая программа "Улучшение условий
и охраны труда в Курской области на 2009 -
2011 годы (далее - Программа)
Основание для - распоряжение Администрации Курской области от
разработки Программы 21.05.2008 N 94-р "О разработке областной
целевой программы "Улучшение условий и охраны
труда в Курской области на 2009 - 2011 годы"
Государственный - комитет по труду Курской области
заказчик Программы
Основные разработчики - комитет по труду Курской области;
Программы отраслевые органы исполнительной власти
Курской области;
Государственная инспекция труда в Курской
области;
Общественная организация "Федерация
профсоюзных организаций Курской области"
ГУ "Курское региональное отделение Фонда
социального страхования Российской Федерации";
Союз промышленников и предпринимателей Курской
области
Основная цель - предупреждение и профилактика
Программы производственного травматизма и
профессиональных заболеваний, сохранение жизни
и здоровья человека в трудовом процессе
Основные задачи - совершенствование системы управлений охраной
Программы труда, нормативно-методическое обеспечение
охраны труда;
информационное обеспечение и пропаганда охраны
труда;
обучение и профессиональная подготовка по
охране труда;
совершенствование социального партнерства в
сфере охраны труда;
разработка и осуществление мероприятий,
направленных на снижение профессиональных
рисков, улучшение условий и охраны труда
Важнейшие целевые - снижение численности пострадавших от
индикаторы и несчастных случаев на производстве к уровню
показатели Программы 2008 года (%), по годам:
2009 г. - 1 - 4%; 2010 г. 2 - 8%; 2011 г. 3 -
12%;
снижение коэффициента частоты
производственного травматизма, по годам:
2009 г. - 1,88; 2010 г. - 1,87; 2011 г. -
1,86;
снижение доли работников, занятых в
неблагоприятных условиях труда, по отношению к
списочной численности работников, по годам:
2009 г. - 26,2%; 2010 г. - 25,9%; 2011 г. -
25,6%;
увеличение количества рабочих мест, на которых
улучшены условия труда, к уровню 2008 года
(тыс.), по годам:
2009 г. - на 0,3 - 0,6; 2010 г. - на 0,6 -
1,2; 2011 г. - на 0,8 - 1,9
Сроки реализации - 2009 - 2011 годы
Программы
Перечень основных - обеспечение совместных действий органов
мероприятий государственной власти области, объединений
работодателей, профессиональных союзов по
улучшению условий и охраны труда;
разработка и осуществление первоочередных
мероприятий по предупреждению несчастных
случаев и сохранению здоровья работающих в
процессе работы;
подготовка и реализация правовых актов в
области охраны труда;
обследование рабочих мест, в том числе на
наличие вредных и опасных производственных
факторов, проведение аттестации рабочих мест
по условиям труда;
совершенствование системы подготовки и
аттестации кадров в области условий и охраны
труда;
осуществление экспертиз предоставления
работающим компенсаций за работу в
неблагоприятных условиях труда;
создание системы информирования работающих о
состоянии условий и охраны труда на
предприятиях и в организациях
Исполнители основных - комитет по труду Курской области;
мероприятий Программы отраслевые органы исполнительной власти
Курской области;
органы местного самоуправления муниципальных
образований области;
ОО "Федерация профсоюзных организаций Курской
области";
ГУ "Курское региональное отделение Фонда
социального страхования РФ";
предприятия и организации области
Объемы и источники - общий объем финансирования Программы
финансирования составляет 532563,4 тыс. рублей, в том числе:
Программы 2009 г. - 230182,8 тыс. рублей, 2010 г. -
154524,6 тыс. рублей, 2011 г. - 147856,0 тыс.
рублей;
(абзац в ред., введенной в действие постановлением Администрации Курской области от 29 ноября 2011 года № 617-па, - см. предыдущую редакцию)
средства федерального бюджета - 3100,0 тыс.
рублей; в том числе: 2009 г. - 3100,0 тыс.
рублей;
(абзац в ред., введенной в действие постановлением Администрации Курской области от 12 февраля 2010 года № 46-па, - см. предыдущую редакцию)
средства областного бюджета - 542,0 тыс.
рублей, в том числе: 2009 г. - 221,0 тыс.
рублей, 2010 г. - 200,0 тыс. рублей, 2011 г. -
121,0 тыс. рублей;
(абзац в ред., введенной в действие постановлением Администрации Курской области от 29 ноября 2011 года № 617-па, - см. предыдущую редакцию)
средства Курского регионального отделения
Фонда социального страхования РФ - 68405,0
тыс. рублей, в том числе: 2009 г. - 34365,0
тыс. рублей, 2010 г. - 17020,0 тыс. рублей,
2011 г. - 17020,0 тыс. рублей;
(абзац в ред., введенной в действие постановлением Администрации Курской области от 12 февраля 2010 года № 46-па, - см. предыдущую редакцию)
предполагаемые средства организаций-
участников - в размере 460516,4 тыс. рублей, в
том числе: 2009 г. - 192496,8 тыс. рублей,
2010 г. - 137304,6 тыс. рублей, 2011 г. -
130715,0 тыс. рублей
Система организации - контроль за реализацией Программы
контроля за осуществляют:
исполнением Программы Администрация Курской области,
Контрольно-счетная палата Курской области,
комитет по труду Курской области совместно с
другими органами исполнительной власти
области, ОО "Федерация профсоюзных организаций
Курской области", Государственная инспекция
труда в Курской области, ГУ "Курское
региональное отделение фонда социального
страхования РФ", Управление Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по Курской области
Ожидаемые конечные - ежегодное снижение производственного
результаты реализации травматизма и профзаболеваемости в Курской
Программы области, снижение количества занятых в
условиях труда, не отвечающих
санитарно-гигиеническим требованиям, на 1 - 4%
Областная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Курской области на 2009 - 2011 годы" (далее - Программа) разработана на основании ст. 216 Трудового кодекса Российской Федерации, распоряжения Администрации Курской области от 21.05.2008 N 194-р "О разработке областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Курской области на 2009 - 2011 годы" и в соответствии с федеральной Программой действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 - 2010 годы, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.10.2008 N 586.
