Недействующий

Об областной целевой программе "Энергосбережение Курской области на период 2006 - 2010 гг." (с изменениями на 15 ноября 2007 года)

12. ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ


Изменения в тарифах на электрическую и тепловую энергию в Курской области связаны с внешними факторами, а именно:

- повышением покупной энергии с Федерального оптового рынка энергии (мощности);

- повышением платы за услуги по обеспечению системной надежности, оказываемой ОАО "Системный оператор" Центрального диспетчерского управления ("ЦДУ") ЕЭС России;

- изменением платы за услуги по передаче электрической энергии по Единой национальной электрической сети ОАО "ФСК ЕЭС";

- увеличением оптовой цены на газ природный, с учетом услуги по транспортировке и платы за снабженческо-сбытовые услуги.

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) России, проведя анализ, констатирует, что на сегодняшний день в ряде регионов тарифы на электрическую и тепловую энергию приняты на уровне ниже предельного минимального тарифа, утвержденного ФСТ России. Такими регионами являются Курская область, Республика Коми, Республика Хакасия в части тепловой энергии и Республика Коми, Камчатская, Самарская и Иркутская области в части тарифов на электрическую энергию для населения.

По результатам проверки расчетных и обосновывающих материалов 2003 - 2004 годов, представленных энергоснабжающими организациями и предприятиями Курской области для утверждения тарифов на электрическую и тепловую энергию и цен на природный и сжиженный газ для населения, Региональной энергетической комиссией произведено снижение затрат и прибыли практически по всем регулируемым организациям.

Основные причины снижения затрат и прибыли:

- завышение материальных ресурсов, связанных с ремонтными работами, относительно прогнозных индексов роста цен Минэкономразвития России;

- завышение фонда оплаты труда и начислений на заработную плату относительно прогнозных показателей потребительских цен Минэкономразвития России;

- завышение амортизационных расходов за счет несоответствия планируемых вводов основных фондов темпам роста амортизационных отчислений за предыдущие 3 года;

- завышение расходов топлива за счет применения необоснованного размера удельного расхода топлива на выработку 1 Гкал;

- завышение численности работников по охране объектов повышенной опасности относительно нормативной;

- завышение прибыли за счет значительного роста объемов капитальных вложений, расходов на поощрения, дивидендов и расходов на прочие цели, а также налога на прибыль.

Кроме того, за указанный период независимыми аккредитованными организациями произведены расчеты по технологическим потерям энергоснабжающих предприятий, что позволило уменьшить затраты по покупке электрической энергии с Федерального оптового рынка электрической энергии (мощности) и, как следствие, снизить нагрузку конечным потребителям.

Так, на 2005 год Региональной энергетической комиссией Курской области (ныне комитет по тарифам и ценам Курской области) были впервые установлены тарифы на тепловую энергию по муниципальным образованиям. Результат приведения тарифов к единой нормативно-методологической базе показал, что тарифы изменились от +30% до -20% от тарифов, установленных ранее.

Из вышесказанного видно, что формирование тарифной политики в энергетическом секторе на уровне региона связано с профессиональной подготовкой кадров различных хозяйствующих субъектов, участвующих в процессе формирования, особенно, тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Для решения этой проблемы Региональная энергетическая комиссия разработала с Курским филиалом ВЗФЭИ программу краткосрочного повышения квалификации для специалистов хозяйствующих субъектов, производящих и регулирующих жилищно-коммунальные услуги. В 2004 году по программе "Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию" подготовлено три группы специалистов из районов Курской области.

Решением Правительства РФ одобрены принципы установления оптовых цен на газ на 2005 год, которые предусматривали следующие основные параметры: средний рост на 23% и введение территориальной дифференциации оптовых цен по 11 поясам. При этом предусматривался более высокий рост цен на газ для населения, в том числе по каждому ценовому поясу, доведение оптовых цен на газ, используемый населением для целей пищеприготовления и горячего водоснабжения, до уровня оптовых цен промышленности, что в целом обеспечивало темп повышения цен на газ для промышленных потребителей ниже среднего.

Помимо этого Федеральная служба по тарифам России вводит предельные тарифы на электрическую и тепловую энергию по регионам России.

При переходе к рыночной системе в электроэнергетике России возникли проблемы, препятствующие повышению эффективности ее функционирования. Одна из них - несовершенство тарифообразования. Главной задачей повышения экономической эффективности отрасли является создание условий, вынуждающих монополию искать пути сокращения издержек и уменьшения цены на производство продукции. Основным направлением для снижения издержек производства является введение конкуренции поставщиков электроэнергии на ФОРЭМ.

Для совершенствования системы тарифообразования предлагается, начиная с 2006 года провести следующие мероприятия:

1. Установление тарифов, обеспечивающих безубыточное функционирование предприятий энергетики и отражающих все затраты на производство, передачу и распределение электроэнергии, т.е. предлагается учитывать затраты потребителя на управление режимами энергопотребления и затраты энергоснабжающих организаций на выравнивание графиков нагрузки. При этом должна вводиться глубокая дифференциация тарифов, стимулирующих промышленных потребителей к уменьшению нагрузки в пиковой зоне. В соответствии с этим комитет по тарифам и ценам Курской области сейчас вводит льготный ночной тариф на отопление для электроустановок мощностью менее 30 кВт. Необходимо выполнение отмены дотирования населения с одновременным установлением адресной поддержки малообеспеченного и льготируемого населения.

По данным РАО "ЕЭС России" объем перекрестного субсидирования между промышленностью и населением в электроэнергетике составляет порядка 60 млрд. руб. Одним из способов решения проблемы, которая сейчас активно обсуждается, является введение социальной нормы, гарантировано покрывающей потребности обычного человека. В ее рамках платеж осуществляется по льготному тарифу, а при ее превышении - по экономически обоснованному.

Возникает много технологических вопросов о том, как подсчитать социальную норму в каждом конкретном регионе с учетом экономико-географического положения и климатических условий. При этом изменение социальной нормы в большую или меньшую сторону должно быть связано с повышением доходов и развитием системы адресных субсидий. Вообще для конкретного человека имеет значение сам факт платежа, который может складываться из нескольких составляющих.

На сегодняшний день не существует методики однозначного определения размера социальной нормы, что приводит к абсурдным ситуациям, так, например, нормы потребления газа в южных регионах выше, чем в Западной Сибири. Ответы на эти вопросы есть, но в целом они достаточно неполные, и процедура установления норм подлежит уточнению при обязательном развитии системы учета.

Есть конкретные примеры по регионам, когда цена на газ для населения существенно выросла, а платеж конкретного человека либо уменьшился, как в Северной Осетии, либо изменился на единицы процентов, как в Краснодарском крае, поскольку одновременно с возросшей ценой снизилась норма потребления, и были произведены уточнения. Вопросы учета - важная не только межведомственная задача, но и системы регулирования в целом.

2. Совершенствование коммерческого взаимодействия субъектов регионального рынка электроэнергии. В первую очередь, это наведение порядка в средствах учета как энергоснабжающих организаций, так и потребителей топливно-энергетических ресурсов, уменьшение числа посредников между продавцом и потребителем ТЭР.