Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов направлена на обеспечение равных возможностей в системе образования для всех категорий детей независимо от состояния их здоровья.
С учетом демографической ситуации, а также негативных тенденций в динамике состояния здоровья детей, роста числа детей с нервно-психическими расстройствами и инвалидностью необходимо принятие комплекса мер по решению проблемы обучения, воспитания и реабилитации этой категории детей с целью интеграции их в социальную среду.
В Курской области проживает 4826 детей-инвалидов в возрасте от 0 до 18 лет, более 5 тысяч детей школьного возраста имеют ограниченные возможности здоровья и нуждаются в особых условиях обучения и воспитания, 413 детей-инвалидов по данным органов управления образованием обучаются на дому, 2272 ребенка не имеют возможности по состоянию здоровья посещать образовательные учреждения. Более 30% детей в от 0 до 6 лет нуждаются в комплексной психолого-медико-педагогической помощи.
Сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений области включает в себя 8 детских садов компенсирующего вида; 215 специализированных групп в дошкольных образовательных учреждениях. Специализированной помощью охвачен 3841 дошкольник.
В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах и школах-интернатах обучается 1600 детей, из них 847 детей-инвалидов.
Требуется укрепление материальной базы этих учреждений, создание комфортных условий для их обучения, воспитания и реабилитации.
Улучшение условий воспитания и обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, детей-инвалидов является задачей, определенной в посланиях Президента Российской Федерации.
В связи с этим, а также для улучшения положения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, с целью профилактики детской инвалидности необходимо решение этих проблем программно-целевым методом.
Программные мероприятия включают в себя следующие разделы по основным направлениям:
- разработка нормативно-правового обеспечения развития образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, совершенствование диагностики нарушений в развитии детей раннего возраста;
- обеспечение деятельности современного ресурсного центра по обучению, воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья;
- развитие форм интегрированного обучения детей-инвалидов;
- создание форм и условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих учебные учреждения по состоянию здоровья;
- развитие учебно-материальной базы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, включая компьютеризацию специальных (коррекционных) образовательных учреждений, подключение их к сети "Интернет";
- обеспечение специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов автотранспортом;
- создание информационной базовой сети для учреждений специального образования и родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение качественной переподготовки и повышения квалификации кадров для работы с детьми, нуждающимися в коррекционной помощи, создание медиотек;
- печатание в средствах массовой информации, организация выступлений на телевидении по проблемам воспитания, обучения и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.