Реформа государственной службы, являясь составной частью административной реформы, призвана сделать государственную службу правовой основой функционирования государственного аппарата и важнейшим средством рационализации государственного управления.
Ведущими направлениями предстоящей в 2003 - 2005 годах реформы государственной службы являются: выработка на основе комплексной нормативно-правовой базы эффективных механизмов подбора кадров в сфере государственной службы, обеспечение их должностного роста с учетом профессиональных заслуг и деловых качеств, эффективное использование в этих целях кадрового резерва, конкурсного отбора, аттестации, совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров.
В Курской области в соответствии с федеральным законодательством заложены правовые и организационные основы механизма государственного управления в форме государственной службы с присущими ей принципами организации, квалификационными требованиями и порядком замещения должностей, с соответствующими правами, обязанностями, ограничениями по службе и другими свойственными государственной службе положениями.
В целях совершенствования государственной службы в области приняты следующие нормативные правовые акты:
Закон Курской области от 14 декабря 1995 года N 101-12-ПД "О государственной службе Курской области";
постановление Губернатора области от 08.08.1997 N 887 "Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы области";
постановление Губернатора Курской области от 18.05.2001 N 447 "О кадровом резерве органов исполнительной власти Курской области";
постановление Губернатора Курской области от 06.09.2002 N 544 "О реестре государственных должностей в Курской области";
постановление Губернатора Курской области от 26.12.2002 N 724 "Об утверждении Положения о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов государственным служащим Курской области" и другие нормативные правовые акты.
За годы действия законодательства о государственной службе области улучшился кадровый состав органов исполнительной власти области: высшее образование имеют 80% от общего числа государственных служащих, неоконченное высшее образование - 4,5%.
Возрастной состав государственных служащих органов исполнительной власти области характеризуется следующими параметрами: из общего числа работающих государственных служащих в возрасте до 30 лет - 17,1%, в возрасте 30 - 40 лет - 22%, в возрасте 40 - 50 лет - 33,4%, средний стаж работы государственных служащих органов исполнительной власти области составляет 15 лет.
Согласно требованиям законодательства отрабатывается практика конкурсного отбора и использования кадрового резерва при замещении государственных должностей государственной службы области.
Большое внимание уделяется вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих области, а также вопросам обучения кадрового резерва государственных служащих.
Одной из важнейших составляющих административной реформы должно стать создание современного института государственной службы - системы правовых норм и социальных структур, регулирующих профессиональную деятельность государственных служащих.
Проблемы развития государственной службы к настоящему моменту носят комплексный характер.
Одной из проблем государственной службы является несовершенство законодательства о государственной службе, в котором имеются противоречия и пробелы. В частности:
не закреплены основные принципы построения и функционирования единой системы государственной службы на федеральном и региональном уровнях;
не синхронизировано взаимоотношение государственной и муниципальной службы. Требуют рассмотрения вопросы обеспечения единого подхода к правовому регулированию организации как государственной, так и муниципальной службы;
для регулирования вопросов государственной службы часто используются подзаконные правовые акты - инструкции, приказы, разъяснения;
отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие вопросы профессионального поведения госслужащих, что приводит к серьезным искажениям в исполнении ими своих должностных обязанностей. В результате эффективность правовых рычагов формирования и управления государственной службой мала;
отсутствует материальная заинтересованность государственных служащих области в повышении эффективности служебной деятельности и материальная ответственность за ее низкий уровень;
недостаточно решены вопросы материально-технического обеспечения государственной службы;
не в полной мере решены вопросы пенсионного обеспечения государственных служащих.
По-прежнему наиболее острыми остаются кадровые проблемы государственной службы.
Вследствие неудовлетворенности своим положением, перспективами роста, заработной платой молодые специалисты отдают предпочтение работе в предпринимательских структурах, а не в органах государственной власти.
По-прежнему не устранены недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих.
Таким образом, тенденции к корпоративности кадров и снижению профессионализма превалируют над тенденциями профессионализации и повышения престижа государственной службы.
Необходимо активизировать усилия по сохранению наметившейся тенденции стабилизации кадрового состава государственной службы.