Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
В 2004 году произошло свыше 208 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 34,5 тыс. человек. По сравнению с 1997 годом число погибших возросло на 27,8 процента. Более четверти погибших в дорожно-транспортных происшествиях составили люди наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет). Всего за последние 10 лет в дорожно-транспортных происшествиях погибли 312,5 тыс. человек.
Дорожно-транспортные аварии наносят экономике России значительный ущерб, составляющий в последние 4 года 2,2 - 2,6 процента валового внутреннего продукта страны (в 2004 году ущерб составил 369 млрд. рублей, в том числе в результате гибели и ранения людей - 227,7 млрд. рублей).
На территории Курской области в 2004 году зарегистрировано 1600 дорожно-транспортных происшествий (за 2003 год - 1686), в которых погибло 286 (в 2003 году - 253) и получило ранения 1942 (в 2003 году - 1991) человека. По сравнению с 2003 годом количество ДТП сократилось на 5,1%, количество погибших возросло на 13%, количество раненых сократилось на 2,5%. Тяжесть последствий ДТП возросла с 11,2% до 12,8%.
Крайне сложная ситуация с аварийностью сложилась в г. Железногорске и Железногорском районе (рост аварий со 127 до 156, +22,8%), Поныровском (с 8 до 10, +25%), Льговском (с 34 до 44, +29,4%), Тимском (с 17 до 24, +41,2%), Черемисиновском (с 10 до 15, +50%), Советском (с 24 до 36, +50%), Фатежском (с 38 до 57, +50%), Рыльском (с 34 до 54, +58,8%) и Горшеченском (с 21 до 35, +66,7%) районах.
В г. Курске по итогам 2004 г. зарегистрировано 529 дорожно-транспортных происшествий, в которых 45 человек погибло и 588 травмировано. В сравнении с прошлым годом по городу наблюдается снижение числа ДТП на 19,0% (653 - 529), снижение количества погибших людей на 18,2% (55 - 45) и снижение количества травмированных людей на 19,8% (733 - 588). Тяжесть последствий ДТП составила 7,1% (2003 г. - 7,0%).
На долю г. Курска приходится 33,1% всех дорожно-транспортных происшествий, зарегистрированных на территории Курской области, 15,7% погибших и 30,3% травмированных людей.
В 2004 году не допущено роста аварийности по вине нетрезвых водителей. Количество таких аварий сократилось на 18,7% (с 209 до 170), не допущено роста количества погибших людей (30) и значительно сократилось число участников дорожного движения, получивших травмы в таких авариях (-20,2%). В то же время неудовлетворительное положение дел в данном направлении сложилось в Советском (рост ДТП с 4 до 5, +25%), Октябрьском (с 3 до 4, +33,3%), Солнцевском (с 6 до 8, +33,3%), Кореневском (с 2 до 4, +100%), Рыльском (с 3 до 6, +100%), Горшеченском (с 1 до 3, +200%) и Льговском (с 2 до 6, +200%) районах.
В г. Курске по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения, зарегистрировано 26 дорожно-транспортных происшествия, в которых 4 человека погибли и 33 получили различные травмы. В целом по городу аварийность по вине данной категории участников дорожного движения сократилась: по числу ДТП на 16,1% (31 - 26), по количеству травмированных на 25,0% (44 - 33).
В 2004 году осложнилась обстановка с детским дорожно-транспортным травматизмом - количество ДТП с участием детей по итогам 2004 года возросло на 3,5% (с 200 в 2003 году до 207), количество травмированных детей увеличилось на 2,5% (с 203 до 208), количество погибших увеличилось на 80% (с 10 до 18). Из общего числа ДТП с детьми по их вине произошло 84, что составляет 40,6%. Тяжесть последствий данных ДТП составила 8,0%, что на 3,3% больше, чем в 2003 году.
С участием детей на территории г. Курска зарегистрировано 81 дорожно-транспортное происшествие, в которых 4 ребенка погибло и 80 получили ранения различной степени тяжести. По городу число ДТП данной категории сократилось на 6,9% (87 - 81), по количеству травмированных детей на 13,0% (92 - 80).
