Действующий

Об областной программе "Реформирование государственной службы Курской области (2003 - 2005 годы)"

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения


Реформа государственной службы, являясь составной частью административной реформы, призвана сделать государственную службу правовой основой функционирования государственного аппарата и важнейшим средством рационализации государственного управления.

Ведущими направлениями предстоящей в 2003 - 2005 годах реформы государственной службы являются: выработка на основе комплексной нормативно-правовой базы эффективных механизмов подбора кадров в сфере государственной службы, обеспечение их должностного роста с учетом профессиональных заслуг и деловых качеств, эффективное использование в этих целях кадрового резерва, конкурсного отбора, аттестации, совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров.

В Курской области в соответствии с федеральным законодательством заложены правовые и организационные основы механизма государственного управления в форме государственной службы с присущими ей принципами организации, квалификационными требованиями и порядком замещения должностей, с соответствующими правами, обязанностями, ограничениями по службе и другими свойственными государственной службе положениями.

В целях совершенствования государственной службы в области приняты следующие нормативные правовые акты:

Закон Курской области от 14 декабря 1995 года N 101-12-ПД "О государственной службе Курской области";

постановление Губернатора области от 08.08.1997 N 887 "Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы области";

постановление Губернатора Курской области от 18.05.2001 N 447 "О кадровом резерве органов исполнительной власти Курской области";

постановление Губернатора Курской области от 06.09.2002 N 544 "О реестре государственных должностей в Курской области";

постановление Губернатора Курской области от 26.12.2002 N 724 "Об утверждении Положения о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов государственным служащим Курской области" и другие нормативные правовые акты.

За годы действия законодательства о государственной службе области улучшился кадровый состав органов исполнительной власти области: высшее образование имеют 80% от общего числа государственных служащих, неоконченное высшее образование - 4,5%.

Возрастной состав государственных служащих органов исполнительной власти области характеризуется следующими параметрами: из общего числа работающих государственных служащих в возрасте до 30 лет - 17,1%, в возрасте 30 - 40 лет - 22%, в возрасте 40 - 50 лет - 33,4%, средний стаж работы государственных служащих органов исполнительной власти области составляет 15 лет.

Согласно требованиям законодательства отрабатывается практика конкурсного отбора и использования кадрового резерва при замещении государственных должностей государственной службы области.

Большое внимание уделяется вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих области, а также вопросам обучения кадрового резерва государственных служащих.

Одной из важнейших составляющих административной реформы должно стать создание современного института государственной службы - системы правовых норм и социальных структур, регулирующих профессиональную деятельность государственных служащих.

Проблемы развития государственной службы к настоящему моменту носят комплексный характер.

Одной из проблем государственной службы является несовершенство законодательства о государственной службе, в котором имеются противоречия и пробелы. В частности:

не закреплены основные принципы построения и функционирования единой системы государственной службы на федеральном и региональном уровнях;

не синхронизировано взаимоотношение государственной и муниципальной службы. Требуют рассмотрения вопросы обеспечения единого подхода к правовому регулированию организации как государственной, так и муниципальной службы;

для регулирования вопросов государственной службы часто используются подзаконные правовые акты - инструкции, приказы, разъяснения;

отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие вопросы профессионального поведения госслужащих, что приводит к серьезным искажениям в исполнении ими своих должностных обязанностей. В результате эффективность правовых рычагов формирования и управления государственной службой мала;

отсутствует материальная заинтересованность государственных служащих области в повышении эффективности служебной деятельности и материальная ответственность за ее низкий уровень;

недостаточно решены вопросы материально-технического обеспечения государственной службы;

не в полной мере решены вопросы пенсионного обеспечения государственных служащих.

По-прежнему наиболее острыми остаются кадровые проблемы государственной службы.

Вследствие неудовлетворенности своим положением, перспективами роста, заработной платой молодые специалисты отдают предпочтение работе в предпринимательских структурах, а не в органах государственной власти.

По-прежнему не устранены недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих.

Таким образом, тенденции к корпоративности кадров и снижению профессионализма превалируют над тенденциями профессионализации и повышения престижа государственной службы.

Необходимо активизировать усилия по сохранению наметившейся тенденции стабилизации кадрового состава государственной службы.