АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2009 г. N 45
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2009 ГОДУ"
(с изменениями на 1 декабря 2009 года)
__________________________________________
Документ с изменениями, внесёнными:
постановлением Администрации Курской области от 3 июня 2009 года № 179
постановлением Администрации Курской области от 6 августа 2009 года № 259
постановлением Администрации Курской области от 1 декабря 2009 года № 400
__________________________________________
В целях бесперебойного обеспечения потребностей жителей области в пассажирских перевозках, повышения безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров, улучшения культуры и качества их обслуживания Администрация Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие пассажирских перевозок в Курской области в 2009 году".
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.
Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2009 ГОДУ"
Наименование Программы - областная целевая программа "Развитие
пассажирских перевозок в Курской области в
2009 году" (далее по тексту - Программа)
Основание для разработки - решение Правительства Курской области от
Программы 10 октября 2008 г. (протокол N 20, раздел X)
Государственный заказчик - комитет транспорта и связи Курской области
Программы
Разработчик Программы - комитет транспорта и связи Курской области
Исполнители Программы - комитет транспорта и связи Курской области;
транспортные предприятия области
Цель и задачи Программы - обеспечение потребностей населения Курской
области в транспортном обслуживании, а также
повышение устойчивости функционирования
пассажирского транспорта и качества
обслуживания пассажиров;
обеспечение правового регулирования
пассажирских перевозок; привлечение
инвестиций в техническое переоснащение
предприятий транспорта; развитие
транспортной инфраструктуры, в том числе в
сельской местности;
эффективное функционирование предприятий
транспорта
Срок реализации - 2009 год
Объемы и источники - общая сумма финансирования за счет средств
финансирования областного бюджета - 142,578 млн. рублей, в
том числе:
в сфере автомобильного транспорта - 130,863
млн. рублей;
в сфере железнодорожного транспорта - 11,715
млн. рублей
(в ред., введенной в действие постановлением Администрации Курской области от 1 декабря 2009 года № 400, - см. предыдущую редакцию)
Перечень мероприятий - совершенствование нормативно-правовой базы;
Программы обеспечение возмещения расходов транспортным
предприятиям от предоставления права
льготного проезда в соответствии с
законодательством Курской области и на
обеспечение равной доступности транспортных
услуг;
государственная поддержка транспортных
предприятий области в виде предоставления
субсидий на возмещение части процентной
ставки по привлеченным кредитам на
приобретение автобусов;
развитие транспортной инфраструктуры, в том
числе укрепление производственно-технических
баз транспортных предприятий, пополнение и
обновление подвижного состава транспортных
предприятий;
внедрение стандартов качества предоставления
транспортных услуг;
содействие в развитии инфраструктуры
предприятий железнодорожного транспорта
Ожидаемые конечные - удовлетворение потребности населения области
результаты в безопасных и качественных пассажирских
перевозках;
привлечение инвестиций в основной капитал
транспортного комплекса в сумме 67,3787 млн.
рублей;
обеспечение эффективного и устойчивого
функционирования предприятий транспортного
комплекса
(в ред., введенной в действие постановлением Администрации Курской области от 1 декабря 2009 года № 400, - см. предыдущую редакцию)
Система организации - комитет транспорта и связи Курской области
контроля за исполнением осуществляет общее руководство и контроль за
Программы исполнением Программы и по итогам полугодия
и года представляет в Правительство Курской
области отчет о ходе ее реализации
Областная целевая программа "Развитие пассажирских перевозок в Курской области в 2009 году" (далее - Программа) является первым этапом реализации Поручения Президента Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N Пр-21342с, данного по итогам заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации 13 ноября 2007 года в части разработки и утверждения комплексных программ развития пригородного и городского транспорта, предусматривающих межвидовую увязку различных видов транспорта и повышение качества предоставляемых услуг.
Принятие областной целевой программы "Развитие пассажирских перевозок в Курской области в 2009 году" обусловлено необходимостью дальнейшего устойчивого развития инфраструктуры транспорта, что является необходимым условием социально-экономического развития области.
В настоящее время перевозка пассажиров по областным автобусным маршрутам в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется 25 предприятиями автомобильного транспорта, перевозку пассажиров трамваями и троллейбусами в областном центре осуществляет 1 предприятие городского электрического транспорта.
В последние годы увеличился объем перевозок пассажиров на транспорте частных предпринимателей. Перевозки пассажиров выполняют индивидуальные владельцы автобусов и микроавтобусов, объединенные в товарищества ООО "Курск-Авто", некоммерческое партнерство "Общество частных перевозчиков", ООО "Транспродуктсервис", ООО "Транспортная компания "КурскОблТранс", ООО "Товарищество пассажирских перевозок".
Преобразования всех отраслей экономики, произошедшие в Российской Федерации за последние 15 лет, в полной мере затронули и пассажирский транспорт Курской области. На его финансовом состоянии особенно отразилось предоставление льгот при проезде, изменение тарифной и налоговой политики, рост цен на энергоносители, несвоевременное обновление пассажирского парка, а также усиление влияния на данный рынок услуг транспорта индивидуальных перевозчиков, рост количества личного транспорта и другие причины.
В результате объемы перевозок пассажиров снизились, ухудшились экологические и технические характеристики автобусов, трамваев и троллейбусов, задействованных на обслуживании маршрутной сети. На протяжении ряда лет убытки предприятий пассажирского транспорта от перевозки льготных пассажиров из бюджетов всех уровней возмещаются не в полном объеме.
