Недействующий

Об областной целевой программе "Развитие образования Курской области на 2007 - 2010 годы" (с изменениями на 9 октября 2008 года)

I. Характеристика проблемы, на решение
которой направлена Программа

Система образования Курской области характеризуется многообразием типов и видов образовательных учреждений, она включает 1300 образовательных учреждений, в том числе:

234 дошкольных образовательных учреждения;

841 дневное общеобразовательное учреждение;

12 вечерних (сменных) общеобразовательных школ;

15 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

81 образовательное учреждение дополнительного образования детей;

30 учреждений начального профессионального образования;

40 учреждений среднего профессионального образования;

32 учреждения высшего профессионального образования.

В 2005 - 2006 учебном году обучалось:

в системе общего образования - 128,4 тыс. человек;

в учреждениях профессионального образования - 92,4 тыс. человек.

В системе образования области работает свыше 33 тыс. педагогических и руководящих работников.

Основным государственно-политическим документом, определяющим стратегию системы образования, является Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, материалы Государственного Совета РФ от 24.03.2006, в которых определены стратегические ориентиры, приоритетные задачи развития системы образования и ключевые условия эффективности образовательной политики государства.

В указанных документах образование определено как важнейший фактор, обеспечивающий экономический рост, социальную стабильность. В Курской области региональная система образования также рассматривается как одно из основных условий развития региона и средство удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.

Структура областной системы образования призвана обеспечить реализацию конституционных прав граждан на образование, сохранение и развитие единого образовательного пространства.

В течение 2001 - 2005 годов структурные характеристики системы образования менялись, что обусловлено демографическими процессами, развитием негосударственного сектора высшей школы, состоянием региональной экономики и рынка труда, изменением образовательных потребностей населения.

Система дошкольного образования области ориентирована на потребности населения в разнообразных образовательных и оздоровительных услугах, на оказание коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии.

За последние пять лет остается стабильным количество дошкольных учреждений в городах и поселках городского типа (2001 г. - 159 дошкольных учреждений, 2005 г. - 156). Увеличился охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1 года до 6 лет - с 40,9% в 2000 году до 45,7% в 2005 году. Продолжается передача ведомственных детских садов в муниципальную собственность. Количество муниципальных детских садов составляет 88% от общего количества дошкольных учреждений.

41% дошкольных учреждений оказывают коррекционную помощь более 3 тыс. дошкольников, имеющих отклонения в развитии.

Однако в области остается проблема обеспечения доступности дошкольного образования. С 1992 года не ведется строительство детских садов.

Численность детей, стоящих на учете для устройства в дошкольные учреждения области, ежегодно возрастает. Охват детей дошкольным образованием в области составляет 45,7% от общего количества детей дошкольного возраста. Очередность в устройстве в детские сады области превышает 8 тыс. детей.

В целях укрепления материальной базы общеобразовательных учреждений и приведения ее в соответствие с современными требованиями в течение 2001 - 2006 гг. по федеральным и областным адресным инвестиционным программам велись строительство и реконструкция объектов образования.

В 2001 - 2005 гг. были введены в эксплуатацию 16 объектов образования.

Реализация инвестиционных программ в сфере образования дала возможность увеличить число учреждений, расположенных в типовых зданиях, до 65%.

Наметилась тенденция уменьшения количества общеобразовательных учреждений, размещающихся в ветхих зданиях.

Тем не менее, материально-техническое состояние зданий и сооружений общеобразовательных учреждений диктует необходимость дальнейшего наращивания объемов работ по приведению материальной базы школ в соответствие с государственными требованиями. К началу 2006 - 2007 учебного года 8 образовательных учреждений общего образования остаются аварийными.

Базовое звено системы образования - областные и муниципальные общеобразовательные учреждения. Из-за неблагоприятной демографической ситуации ежегодно уменьшается количество общеобразовательных школ, сокращается контингент обучающихся.

В течение последних пяти лет ежегодно численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях сокращается более чем на 9 тыс. человек. Если в 1999 - 2000 учебном году обучалось 175100 школьников, то в 2005 - 2006 учебном году - 128378 школьников.