В настоящее время перевозка пассажиров по областным автобусным маршрутам в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется 25 предприятиями автомобильного транспорта, перевозку пассажиров трамваями и троллейбусами в областном центре осуществляет 1 предприятие городского электрического транспорта.
В последние годы увеличился объем перевозок пассажиров на транспорте частных предпринимателей. Перевозки пассажиров выполняют индивидуальные владельцы автобусов и микроавтобусов, объединенные в товарищества ООО "Курск-Авто", некоммерческое партнерство "Общество частных перевозчиков", ООО "Транспродуктсервис", ООО "Транспортная компания "КурскОблТранс", ООО "Товарищество пассажирских перевозок".
Преобразования всех отраслей экономики, произошедшие в Российской Федерации за последние 15 лет, в полной мере затронули и пассажирский транспорт Курской области. На его финансовом состоянии особенно отразилось предоставление льгот при проезде, изменение тарифной и налоговой политики, рост цен на энергоносители, несвоевременное обновление пассажирского парка, а также усиление влияния на данный рынок услуг транспорта индивидуальных перевозчиков, рост количества личного транспорта и другие причины.
В результате объемы перевозок пассажиров снизились, ухудшились экологические и технические характеристики автобусов, трамваев и троллейбусов, задействованных на обслуживании маршрутной сети. На протяжении ряда лет убытки предприятий пассажирского транспорта от перевозки льготных пассажиров из бюджетов всех уровней возмещаются не в полном объеме.
До введения в действие Федерального закона от 22 августа 2005 г. N 122-ФЗ возмещение транспортным предприятиям расходов в связи с предоставлением льгот по проезду из бюджетов всех уровней составляло 20 - 30% от необходимой потребности на эти цели, что обусловило их сложное финансовое состояние.
Ограниченность финансирования транспортных предприятий потребовала сконцентрировать все средства для обеспечения работы подвижного состава и исключить затраты на обновление и пополнение парка, развитие производственной базы и социальной сферы. Из-за отсутствия финансовых ресурсов на приобретение подвижного состава в среднем по области 53% автобусов эксплуатируются свыше 10 лет (при норме - 8 лет), средний возраст трамваев - 20 лет (при норме - 16 лет), средний возраст троллейбусов - 12,5 лет (при норме 10 лет).
Транспортные предприятия вынуждены сдерживать процесс списания техники, полностью выработавшей свой ресурс, что сказывается на регулярности и качестве обслуживания пассажиров. Кроме того, затраты на содержание и эксплуатацию изношенного пассажирского парка многократно увеличиваются по сравнению с новым пассажирским транспортом.
Одной из проблем, которая требует внимания в отрасли, является рост текучести кадров в транспортных предприятиях по основным профессиям - водителям и кондукторам, что приводит к сокращению выпуска на линию автобусов, трамваев, троллейбусов в г. Курске и простою транспортных средств в сельской местности. Главной причиной текучести кадров является низкий уровень заработной платы на предприятиях.
Анализ состояния пассажирских перевозок показывает, что основными причинами, сдерживающими развитие рынка транспортных услуг, являются:
1) недостаточное финансирование предприятий пассажирского транспорта в связи с предоставлением льгот по проезду в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Курской области;
2) убытки транспортных предприятий от пассажирских перевозок в связи с сохранением социальных тарифов и отсутствием возмещения разницы между провозными (социальными) и экономически обоснованными тарифами;
3) продолжающийся рост тарифов естественных монополий;
4) старение парка пассажирского транспорта и отсутствие достаточных объемов собственных средств на его обновление и пополнение.