ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 февраля 2008 г. N 53-р
О ПРИМЕРНОЙ ФОРМЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
И РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ЕГО РАЗРАБОТКЕ
С целью создания условий для повышения эффективности инвестиционной деятельности в Курской области:
1. Согласовать разработанные комитетом по экономике и развитию Курской области примерную форму бизнес-плана инвестиционного проекта и рекомендации по его разработке (прилагаются).
2. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Первый заместитель Губернатора -
Председатель Правительства
Курской области
А.С.ЗУБАРЕВ
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА
БИЗНЕС-ПЛАНА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕГО РАЗРАБОТКЕ
Бизнес-план инвестиционного проекта - основной документ, в котором в краткой форме излагаются главные характеристики проекта, позволяющие обосновать и оценить возможности проекта.
Бизнес-план разрабатывается на период жизненного цикла проекта (нормативный срок использования технологического оборудования или применения новых технологий, период долгосрочного кредита и т.п.) плюс один год. Все расчеты по периодам, в которых производятся капитальные затраты, связанные со строительно-монтажными работами, закупкой, установкой и наладкой оборудования, должны быть сделаны в поквартальном разрезе. После ввода основных средств и постановки их на баланс предприятия расчеты осуществляются на годовой период.
Расчеты экономических показателей бизнес-плана производятся в прогнозных ценах с учетом инфляции. Валюта расчетов - российский рубль.
При разработке бизнес-плана необходимо учитывать требования, касающиеся расчета показателей эффективности инвестиционного проекта, предусмотренные Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденными Минэкономразвития России, Минфином России и Госстроем России от 21 июня 1999 г. N ВК 477 (далее - Методические рекомендации). При этом отдельные положения данных Рекомендаций должны применяться с учетом действующих норм налогового законодательства.
Бизнес-план может быть разработан с использованием лицензионных компьютерных программ ("Альт-Инвест", "Prodject Expert" и др.) или электронных таблиц "Excel". При использовании компьютерных программ обязательно приводятся расчеты, обосновывающие объем производства продукции в стоимостном выражении и суммы затрат на производство продукции, упомянутые в разделе "План производства".
Предлагается следующая структура бизнес-плана.
1. Титульный лист.
2. Исполнительное резюме.
3. Анализ положения дел на предприятии, в отрасли.
4. Анализ рынка.
5. План маркетинга.
6. План производства.
7. Организационный план.
8. Финансовый план.
9. Риски и неопределенности.
10. Заключительные положения и выводы.
Могут быть включены дополнительные разделы, которые помогут наиболее полно отразить сильные стороны проекта, однако, в бизнес-плане должна быть в обязательном порядке отражена информация и приведены показатели, упомянутые в пояснениях по каждому разделу данных рекомендаций.
УТВЕРЖДАЮ
____________________________________
(должность)
____________________________________
(личная подпись) (инициалы, фамилия)
"__" ________ 200_ г.
(место печати)
БИЗНЕС-ПЛАН
_____________________________
(название проекта)
Название и адрес предприятия - инициатора проекта.
Имена, адреса и телефоны основных учредителей с указанием доли в уставном капитале.
Фамилия, имя, отчество руководителя организации-претендента, телефон, факс.
Фамилия, имя, отчество контактного лица, телефон, факс.
Суть проекта (3 - 5 строк).
Характер строительства (новое строительство, реконструкция, расширение, модернизация).
Сметная стоимость проекта.
Источники финансирования проекта
собственные средства, всего,
в том числе:
чистая прибыль;
неиспользованный остаток амортизационных отчислений;
выпуск ценных бумаг;
другие источники собственных средств (расшифровать);
заемные средства (отдельно - отечественные и иностранные).
Сроки строительства.
Срок окупаемости проекта.
Кем и когда разработана и утверждена проектно-сметная документация.
Наличие заключений государственной вневедомственной (независимой), а также экологической экспертизы (наименование организации и дата утверждения).
Вид экономической деятельности, осуществляемой предприятием и планируемой к осуществлению в ходе реализации инвестиционного проекта в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Заявление о конфиденциальности.
Это характеристика проекта, раскрывающая цели проекта и доказательства его выгодности. Необходимо показать, в чем сущность проекта, назвать преимущества продукции (услуг) в сравнении с лучшими отечественными и зарубежными аналогами, указать объем ожидаемого спроса на продукцию, потребность в инвестициях и срок возврата заемных средств, показатели эффективности проекта. В резюме должно быть указано на имеющиеся риски неполучения ожидаемого эффекта и основные пути их снижения.
Если реализация проекта позволит решить социальные вопросы (создание новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, расширение жилого фонда, использование труда инвалидов и другие), то указать их.
Этот раздел является рекламой проекта, которая должна содержать убедительные доводы, подтверждающие его эффективность.
В данном разделе описывается текущее состояние организации:
основные показатели деятельности за последние два года и отчетный период текущего года (в табличной форме) с кратким анализом динамики показателей;
краткий анализ финансового состояния организации с отражением показателей финансовой устойчивости организации, показателей ликвидности баланса, показателей деловой активности и т.д.;
описание выпускаемой и проектируемой к выпуску продукции (услуг) и сфер применения; наличие аналогов, в том числе зарубежных;
доля рынка, занимаемая организацией; качество продукции (услуг) в сравнении с конкурентами;
уровень технической оснащенности производства, состояние технологического оборудования, использование производственных мощностей;
наличие системы менеджмента качества на базе международных стандартов серии ИСО 9000;
наличие необходимых лицензий, разрешений и т.п.;
экспортные возможности и перспективы организации по выпускаемой и проектируемой продукции (услугам);
кадровый состав, в том числе его квалификационный уровень, обеспеченность кадрами;
основные сведения об истории организации и ее достижениях.