До введения в действие Федерального закона от 22 августа 2005 г. N 122-ФЗ возмещение транспортным предприятиям расходов в связи с предоставлением льгот по проезду из бюджетов всех уровней составляло 20 - 30% от необходимой потребности на эти цели, что обусловило их сложное финансовое состояние.
Ограниченность финансирования транспортных предприятий потребовала сконцентрировать все средства для обеспечения работы подвижного состава и исключить затраты на обновление и пополнение парка, развитие производственной базы и социальной сферы. Из-за отсутствия финансовых ресурсов на приобретение подвижного состава в среднем по области 53% автобусов эксплуатируются свыше 10 лет (при норме - 8 лет), средний возраст трамваев - 20 лет (при норме - 16 лет), средний возраст троллейбусов - 12,5 лет (при норме 10 лет).
Транспортные предприятия вынуждены сдерживать процесс списания техники, полностью выработавшей свой ресурс, что сказывается на регулярности и качестве обслуживания пассажиров. Кроме того, затраты на содержание и эксплуатацию изношенного пассажирского парка многократно увеличиваются по сравнению с новым пассажирским транспортом.
Одной из проблем, которая требует внимания в отрасли, является рост текучести кадров в транспортных предприятиях по основным профессиям - водителям и кондукторам, что приводит к сокращению выпуска на линию автобусов, трамваев, троллейбусов в г. Курске и простою транспортных средств в сельской местности. Главной причиной текучести кадров является низкий уровень заработной платы на предприятиях.
Анализ состояния пассажирских перевозок показывает, что основными причинами, сдерживающими развитие рынка транспортных услуг, являются:
1) недостаточное финансирование предприятий пассажирского транспорта в связи с предоставлением льгот по проезду в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Курской области;
2) убытки транспортных предприятий от пассажирских перевозок в связи с сохранением социальных тарифов и отсутствием возмещения разницы между провозными (социальными) и экономически обоснованными тарифами;
3) продолжающийся рост тарифов естественных монополий;
4) старение парка пассажирского транспорта и отсутствие достаточных объемов собственных средств на его обновление и пополнение.
Через территорию Курской области проходят две железнодорожные магистрали: Москва - Харьков и Воронеж - Киев, расположены три крупных железнодорожных узла: Курск, Льгов, Касторное и 65 железнодорожных станций. Железнодорожные перевозки на территории области обеспечиваются 38 парами пригородных пассажирских поездов (26 пар Московской железной дороги и 12 пар Юго-Восточной железной дороги), в том числе рельсовыми автобусами повышенной комфортности.
Удовлетворение потребностей хозяйствующих субъектов и населения Курской области в железнодорожных перевозках на территории области осуществляется Московской железной дорогой (МЖД) и Юго-Восточной железной дорогой (ЮВЖД) - филиалами ОАО "Российские железные дороги". В рамках заключаемых договоров между Администрацией Курской области и железными дорогами решаются вопросы по сохранению и развитию железнодорожных пригородных перевозок, регулированию железнодорожных тарифов, предоставлению права льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения гражданам - получателям социальных услуг; содержанию и эксплуатации малодеятельных участков и направлений железнодорожного транспорта.
С 2006 года в пригородном сообщении на малодеятельных участках Курской области курсируют 3 рельсовых автобуса.
Курская область, исходя из имеющихся возможностей областного бюджета, предоставляет субсидии организациям железнодорожного транспорта на возмещение:
выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по проезду от перевозки отдельным категориям граждан в поездах пригородного сообщения;
убытков от содержания и эксплуатации малодеятельных участков на территории Курской области;
убытков, полученных от пригородных пассажирских железнодорожных перевозок.
Основными сдерживающими факторами и проблемами развития железнодорожного транспорта являются:
нехватка подвижного состава и низкая скорость движения пригородных поездов;
убыточность пригородных перевозок;
высокая изношенность основных фондов железнодорожного транспорта.
Решение всех этих проблем возможно только целевым программным подходом.
Основными целями Программы являются:
повышение доступности, качества и безопасности пассажирских перевозок;
обеспечение устойчивых темпов роста объемов услуг пассажирского транспорта;
эффективное функционирование предприятий транспортного комплекса.
Реализация программных мероприятий позволит решить следующие основные задачи:
обеспечение правового регулирования пассажирских перевозок в Курской области;
развитие транспортной инфраструктуры, в том числе в сельской местности;
привлечение инвестиций в техническое переоснащение предприятий транспорта;
эффективное функционирование предприятий транспорта;
создание дополнительных рабочих мест.
Программа будет реализована в течение 2009 года.
В целях развития пассажирских перевозок в Курской области предполагается реализация комплекса мероприятий в сфере автомобильного и железнодорожного пассажирского транспорта (приложение N 1), среди которых:
в сфере автомобильного транспорта:
совершенствование нормативно-правовой базы в сфере пассажирского транспорта;
предоставление субсидий организациям автомобильного и городского электрического транспорта в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг по льготному проезду отдельных категорий граждан;
возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным транспортными организациями в кредитных организациях на приобретение подвижного состава;
развитие транспортной инфраструктуры, в том числе укрепление производственно-технических баз транспортных предприятий, ежегодное обновление подвижного состава транспортных предприятий, используемого для пассажирских перевозок;
продолжение работы по оптимизации и развитию маршрутной сети;
совершенствование системы управления транспортным комплексом области, в том числе организация централизованного контроля и управления движением городского пассажирского транспорта на основе информационных и навигационных технологий;
в сфере железнодорожного транспорта:
заключение ежегодных Соглашений о взаимодействии между Администрацией Курской области и филиалами ОАО "Российские железные дороги" - Московской железной дорогой (МЖД) и Юго-Восточной железной дорогой (ЮВЖД);