Данная Программа обеспечивает преемственность Программы улучшения условий и охраны труда в Курской области на 2006 - 2008 годы в части реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда.
Программа направлена на обеспечение работникам условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, предупреждение и профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний, на достижение в обществе ясного понимания того, что улучшение условий труда непосредственно связано с изменениями совокупности факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу абсолютным приоритетом, связанным с развитием человеческого капитала, определена реализация национальных проектов в области здравоохранения, образования и социальной сферы.
Среди множества факторов, формирующих здоровье населения, большую роль играют состояние окружающей среды, организация питания, условия труда, быта, воспитания и здоровый образ жизни. Исследования Всемирной организации здравоохранения и Международной организации труда свидетельствуют об определяющем влиянии состояния условий труда на состояние здоровья работающего населения и продолжительность жизни человека.
На современном этапе развития России управление охраной труда имеет определенную специфику и формируется в результате взаимодействия организующего начала государства и рыночных механизмов хозяйствования. Управляющая роль государства выступает в форме законов и нормативных правовых актов, содержащих государственные требования к условиям и охране труда, обязательных к исполнению.
Государство в лице органов надзора и контроля контролирует выполнение законодательных требований и осуществляет меры принуждения к их выполнению в организациях.
Обязанности по обеспечению права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, полностью лежат на работодателе, который действует, подчиняясь законам рыночной экономики, определяющей цель предпринимательской деятельности - получение прибыли.
О том, что работодателями, в первую очередь, решается первая проблема (получение прибыли) свидетельствует динамика показателей, характеризующих условия труда работающего населения. Так, удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, сохраняется на уровне 24,9%.
В то же время по данным Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации только прямые материальные потери области, связанные с травматизмом и заболеваемостью на производстве, в 2007 году превысили 260 млн. рублей.
Значительный масштаб занятых в неблагоприятных условиях труда, оказывающих отрицательное влияние на здоровье работающих, подрывает воспроизводство рабочей силы, необходимой для нормального функционирования экономики и ее роста. Государство, выражая общественный интерес в успешном развитии экономики, обязано активно влиять на обеспечение благоприятных условий труда подобно тому, как оно способствует развитию здравоохранения, образования, культуры. Развивая сферы деятельности, определяющие уровень воспроизводства рабочей силы, государство должно активно содействовать становлению достойного труда, который, согласно концепции Международной организации труда, является не только производительным, но и включает безопасные и здоровые условия труда.
В условиях массового невыполнения государственных нормативных требований охраны труда, о чем свидетельствует тот факт, что более 40% от всех занятых в экономике установлена хотя бы одна компенсация за работу в неблагоприятных условиях труда, актуальна постановка задачи по разработке специальных мер, облегчающих работодателям выполнение обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Государство должно выполнять свои гарантии по обеспечению прав работающих на безопасный труд.
Наиболее эффективной мерой следует считать применение метода программно-целевого планирования в решении проблем охраны труда работающего населения. При этом особую значимость приобретают разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда на региональном уровне.
Выделение финансовых средств на обеспечение безопасности и гигиены труда соответствует целевой функции общественного развития, а именно - созданию достойного уровня жизнеобеспеченности членов общества, в том числе во время трудовой деятельности. Затраты на создание благоприятных условий труда не являются потерями с точки зрения общества (как не являются потерями затраты на здравоохранение), поскольку имеют ту же целевую направленность - сохранение здоровья путем ликвидации (снижения) несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Специалисты Международной организации труда подсчитали, что потери от несчастных случаев и болезней в связи с трудовой деятельностью составляют порядка 4% от валового внутреннего продукта.
Областная целевая программа по охране труда, являясь важнейшим инструментом реализации государственной политики в сфере условий и охраны труда в Курской области, позволит планомерно проводить работу в области по улучшению условий труда и сохранению здоровья работающего населения области, снижению травматизма и заболеваемости на производстве, а также материальных потерь общества, связанных с их последствиями. Программа предусматривает материальные и организационные ресурсы для реализации приоритетных мероприятий, направленных на достижение главной цели - обеспечение прав работающих на безопасный труд, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Программа направлена на обеспечение работникам условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, предупреждение и профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Программа учитывает современный уровень материального, информационного и социального состояния социально-экономической сферы Курской области и ориентирована на приоритетные направления решения проблемы по совершенствованию охраны труда на длительный период времени (2009 - 2011 годы).
Цель государственного управления условиями и охраной труда состоит в том, чтобы обеспечить выполнение требований законодательных и иных нормативных правовых актов, которые разработаны таким образом, что их полное выполнение означает создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности. Однако полностью исключить травматизм и заболеваемость на производстве невозможно в силу того, что любая деятельность, а производственная - тем более, несет в себе потенциальную опасность причинения вреда здоровью человека.
В качестве основной цели реализации Программы определяется предупреждение и профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний, сохранение жизни и здоровья человека в трудовом процессе, выражающиеся в снижении показателей производственного травматизма до уровней аналогичных показателей, достигнутых в странах с развитой экономикой, и снижении показателей, характеризующих санитарно-гигиенические условия труда и удельный вес занятых в неблагоприятных условиях труда.