Приводятся также сведения об отрасли, к которой относится предприятие - инициатор проекта: состояние дел на период представления плана и на перспективу, факторы роста или падения производства в отрасли, основные направления развития, другие сведения об отрасли, которые разработчик бизнес-плана сочтет нужным отразить.
Данный раздел является одним из базовых, поскольку от детальности и степени достоверности информации, полученной при изучении рынка, зависит реальность прогнозируемых объемов продаж и, соответственно, объемов производства, уровня цен и, следовательно, финансовых результатов, на основании которых рассчитываются показатели эффективности инвестиционного проекта.
При разработке данного раздела должны быть освещены следующие вопросы:
1. Прогноз спроса и возможностей рынка, а именно:
анализ состояния рынка продаж проектируемой продукции (услуг);
прогноз перспектив его развития с учетом (по возможности) мировых тенденций;
анализ потребителей проектируемой продукции (услуг) - наличие или отсутствие длительных хозяйственных связей по поставкам традиционной продукции, удовлетворенность качеством, условиями поставки, условиями оплаты, уровнем гарантийного и послегарантийного обслуживания, оперативностью при решении вопросов изменения ассортимента и т.п.;
определение факторов, оказывающих влияние на формирование спроса на продукцию (услуги);
сегментация рынка и определение наиболее перспективных сегментов по проектируемой продукции (услугам);
определение емкости рынка;
прогноз перспектив данного предприятия по увеличению доли рынка в результате реализации проекта;
другие аспекты, имеющие важное значение для обоснования реализуемости проекта.
2. Анализ уровня конкуренции на рынке:
сведения об основных конкурентах, действующих на данном рынке, их преимущества и недостатки в конкурентной борьбе, перспективы развития, вероятность появления новых конкурентов;
доли рынка, занимаемые конкурентами, прогноз по динамике долей рынка в результате реализации проекта;
уровень цен конкурентов на аналогичную продукцию, возможности конкурентов по снижению цены;
уровень мировых цен на продукцию (услуги), предлагаемую к производству по проекту (по возможности);
прогноз динамики цен на продукцию, проектируемую к производству, на период жизненного цикла проекта.
3. Анализ поставщиков сырья, комплектующих, основных материалов, оборудования:
краткая характеристика сырья, комплектующих, основных материалов, необходимых для производства нового вида продукции, предусмотренного проектом;
краткая информация об оборудовании, необходимом для производства нового вида продукции, предусмотренного проектом;
перечень поставщиков сырья, комплектующих, основных материалов, оборудования, наличие длительных хозяйственных связей, преимущества и недостатки каждого поставщика, уровень качества выпускаемой продукции, условия поставки и оплаты, гарантийное и послегарантийное обслуживание, уровень цен, наличие или отсутствие системы скидок и т.п.;
анализ перспектив развития рынка сырья, комплектующих, основных материалов, оборудования, перспективы поставщиков, с которыми работает предприятие - инициатор проекта;
прогноз динамики цен на сырье, комплектующие, основные материалы, оборудование в текущем году и на период жизненного цикла проекта;
уровень конкуренции на рынке сырья, комплектующих, основных материалов, оборудования, наличие или отсутствие монополистов, перспективы появления новых поставщиков.
В конце раздела приводятся выводы по изложенному аналитическому материалу.
Цель этого раздела - показать, как предприятие, реализующее инвестиционный проект, намеревается воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт продукции (услуги).
Необходимо отразить стратегию маркетинга и описать:
политику организации в сбытовой деятельности - механизм продаж (прямые поставки, дилерская или дистрибьюторская сеть, собственные торговые организации и т.п.), обоснование причин выбора той или иной формы продаж, осуществление предпродажной подготовки и гарантийного обслуживания, методы стимулирования сбыта, анализ преимуществ и недостатков местоположения организации, решение транспортных проблем при доставке продукции (целесообразность использования различных видов транспорта, наличие или отсутствие собственного транспорта и т.п.);
рекламную политику, реализуемую с целью продвижения продукции (услуги) на рынок, т.е. концепцию осуществления рекламы, применяемые инструменты, использование собственных возможностей или услуг специализированных рекламных агентств;
установление связей со средствами массовой информации, общественными организациями с целью формирования положительного имиджа организации;
политику ценообразования на различных этапах жизненного цикла продукции (услуги), наличие или отсутствие практики применения системы скидок (наценок) к цене на продукцию (услугу).
В данном разделе целесообразно привести показатели объемов продаж по выпускаемой продукции (оказываемым услугам) в укрупненной номенклатуре за последние два года и отчетный период текущего года, дать краткий анализ факторов, повлиявших на положительную или отрицательную динамику показателей. Освещение данного вопроса позволит оценить степень реализуемости на практике стратегии маркетинга, выбранной разработчиком проекта, и сделать предварительный вывод о возможностях организации по продвижению на рынок новой продукции (услуги).
Одна из важных частей раздела - план продаж нового вида продукции (услуги). Он формируется на основании данных анализа емкости рынка и возможностей организации по продвижению на рынок нового товара (услуги) с целью реализации потенциальным потребителям. План рассчитывается из проектируемых объемов продаж в натуральном выражении и прогнозных цен соответствующего года (таблица 1).