В 2004 году зарегистрировано сокращение на 8,8% количества ДТП с участием пешеходов - в течение года совершено 688 таких происшествий (754 в 2003 году), при которых 121 человек погиб (104, +16,3%), с 690 до 613 снизилось количество пешеходов, получивших ранения различной степени тяжести (-11,2%). Также произошло снижение на 13,7% числа ДТП, произошедших из-за нарушения Правил дорожного движения самими пешеходами. Вместе с тем, сложное положение дел в данном направлении отмечается в Обоянском (рост ДТП с 8 до 11, +37,5%), Дмитриевском (с 5 до 7, +40%), Тимском (с 2 до 3, +50%), Конышевском (с 4 до 6, +50%), Горшеченском (с 3 до 7, +133,3%), Касторенском (с 0 до 4) и Рыльском (с 1 до 6, +500%) районах.
В г. Курске с участием пешеходов зарегистрировано 342 дорожно-транспортных происшествия, в которых 33 человека погибло и 325 получили травмы. В целом аварийность с участием пешеходов сократилась: по числу ДТП - на 20,1% (428 - 342), по количеству погибших людей - на 13,2% (38 - 33), по количеству травмированных людей - на 21,5% (414 - 325).
Из-за нарушения Правил дорожного движения пешеходами в г. Курске произошло около половины всех дорожно-транспортных происшествий, а именно 46,1%. По вине пешеходов в городе зарегистрировано 244 дорожно-транспортных происшествия, в которых 20 человек погибли и 229 человек получили травмы. Аварийность по вине данной категории участников дорожного движения также сократилась: по числу ДТП - на 22,3% (314 - 244), по количеству травмированных - на 23,4% (299 - 229), по количеству погибших людей - на 35,5% (31 - 20).
Количество пресеченных сотрудниками Госавтоинспекции области нарушений Правил дорожного движения по итогам 2004 года несколько ниже уровня 2003 года (всего пресечено 306682 нарушения, -7,5%). Вместе с тем, увеличилось количество выявленных нарушений правил проезда железнодорожных переездов (4639, +22,8%), нарушений скоростного режима (111262, +5,9%), нарушений ПДД пешеходами (64972, +2,7%). Количество пресеченных фактов управления ТС водителями в состоянии алкогольного опьянения по сравнению с 2003 годом увеличилось на 0,5% и составило 14474 нарушения.
Аварийность на автомобильном транспорте кроме морального и социального ущерба наносит значительный ущерб экономике. Средний ущерб от одного пострадавшего в ДТП в Российской Федерации в 2004 году составил:
погибшего, имевшего семью, - 9,150 млн. рублей;
погибшего, не имевшего семьи, - 8,651 млн. рублей;
раненого, получившего инвалидность и не работающего, - 4,521 млн. рублей;
раненого, получившего инвалидность и работающего, - 2,608 млн. рублей;
раненого без получения инвалидности - 0,047 млн. рублей;
гибели ребенка - 10,502 млн. рублей.
Используя результаты этих исследований, можно определить, что только в 2004 году ущерб от пострадавших в ДТП в Курской области составил 3,473 млрд. рублей (расчет выполнен в соответствии с Методикой оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий Р-03112199-0502-00).
Повышение уровня аварийности на автомобильном транспорте в последнее время объясняется рядом факторов.
Увеличение парка транспортных средств, снижение объемов и темпов строительства и реконструкции дорог, неудовлетворительная работа служб эксплуатации дорог привели к значительному ухудшению условий движения.
Большинство транспортных средств, попавших в ДТП, имеют большой срок эксплуатации и не соответствуют современным требованиям безопасности движения.
Отмечается резкое снижение транспортной дисциплины участников движения. Основными причинами, способствующими возникновению ДТП, являются превышение скорости движения, невыполнение правил обгона, выезд на полосу встречного движения, нарушение правил проезда перекрестков, управление автомобилем в нетрезвом состоянии.
Из-за слабо развитой системы связи, отсутствия системы аварийного вызова, недостаточного материально-технического обеспечения учреждений скорой помощи в крайне неудовлетворительном состоянии находится система спасения и эвакуации пострадавших с мест ДТП, оказания им своевременной медицинской помощи. Неэффективна существующая система обнаружения ДТП.